Решение по делу № 2-5777/2023 от 11.07.2023

... Дело № 2-5777/2023

16RS0046-01-2023-007743-43

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 августа 2023 года г. Казань

Вахитовский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Я.В. Малковой

при секретаре судебного заседании Д.А. Усамбаевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стариковой Е.П. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о возложении обязанности

УСТАНОВИЛ:

Старикова Е.П. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о возложении обязанности, указав в обоснование требований, что обратилась в Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Татарстан (далее - ОСФР по РТ) за назначением досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения.

Однако 17.05.2022г. ОСФР по РТ вынесено решение №АГ- 51- 51- 26/46269 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, поскольку не наступил срок, по достижению которого возникает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренный Приложением №7 к Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", так как не прошло 4 года с даты, на которую выработан стаж, на соответствующих видах требуемый для досрочного назначения пенсии специальный стаж 30 лет в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения выработан на 16.02.2022 г.

При этом ответчиком не были включены в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периоды нахождения в учебном отпуске с 12.11.2007г. по 02.12.2007г., с 27.02.2008г. по 21.03.2008г., с 12.05.2009г. по 06.06.2009г., с 01.10.2009г. по 31.12.2009г. в должности медицинской сестры - анестезиста отделения анестезиологии-реанимации и интенсивной терапии в ГУАЗ «Республиканском клиническом онкологическом диспансере Министерства здравоохранения Республики Татарстан». Истцу было рекомендовано обратиться за назначением пенсии по старости не ранее чем за месяц до 17.02.2026 года.

С данным решением ОСФР по РТ истец не согласна считает его незаконным по следующим основаниям.

Периоды нахождения в учебном отпуске с 12.11.2007г. по 02.12.2007г., с 27.02.2008г. по 21.03.2008г., с 12.05.2009г. по 06.06.2009г., с 01.10.2009г. по 31.12.2009г. в должности медицинской сестры -анестезиста отделения анестезиологии - реанимации и интенсивной терапии в ГУ АЗ «РКОД М3 РТ», полагает, подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии. Более того, указанные периоды подлежат включению в льготном исчислении, поскольку период нахождения в учебных отпусках является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Также необходимо отметить, что ответчиком до 2007 года ученические отпуска были включены в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, в льготном исчислении.

При таких обстоятельствах периоды нахождения в ученических отпусках подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

При этом ученические отпуска проходили в периоды работы, стаж на которой исчисляется как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев. Следовательно, ученические отпуска, также подлежат включению в специальный стаж истца в льготном исчислении, как 1 год за 1 год и 6 месяцев.

Ученические отпуска (с 12.11.2007г. по 02.12.2007г., с 27.02.2008г. по 21.03.2008г., с 12.05.2009г. по 06.06.2009г., с 01.10.2009г. по 31.12.2009г.) в льготном исчислении составляют 7 месяцев и 17 дней.

ОСФР по Республике Татарстан в решении указывает, что 30- летний стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, выработан на 16 февраля 2022 года. Однако, при включении в льготном исчислении вышеуказанных ученических отпусков, право на досрочную страховую пенсию возникает у истца не 16 февраля 2022 года, а 30 мая 2021 года.

По мнению истца, право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения возникает у истца 31 мая 2024 года.

Просит обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Татарстан включить периоды работы Стариковой Е.П. с 12.11.2007г. по 02.12.2007г., с 27.02.2008г. по 21.03.2008г., с 12.05.2009г. по 06.06.2009г., с 01.10.2009г. по 31.12.2009г. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в льготном исчислении, а именно год работы, как год и шесть месяцев. Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Татарстан назначить досрочную страховую пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения с 31 мая 2024 года.

Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, согласно представленного отзыва просил отказать в удовлетворении требований.

Представитель третьего лица ГАУЗ «РКОД МЗ РТ» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, согласно представленного отзыва просил исковые требования удовлетворить.

Выслушав истца,, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении 1 пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

Из материалов дела следует, что решением Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по РТ от 17 мая 2022 года №355985/21 Стариковой Е.П. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, поскольку не наступил срок, по достижению которого возникает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренный Приложением 7 к Федеральному закону от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом положения пункта 3 ст.10 ФЗ от 03.10.2018г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», т.е. не прошло 4 года с даты, на которую выработан стаж на соответствующих видах работ. Требуемый для досрочного назначения пенсии специальный стаж 30 лет в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения выработан на 16.02.2022г. Требуемые для назначения страховой пенсии по старости продолжительность страхового стажа и величина индивидуального коэффициента имеются.

В стаж на соответствующих видах работ не включены периоды нахождения в учебном отпуске с 12.11.2007г. по 02.12.2007г., с 27.02.2008г. по 21.03.2008г., с 12.05.2009г. по 06.06.2009г., с 01.10.2009г. по 31.12.2009г. в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации и интенсивной терапии в ГАУЗ «РКОД МЗ РТ» на основании постановления Правительства РФ от 11.07.2002г. №516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости…» при назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. №400-ФЗ. Стариковой Е.П. рекомендовано обратиться за назначением пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона №400-ФЗ. С учетом срока, предусмотренного в Приложении 7 к Закону №400-ФЗ, т.е. не ранее чем за месяц до 17.02.2026г.

В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается?трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (приложение Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. постановлением Правительства от 29.10.2022г. №781) право на льготное исчисление стажа имеют медицинские сестры - анестезисты отделения анестезиологии - реанимации и интенсивной терапии.

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 173 Трудового кодекса РФ работникам направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программ магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

В соответствии со ст.174 Трудового кодекса Российской Федерации «Работникам, успешно осваивающим имеющие государственную аккредитацию образовательные программы среднего профессионального образования по заочной и очно-заочной формам обучения, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для: прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах - по 30 календарных дней, на каждом из последующих курсов - по 40 календарных дней.»

Такие отпуска предоставляются работникам ежегодно на всем протяжении обучения в образовательном учреждении среднего профессионального образования.

Из приказов справки ГАУЗ «РКОД МЗ РТ» от 13.12.2021г. следует, что истцу предоставлялись ученические отпуска в спорные периоды на основании ст. 174 ТК РФ с сохранением заработной платы для прохождения промежуточной аттестации.

Согласно диплома от 16 декабря 2009 года истцу вручен диплом о высшем образовании.

На основании вышеизложенного, периоды нахождения Стариковой Е.П. в дополнительных отпусках с сохранением среднего заработка в связи с обучением с 12.11.2007г. по 02.12.2007г., с 27.02.2008г. по 21.03.2008г., с 12.05.2009г. по 06.06.2009г., с 01.10.2009г. по 31.12.2009г. должны быть включены в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в льготном исчислении, а именно год работы, как год и шесть месяцев.

Вместе с тем, требование истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения с 31 мая 2024 года подлежит оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

Согласно ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1).

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Правовые основания и условия назначения досрочной пенсии лицам, занимавшимся лечебной деятельностью, установлены п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", согласно которой страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи;

В силу ч. 1.1 ст. 30 указанного закона, страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 ч. 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Указанным приложением предусмотрено увеличение на 36 месяца срока назначения страховой пенсии со дня возникновения права на страховую пенсию по старости лицам, чье право возникнет в 2021 году.

В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложением 7, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о назначении досрочной пенсии, суд приходит к выводу, что срок назначения страховой пенсии по старости у истца в силу Федерального закона от 03.102018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", не наступил, поскольку при наличии стажа по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, необходимого для определения права на досрочную страховую пенсию по старости в 2021 году в 30 лет, пенсия истцу может быть назначена не ранее чем через 36 месяцев со дня приобретения такого стажа, необходимого для назначения пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". Этот срок на момент рассмотрения дела в суде не наступил.

В силу положений части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации именно нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов лица является обязательным условием реализации права на его судебную защиту.

Поскольку защите подлежит только нарушенное право, исходит из того, что порядок назначения и выплаты пенсии регламентирован пенсионным законодательством, связан с обращением заявителя в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии с представлением необходимых документов. Так как срок назначения пенсии истцу не наступил на момент принятия судебного решения, указанные действия истцом не совершены, то отсутствует нарушенное право Стариковой Е.П. на установление даты назначения пенсии.

При таких обстоятельствах, исковое заявление подлежит частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (ОГРН 1021603269500) включить периоды работы Стариковой Е.П.) с 12.11.2007г. по 02.12.2007г., с 27.02.2008г. по 21.03.2008г., с 12.05.2009г. по 06.06.2009г., с 01.10.2009г. по 31.12.2009г. в должности медицинской сестры - анестезиста отделения анестезиологии-реанимации и интенсивной терапии в ГУАЗ «Республиканском клиническом онкологическом диспансере Министерства здравоохранения Республики Татарстан» в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в льготном исчислении, а именно год работы, как год и шесть месяцев.

В остальной части исковое заявление оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через данный суд в течении 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

...

...

Судья Я.В. Малкова

... Дело № 2-5777/2023

16RS0046-01-2023-007743-43

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 августа 2023 года г. Казань

Вахитовский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Я.В. Малковой

при секретаре судебного заседании Д.А. Усамбаевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стариковой Е.П. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о возложении обязанности

УСТАНОВИЛ:

Старикова Е.П. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о возложении обязанности, указав в обоснование требований, что обратилась в Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Татарстан (далее - ОСФР по РТ) за назначением досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения.

Однако 17.05.2022г. ОСФР по РТ вынесено решение №АГ- 51- 51- 26/46269 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, поскольку не наступил срок, по достижению которого возникает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренный Приложением №7 к Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", так как не прошло 4 года с даты, на которую выработан стаж, на соответствующих видах требуемый для досрочного назначения пенсии специальный стаж 30 лет в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения выработан на 16.02.2022 г.

При этом ответчиком не были включены в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периоды нахождения в учебном отпуске с 12.11.2007г. по 02.12.2007г., с 27.02.2008г. по 21.03.2008г., с 12.05.2009г. по 06.06.2009г., с 01.10.2009г. по 31.12.2009г. в должности медицинской сестры - анестезиста отделения анестезиологии-реанимации и интенсивной терапии в ГУАЗ «Республиканском клиническом онкологическом диспансере Министерства здравоохранения Республики Татарстан». Истцу было рекомендовано обратиться за назначением пенсии по старости не ранее чем за месяц до 17.02.2026 года.

С данным решением ОСФР по РТ истец не согласна считает его незаконным по следующим основаниям.

Периоды нахождения в учебном отпуске с 12.11.2007г. по 02.12.2007г., с 27.02.2008г. по 21.03.2008г., с 12.05.2009г. по 06.06.2009г., с 01.10.2009г. по 31.12.2009г. в должности медицинской сестры -анестезиста отделения анестезиологии - реанимации и интенсивной терапии в ГУ АЗ «РКОД М3 РТ», полагает, подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии. Более того, указанные периоды подлежат включению в льготном исчислении, поскольку период нахождения в учебных отпусках является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Также необходимо отметить, что ответчиком до 2007 года ученические отпуска были включены в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, в льготном исчислении.

При таких обстоятельствах периоды нахождения в ученических отпусках подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

При этом ученические отпуска проходили в периоды работы, стаж на которой исчисляется как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев. Следовательно, ученические отпуска, также подлежат включению в специальный стаж истца в льготном исчислении, как 1 год за 1 год и 6 месяцев.

Ученические отпуска (с 12.11.2007г. по 02.12.2007г., с 27.02.2008г. по 21.03.2008г., с 12.05.2009г. по 06.06.2009г., с 01.10.2009г. по 31.12.2009г.) в льготном исчислении составляют 7 месяцев и 17 дней.

ОСФР по Республике Татарстан в решении указывает, что 30- летний стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, выработан на 16 февраля 2022 года. Однако, при включении в льготном исчислении вышеуказанных ученических отпусков, право на досрочную страховую пенсию возникает у истца не 16 февраля 2022 года, а 30 мая 2021 года.

По мнению истца, право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения возникает у истца 31 мая 2024 года.

Просит обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Татарстан включить периоды работы Стариковой Е.П. с 12.11.2007г. по 02.12.2007г., с 27.02.2008г. по 21.03.2008г., с 12.05.2009г. по 06.06.2009г., с 01.10.2009г. по 31.12.2009г. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в льготном исчислении, а именно год работы, как год и шесть месяцев. Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Татарстан назначить досрочную страховую пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения с 31 мая 2024 года.

Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, согласно представленного отзыва просил отказать в удовлетворении требований.

Представитель третьего лица ГАУЗ «РКОД МЗ РТ» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, согласно представленного отзыва просил исковые требования удовлетворить.

Выслушав истца,, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении 1 пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

Из материалов дела следует, что решением Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по РТ от 17 мая 2022 года №355985/21 Стариковой Е.П. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, поскольку не наступил срок, по достижению которого возникает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренный Приложением 7 к Федеральному закону от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом положения пункта 3 ст.10 ФЗ от 03.10.2018г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», т.е. не прошло 4 года с даты, на которую выработан стаж на соответствующих видах работ. Требуемый для досрочного назначения пенсии специальный стаж 30 лет в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения выработан на 16.02.2022г. Требуемые для назначения страховой пенсии по старости продолжительность страхового стажа и величина индивидуального коэффициента имеются.

В стаж на соответствующих видах работ не включены периоды нахождения в учебном отпуске с 12.11.2007г. по 02.12.2007г., с 27.02.2008г. по 21.03.2008г., с 12.05.2009г. по 06.06.2009г., с 01.10.2009г. по 31.12.2009г. в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации и интенсивной терапии в ГАУЗ «РКОД МЗ РТ» на основании постановления Правительства РФ от 11.07.2002г. №516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости…» при назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. №400-ФЗ. Стариковой Е.П. рекомендовано обратиться за назначением пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона №400-ФЗ. С учетом срока, предусмотренного в Приложении 7 к Закону №400-ФЗ, т.е. не ранее чем за месяц до 17.02.2026г.

В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается?трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (приложение Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. постановлением Правительства от 29.10.2022г. №781) право на льготное исчисление стажа имеют медицинские сестры - анестезисты отделения анестезиологии - реанимации и интенсивной терапии.

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 173 Трудового кодекса РФ работникам направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программ магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

В соответствии со ст.174 Трудового кодекса Российской Федерации «Работникам, успешно осваивающим имеющие государственную аккредитацию образовательные программы среднего профессионального образования по заочной и очно-заочной формам обучения, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для: прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах - по 30 календарных дней, на каждом из последующих курсов - по 40 календарных дней.»

Такие отпуска предоставляются работникам ежегодно на всем протяжении обучения в образовательном учреждении среднего профессионального образования.

Из приказов справки ГАУЗ «РКОД МЗ РТ» от 13.12.2021г. следует, что истцу предоставлялись ученические отпуска в спорные периоды на основании ст. 174 ТК РФ с сохранением заработной платы для прохождения промежуточной аттестации.

Согласно диплома от 16 декабря 2009 года истцу вручен диплом о высшем образовании.

На основании вышеизложенного, периоды нахождения Стариковой Е.П. в дополнительных отпусках с сохранением среднего заработка в связи с обучением с 12.11.2007г. по 02.12.2007г., с 27.02.2008г. по 21.03.2008г., с 12.05.2009г. по 06.06.2009г., с 01.10.2009г. по 31.12.2009г. должны быть включены в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в льготном исчислении, а именно год работы, как год и шесть месяцев.

Вместе с тем, требование истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения с 31 мая 2024 года подлежит оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

Согласно ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1).

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Правовые основания и условия назначения досрочной пенсии лицам, занимавшимся лечебной деятельностью, установлены п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", согласно которой страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи;

В силу ч. 1.1 ст. 30 указанного закона, страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 ч. 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Указанным приложением предусмотрено увеличение на 36 месяца срока назначения страховой пенсии со дня возникновения права на страховую пенсию по старости лицам, чье право возникнет в 2021 году.

В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложением 7, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о назначении досрочной пенсии, суд приходит к выводу, что срок назначения страховой пенсии по старости у истца в силу Федерального закона от 03.102018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", не наступил, поскольку при наличии стажа по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, необходимого для определения права на досрочную страховую пенсию по старости в 2021 году в 30 лет, пенсия истцу может быть назначена не ранее чем через 36 месяцев со дня приобретения такого стажа, необходимого для назначения пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". Этот срок на момент рассмотрения дела в суде не наступил.

В силу положений части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации именно нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов лица является обязательным условием реализации права на его судебную защиту.

Поскольку защите подлежит только нарушенное право, исходит из того, что порядок назначения и выплаты пенсии регламентирован пенсионным законодательством, связан с обращением заявителя в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии с представлением необходимых документов. Так как срок назначения пенсии истцу не наступил на момент принятия судебного решения, указанные действия истцом не совершены, то отсутствует нарушенное право Стариковой Е.П. на установление даты назначения пенсии.

При таких обстоятельствах, исковое заявление подлежит частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (ОГРН 1021603269500) включить периоды работы Стариковой Е.П.) с 12.11.2007г. по 02.12.2007г., с 27.02.2008г. по 21.03.2008г., с 12.05.2009г. по 06.06.2009г., с 01.10.2009г. по 31.12.2009г. в должности медицинской сестры - анестезиста отделения анестезиологии-реанимации и интенсивной терапии в ГУАЗ «Республиканском клиническом онкологическом диспансере Министерства здравоохранения Республики Татарстан» в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в льготном исчислении, а именно год работы, как год и шесть месяцев.

В остальной части исковое заявление оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через данный суд в течении 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

...

...

Судья Я.В. Малкова

2-5777/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Старикова Екатерина Петровна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по РТ
Другие
ГАУЗ «Республиканский клинический онкологический диспансер МЗ РТ имени профессора М.З. Сигала»
Суд
Вахитовский районный суд г. Казань Республики Татарстан
Судья
Малкова Яна Валерьевна
Дело на странице суда
vahitovsky.tat.sudrf.ru
11.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.07.2023Передача материалов судье
13.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.07.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.08.2023Предварительное судебное заседание
08.08.2023Судебное заседание
15.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее