Судья Киняшова Г.А. Дело 33а-4377/2021
УИД 24RS0002-01-2020-003247-95
А-3.022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 июня 2021 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Сидоренко Е.А.,
судей Корниенко А.Н., Шавриной А.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Копейкиной Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ачинского межрайонного прокурора Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Преображенского сельсовета Ачинского района Красноярского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности
по апелляционной жалобе представителя администрации Преображенского сельсовета Ачинского района Красноярского по доверенности Ивановой Е.В.
на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 11 сентября 2020 года, которым постановлено:
«Административное исковое заявление Ачинского межрайонного прокурора Красноярского края удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Преображенского сельсовета Ачинского района Красноярского края по непринятию мер по созданию на территории Преображенского сельсовета Ачинского района Красноярского края специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Обязать администрацию Преображенского сельсовета Ачинского района Красноярского края в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать на территории муниципального образования Преображенский сельсовет Ачинского района Красноярского края специализированную службу по вопросам похоронного дела.»
Заслушав и обсудив доклад судьи Корниенко А.Н.
УСТАНОВИЛА:
Заместитель Ачинского межрайонноого прокурора Красноярского края Булатова О.С. обратилась с указанным административным иском.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства об организации погребения и похоронного дела установлено, что в нарушение п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Красноярского края «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» от 15.10.2015 № 9-3724, Федерального закона «О погребении и похоронном деле», Указа Президента РФ от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших», специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории Преображенского сельсовета Ачинского района Красноярского края не создана, порядок ее деятельности не определен. Отсутствие на территории сельского поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела нарушает права неопределенного круга лиц на получение на безвозмездной основе услуг по погребению согласно гарантированному перечню услуг, предусмотренному законодательством, а также лишает лицо, принявшее на себя обязанность осуществлять погребение умершего, права выбора между осуществлением погребения умершего безвозмездно указанной специализированной службой либо самостоятельно с последующим получением социального пособия на погребение.
Заместитель Ачинского межрайонного прокурора Красноярского края Булатова О.С. просила признать незаконным бездействие администрации Преображенского сельсовета Ачинского района Красноярского края по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, обязать администрацию Преображенского сельского совета администрации Ачинского района Красноярского края создать на территории сельского поселения специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Преображенского сельсовета Ачинского района Красноярского края по доверенности Иванова Е.В. просила отменить решение суда первой инстанции, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, поскольку возложение на администрацию сельсовета такой обязанности, как организация мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела будет являться вмешательством в деятельность органа местного самоуправления. Услуги по погребению умерших могут оказываться иными организациями, индивидуальными предпринимателями. Администрация вправе самостоятельно определять порядок и организацию совместно с такой специализированной службой услуг по погребению, в том числе, оказываемых на безвозмездной основе.
Заслушав прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края Дубро В.И., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших о причинах неявки, не просивших об отложении дела, проверив материалы дела в полном объеме, судебная коллегия считает, что решение суда не подлежит изменению по следующим основаниям.
Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 г. N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" установлено, что специализированные службы оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению по первому требованию указанных в пункте 1 статьи 9 Федерального закона N 8-ФЗ лиц, а также обращено внимание на недопустимость отказа специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям (пункт 1), предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.
Согласно ч.1 ст. 9 ФЗ РФ «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996г. № 8-ФЗ супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
В соответствии с ч.1 ст. 12 ФЗ РФ «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996г. № 8-ФЗ при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 ФЗ «О погребении и похоронном деле» гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.
Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления (ч. 2 ст.25 ФЗ РФ № 8-ФЗ).
В статье 29 названного федерального закона указано, что органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших, порядок деятельности которых определяется органами местного самоуправления.
Согласно ч.3 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 17 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно п.н ч.1 ст.1 Закона Красноярского края «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» от 15.10.2015 г. № 9-3724 организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения сельских поселений.
Согласно пункту 2.1.3 ГОСТа 32609-2014 специализированная служба по вопросам похоронного дела - это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, Ачинской межрайонной прокуратурой Красноярского края в ходе проверки соблюдения требований законодательства об организации погребения и похоронного дела установлено, что на территории Преображенского сельсовета Ачинского района Красноярского края не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, не определен порядок ее деятельности.
29 ноября 2017 года Ачинским межрайонным прокурором вынесено представление Главе Преображенского сельсовета Ачинского района Красноярского края об устранении нарушений законодательства об организации погребения и похоронного дела, в частности по созданию на территории сельсовета специализированной службы по вопросам похоронного дела (л.д. 5-7).
22 декабря 2017 г. администрация Преображенского сельсовета сообщила Ачинскому межрайонном прокурору о том, что специализированные организации и службы, осуществляющие деятельность по вопросам похоронного дела на территории Преображенского сельсовета не зарегистрированы, что постановлением администрации Ачинского района Красноярского края от 16 марта 2015 года № 288-П «Об утверждении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню по погребению» определена специализированная служба по вопросам похоронного дела МУП «Ачинский транспорт», для которой установлен размер возмещения стоимости услуг на погребение умерших пенсионеров, не подлежащих обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти (л.д.8).
16 января 2018 г. МУП «Ачинский транспорт» сообщило прокурору о том, что учреждение не является специализированной службой (организацией) по вопросам похоронного дела в Ачинском районе и сельских советов Ачинского района, осуществляет деятельность по погребению умерших граждан невостребованных родственниками только в г. Ачинске на основании Постановления администрации г. Ачинска № 312-п от 03 декабря 2009 года (л.д.45).
27.08.2020г. между администрацией Преображенского сельсовета и индивидуальным предпринимателем Самсоновой П.Д. заключен муниципальный контракт № 0119300016220000002, предметом которого является предоставление индивидуальным предпринимателем гарантированного перечня услуг по погребению на территории Преображенского сельсовета Ачинского района Красноярского края.
Проанализировав предоставленные доказательства в совокупности с указанными выше положениями действующего законодательства об органах местного самоуправления, о погребении и похоронном деле, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что на администрацию Преображенского сельсовета Ачинского района Красноярского края как орган местного самоуправления возлагается обязанность по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела. Поскольку указанная служба администрацией не создана, суд правомерно признал такое бездействие органа местного самоуправления незаконным и возложил на него обязанность устранить нарушения в сфере похоронного дела путем создания подобной организации.
Суд исходил из того, что непринятием административным ответчиком мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела и реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению нарушаются права граждан на выбор между погребением, включающим в себя гарантированный перечень бесплатных услуг, и погребением за счет собственных средств, с последующим получением социального пособия.
В опровержение доводов административного ответчика о выполнении требуемой обязанности в связи с заключением муниципального контракта с индивидуальным предпринимателем Самсоновой П.Д., суд первой инстанции правомерно указал на то, что полномочия по организации ритуальных услуг отнесены к полномочиям Преображенского сельсовета, заключение данного контракта не является основанием для освобождения административного ответчика от исполнения возложенных на него законом обязанностей.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права. Как верно установлено судом специализированные организации и службы, осуществляющие деятельность по вопросам похоронного дела на территории Преображенского сельсовета Ачинского района Красноярского края не зарегистрированы. При этом в соответствии с вышеперечисленными положениями законодательства такие организации как хозяйствующие субъекты должны быть созданы именно органом местного самоуправления, административным ответчиком данные требования закона не были исполнены.
Отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих в муниципальном районе, на получение гарантированных услуг по погребению, предусмотренных вышеприведенными нормами федерального и регионального законодательства.
В таком положении на орган местного самоуправления судом первой инстанции правомерно возложена обязанность по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Вопреки доводам апелляционной жалобы вопросы, подлежащие решению специализированной службой, не могут быть делегированы органом местного самоуправления отдельным специалистам из числа сотрудников администрации района либо сторонним организациям, индивидуальным предпринимателям, поскольку положениями Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" функции по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению за счет бюджета отнесены к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления.
Поэтому заключение в период рассмотрения административного дела 27.08.2020 г. между административным ответчиком и индивидуальным предпринимателем Самсоновой П.Д. муниципального контракта на предоставление исполнителем перечня услуг по погребению не свидетельствует о создании администрацией сельсовета специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам административного дела, при его рассмотрении не допущено нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену судебных актов, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Процессуальных нарушений, могущих влечь отмену итогового решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 11 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
судьи: