Дело № 2а-6697/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Никитенковой Е.В.,
при секретаре Грасс Л.В.,
рассмотрев 27 июля 2017 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре дело по административному иску Тестина Ю.В. к ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» о признании незаконным бездействия, обязании выдать официальные уведомления за 2014, 2015, 2017 годы о назначении или об основаниях отказа в назначении государственной социальной помощи,
У С Т А Н О В И Л:
Тестин Ю.В. обратился в суд с административным иском к ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненаправлении официальных уведомлений за 2014, 2015, 2017 годы о назначении или об основаниях отказа в назначении государственной социальной помощи, обязании выдать официальные уведомления за 2014, 2015, 2017 годы о назначении или об основаниях отказа в назначении государственной социальной помощи.
В судебном заседании Тестин Ю.В. административный иск поддержал.
Представитель ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» в судебном заседании с административным иском не согласился, указав, что Тестин Ю.В. с заявлением о назначении ему мер социальной поддержки не обращался, о присвоении статуса малоимущей семьи был извещен надлежащим образом. Просил применить последствия пропуска административным истцом срока для обращения с административным иском.
Исследовав материала дела, суд приходит к следующему.
По делу установлено, что ** ** ** супруга Тестина Ю.В. – ... Л.Д., обратилась в ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» с заявлением о признании семьи малоимущей и назначении государственной социальной помощи, указав в составе своей семьи Тестина Ю.В.
** ** ** ... Л.Д. получила на руки справку № ... от ** ** ** о признании семьи в составе: Тестин Ю.В., ... С.Ю., ... Д.Ю., ... Л.Д., малоимущей и имеющей право на получение государственной социальной помощи ** ** **.
** ** ** ... Л.Д. обратилась в ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» с заявлением о признании семьи малоимущей и назначении государственной социальной помощи, указав в составе своей семьи Тестина Ю.В.
В ** ** ** ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» принято решение о присвоении статуса малоимущей семье ... Л.Д. в составе ... человек с ** ** **.
** ** ** ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» направило Тестину Ю.В. ответ на его обращение, в котором указало, что по результатам рассмотрения заявления ... Л.Д. о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими и назначении государственной социальной помощи от ** ** ** семья заявителя признана малоимущей на период с ** ** **. Среднедушевой доход одного члена семьи составил ...., что выше размера гарантированного душевого денежного дохода, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 23.04.2014 №157 в размере 1907 руб. В связи с этим социальное пособие семье не назначено. По результатам рассмотрения заявления от ** ** ** принято решение о признании семьи малоимущей на срок с ** ** **. Социальное пособие не назначено по причине превышения среднедушевого дохода одного члена семьи .... над величиной гарантированного душевого денежного дохода, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 30.10.2014 № 423 в размере 2161 руб.
Как подтвердил в судебном заседании Тестин Ю.В., указанный ответ был получен им в ** ** **
** ** ** ... Л.Д. обратилась в ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» с заявлением о признании семьи малоимущей, назначении и выплате государственной социальной помощи в виде социального пособия, указав в составе своей семьи Тестина Ю.В. В заявлении просила сообщить о принятом решении по адресу электронной почты.
В ** ** ** ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» принято решение о присвоении статуса малоимущей семье ... Л.Д. в составе ... человек с ** ** **, а также решения о назначении ежемесячного пособия на детей.
Указанные решения направлены в адрес заявителя по адресу указанной ею электронной почты, факт получения решений в ** ** ** по электронной почте административным истом не оспаривался.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
На основании ч. 1 и ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 настоящего Федерального закона.
Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу п.п. «а» п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 56-РЗ «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» в Республике Коми малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан могут быть предоставлены различные виды государственной социальной помощи, в том числе денежные выплаты в виде пособия семье, одиноко проживающему гражданину, среднедушевой доход которых ниже гарантированного душевого денежного дохода.
В соответствии со ст. 5 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 56-РЗ «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» государственная социальная помощь малоимущим семьям, малоимущему одиноко проживающему гражданину или иным категориям граждан назначается решением государственного учреждения Республики Коми, определенного Правительством Республики Коми, по месту жительства или месту пребывания малоимущей семьи, малоимущего одиноко проживающего гражданина или иных категорий граждан.
Государственная социальная помощь в соответствии с настоящим Законом может быть оказана малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину, имеющим по независящим от них причинам среднедушевой доход, определяемый в соответствии с федеральным законодательством, ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Коми, и иным категориям граждан.
Порядок и условия назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде денежных выплат определяется Правительством Республики Коми.
Порядок и условия признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, назначения и выплаты им государственной социальной помощи в виде пособия семье, одиноко проживающему гражданину, среднедушевой доход которых ниже гарантированного душевого денежного дохода, установлены Постановлением Правительства РК от 31.12.2004 № 281 (далее – Порядок).
В силу п. 2 Порядка для признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими гражданин от себя лично (для одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо лицо, являющееся представителем гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляет в государственное учреждение Республики Коми - центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства или по месту пребывания следующие документы: 1) заявление о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими по форме согласно приложению к настоящим Порядку и условиям; 2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина и всех совершеннолетних членов его семьи, а также несовершеннолетних членов семьи гражданина, достигших возраста 14 лет, свидетельства о рождении всех несовершеннолетних членов семьи гражданина, не достигших возраста 14 лет; 3) документы, подтверждающие денежные доходы за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, гражданина и всех членов его семьи, которые учитываются при решении вопроса о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, в том числе документ, подтверждающий уплату (неуплату) алиментов (для гражданина, в составе семьи которого имеются несовершеннолетние дети, родители (родитель) которых совместно не проживают с ними), документы, подтверждающие доходы индивидуального предпринимателя.
Как предусмотрено п. 10, п. 11 Порядка, семья или одиноко проживающий гражданин признаются малоимущими сроком на шесть месяцев с месяца, следующего за месяцем, в котором зарегистрировано заявление гражданина.
Решение о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими (об отказе) принимается центром: 1) в течение 10 рабочих дней со дня представления документов, указанных в пунктах 2 и 3 настоящих Порядка и условий (в случае если документы, указанные в пункте 3 настоящих Порядка и условий, представлены по инициативе заявителя); 2) в течение 5 рабочих дней со дня поступления последнего ответа на запросы центра или МФЦ (в случае если документы, указанные в пункте 3 настоящих Порядка и условий, не представлены заявителем по собственной инициативе).
Согласно п. 12 Порядка центр или МФЦ сообщает гражданину о принятом решении способом, указанным в заявлении, в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения (в случае принятия решения об отказе в признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими указываются основания, в соответствии с которыми было принято такое решение), за исключением случая, когда решение о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими принято в день личного представления заявителем требуемых документов в центр и соответствующая справка о признании семьи малоимущей (одиноко проживающего гражданина малоимущим) выдана непосредственно на приеме в день представления требуемых документов в центр.
Судом установлено, что ... Л.Д. в 2014, 2015 и 2016 годах обращалась в ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» с заявлениями о признании семьи малоимущей и назначении государственной социальной помощи.
ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» по данным заявлениям были приняты решения о признании семьи малоимущей, о чем было сообщено заявителю.
При этом административным ответчиком подтвержден факт надлежащего уведомления Филон Л.Д. о принятом решении в 2014 и 2016 году.
Как предусмотрено п. 19 – п. 22 Порядка, пособие семье, одиноко проживающему гражданину, среднедушевой доход которых ниже гарантированного душевого денежного дохода назначается и выплачивается малоимущей семье и малоимущему одиноко проживающему гражданину, среднедушевой доход которых ниже размера гарантированного душевого денежного дохода, утверждаемого Правительством Республики Коми по основным социально-демографическим группам населения и природно-климатическим зонам Республики Коми за соответствующий квартал, действующего на день регистрации документов, указанных в пункте 2 настоящих Порядка и условий.
Пособие назначается и выплачивается центром в размере разницы между размером гарантированного душевого денежного дохода и среднедушевым доходом малоимущей семьи или доходом малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Для назначения и выплаты пособия представление заявления и документов не требуется.
Решение о назначении и выплате пособия принимается центром одновременно с принятием решения о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, указанного в пункте 11 настоящих Порядка и условий.
Из приведенных норм следует, что при получении от заявителя документов, подтверждающих основания для признания семьи малоимущей, и принятии положительного решения о присвоении семье статуса малоимущей на ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» лежит обязанность одновременно рассмотреть вопрос о назначении малоимущей семье государственной социальной помощи в виде социального пособия.
При этом в силу прямого указания п. 21 и п. 22 Порядка для решения указанного вопроса не требуется представление отдельного заявления и пакета документов.
При таких обстоятельствах суд признает несостоятельной ссылку административного ответчика на то, что вопрос о назначении семье Тестина Ю.В. пособия не подлежал рассмотрению, поскольку Филон Л.Д. при подаче заявления о признании семьи малоимущей и назначении государственной социальной помощи не сделала в бланке заявления отметку о необходимости назначения ее семье социального пособия.
На основании ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.
Судом установлено, что семья административного истца не была уведомлена ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» в срок, установленный ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
О том, что социальное пособие его семье не назначено, административный истец был поставлен в известность только в ** ** ** при ответе на его обращение.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о неправомерном бездействии ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара».
Между тем, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска в связи с пропуском Тестиным Ю.В. срока для обращения с административным иском.
Согласно ч. 1 и ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как установлено судом, о признании семьи малоимущей на основании заявлений ... Л.Д. от ** ** **, от ** ** **, равно как и о том, что социальное пособие семье не назначено, Тестину Ю.В. достоверно было известно по крайней мере с ** ** ** из полученного им ответа ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» от ** ** **.
О признании семьи малоимущей и назначенных мерах государственной социальной помощи на основании заявления ... Л.Д. от ** ** ** Тестин Ю.В. объективно должен был узнать не позднее ** ** **, когда ими были получены по электронной почте решения ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара».
С административным иском в суд Тестин Ю.В. обратился только ** ** **.
Никаких уважительных причин, объективно препятствовавших ему в установленный трехмесячный срок обратиться с заявлением (до ** ** **), с административным иском (после ** ** **) об оспаривании бездействия ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара», Тестин Ю.В. суду не привел.
Учитывая изложенное, суд считает требования административного иска Тестина Ю.В. не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Тестина Ю.В. к ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненаправлении официальных уведомлений за 2014, 2015, 2017 годы о назначении или об основаниях отказа в назначении государственной социальной помощи, обязании выдать официальные уведомления за 2014, 2015, 2017 годы о назначении или об основаниях отказа в назначении государственной социальной помощи отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца с момента составления в окончательной форме через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Председательствующий Е.В. Никитенкова