№ 12-65/2022.
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть оглашена 19 апреля 2022 года
22 апреля 2022 года г.Улан-Удэ
Судья Советского районного суда г.Улан-Удэ Тумурова А.А., при секретаре Тагласовой Б.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ
в отношении ИП Тонконогова Дениса Сергеевича
по жалобе ИП Тонконогова Дениса Сергеевича
на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах Центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории от 08 февраля 2022 года,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах Центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории от Тонконогов Д.С. был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 40 тыс. руб.
В жалобе в Советский районный суд г.Улан-Удэ защитник ИП Тонконогова Д.С. по доверенности Бартенев А.С. просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование указано на необоснованность выводов должностного лица о нарушении требований ст.15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в связи с отсутствием сведений об обучении лиц, допущенных к транспортировке отходов I-IV классов опасности, поскольку при рассмотрении дела государственному инспектору были представлены удостоверения о повышении квалификации по программе «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с отходами I-IV классов опасности». Кроме того, в качестве нарушения указано об отсутствии у подрядных организаций, занимающихся транспортировкой отходов, лицензии на деятельность по транспортированию отходов I-IV классов опасности. Между тем, данный вывод не обоснован, т.к. деятельность по транспортировке отходов осуществлял ИП Тонконогов Д.С., имеющий бессрочную лицензию, с использованием арендованных транспортных средств на основании договора аренды с экипажем. Также ИП Тонконогову Д.С. вменяется нарушение п.2 ст.16 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", в связи отсутствием паспортов отходов I-IV классов опасности при их транспортировании. Однако, ИП Тонконогов Д.С. не является лицом, на которого законом возложена обязанность по отнесению отходов к конкретному классу опасности.
В судебном заседании ИП Тонконогов Д.С. и его защитник Бартенев А.С. просили жалобу удовлетворить по изложенным в ней основаниям, представив дополнительные пояснения, согласно которым 26.06.2021 года МКУ «Администрация МО ГП «поселок Усть-Баргузин» утверждены паспорта: на отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), древесные отходы от сноса и разборки зданий, смет с территории предприятия малоопасный. Согласно проектной документации тело свалки содержит в себе пять видов отходов: три вышеперечисленных отхода IV класса опасности и два отхода V класса опасности. Отходы V класса опасности паспортизации не подлежит. Таким образом, на момент проведения проверки у ИП Тонконогова Д.С. имелись паспорта отходов I-IV классов опасности, транспортируемые со свалки в пгт.Усть-Баргузин Баргузинского района. Все допущенные к работе на объекте «Свалка пгт.Усть-Баргузин» работники ИП Тонконогова Д.С. и сотрудники сторонних организаций имеют документы о повышении квалификации «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с отходами I-IV классов опасности».
Старший государственный инспектор РФ Ганжурова Т.Н., представитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории по доверенности Алексеева А.Н. возражали против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность постановления об административном правонарушении.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с ч.1 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В рамках федерального проекта «Чистая страна» и национального проекта «Экология» в 2019 году разработана Проектная документация по объекту «Рекультивация свалки в пгт.Усть-Баргузин Баргузинского района в центральной экологической зоне Байкальской природной территории», заказчиком которой является Минприроды РБ.
Получено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по Проектной документации, утвержденное приказом Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории от , сроком на пять лет.
21.06.2021 года между Министерством природных ресурсов и экологии Республики Бурятия ИП Тонконоговым Д.С. заключен государственный контракт от и дополнительное соглашение к нему от
По условиям контракта подрядчик ИП Тонконогов Д.С. обязался выполнить работы по рекультивации свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Срок начала выполнения работ - с даты подписания контракта, срок окончания выполнения работ: I этап - 01.12.2021 года, II этап – 01.11.2022 года. Срок действия контракта не позднее 21 декабря 2022-года;
Объем I этапа работ по месяцам:
- июнь 2021 года - подготовительные работы. Демонтаж старогоограждения, строительство планировка и разработка поверхности хозяйственнойзоны; Формирование проездов; транспортировка воды и охлаждение отходов.
- в период с июля по октябрь 2021 года - разработка ТКО экскаватором спогрузкой в автотранспорт; перевозка ТКО на 280 км.
ИП Тонконогов Д.С. осуществляет работы по рекультивации свалки на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности от 26.07.2017 №(03)-4031-СТОУБ, выданной на основании приказа Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия от 26.07.2017 № 489, бессрочно.
На основании решения Межрегионального, управления Федеральнойслужбы по надзору в сфере природопользования Росприроднадзора по Иркутскойобласти и Байкальской природной территории от 10.12.2021 № 274-р «Опроведении внеплановой выездной проверки», с решением о внесении изменений,в решение от 10.12.2021 № 274-р Межрегионального управления Федеральнойслужбы по надзору в сфере природопользования Росприроднадзора по Иркутскойобласти и Байкальской природной территории от 15 декабря 202-1 № 28.4-р. «О:проведении внеплановой выездной проверки», с решением отнесении измененийв решение от 10.12.2021 № 274-р Межрегионального управления Федеральной.службы по надзору в сфере природопользования Росприроднадзора по Иркутскойобласти и Байкальской природной территории от 20 декабря 2021 № 290-р «Опроведении внеплановой выездной проверки» проведена внеплановая выезднаяпроверка соблюдения ИП Тонконогова Д.С. обязательных требований в областиохраны окружающей среды.
По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 28.12.2021 года №Э-1172-в.
В ходе проверки было установлено следующее.
ИП Тонконогов Д.С. осуществляет транспортирование отходов с использованием собственных транспортных средств (1 ед.) и транспортных средств по договорам аренды следующих лиц (54 ед.): (всего 19 лиц).
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом, ИП Тонконоговым Д.С. были представлены три договора субаренды транспортных средств с экипажем: с ИП Родионовым Е.К., с ООО «Билюта», с ИП Мисайловым Р.С.
Поскольку законные основания использования автотранспорта не были представлены, должностное лицо пришло к выводу о том, что ИП Тонконогов Д.С. привлек вышеуказанных лиц к транспортировке отходов на условиях договоров подряда.
На основании изложенного был сделан вывод о том, что 16 лиц были привлечены к транспортировке отходов в отсутствие лицензии в нарушение п.1 ст.16 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которому транспортирование отходов осуществляется с соблюдением экологических требований, санитарно-эпидемиологических требований и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации об автомобильном, железнодорожном, воздушном, внутреннем водном и морском транспорте.
Ссылаясь на незаконность постановления в указанной части, ИП Тонконоговым Д.С. в суд были представлены договоры аренды транспортных средств, заключенные с:
Таким образом, надлежащие доказательства, подтверждающие возникновение подрядных правоотношений, в материалы дела не представлены, ИП Тонконогов Д.С. указанный факт не признает, объяснения от предполагаемых субподрядчиков в ходе проверки не были отобраны.
Согласно ст.24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах нельзя считать установленным нарушение ИП Тонконоговым Д.С. требований п.1 ст.16 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления.
Как следует из постановления по делу об административном правонарушении ИП Тонконоговым Д.С. не были представлены сведения о допущенных к транспортировке отходов лицах, в связи с чем должностное лицо пришло к выводу о нарушении требований п.1 ст.15 Федерального закона Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которому лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
Оспаривая данные выводы должностного лица, сторона защиты заявила о том, что фактически к транспортировке отходов были допущены только 30 транспортных средств, принадлежащих ИП Тонконогову Д.С. (3 ед.) и иным лицам (27 ед.):
С учетом данных доводов были представлены сведения о допущенных к транспортировке лицах и получении ими дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I-IV классов опасности, о чем представлены приказы о допуске к работе, трудовые договоры, удостоверения о повышении квалификации и маршрутные листы.
Из содержания данных документов судом установлено, что водители, допущенные к транспортировке отходов (22 работника), имеют необходимые документы об образовании, однако водители Разницин И.В. и Метелев Е.В. обучение окончили года, после допуска их к работам на объекте «Свалка в пгт. Усть-Баргузин» ( года).
Кроме того, следует также учесть, что доводы о фактически допущенных к транспортировке отходов 30 транспортных средствах были впервые озвучены в суде 19 . Тогда как при проведении проверки было установлено, что к транспортировке отходов было привлечено 55 транспортных средств. В жалобе вышеуказанные выводы ИП Тонконогов Д.С. не оспаривал, наоборот, в подтверждение доводов об использовании транспортных средств на условиях договоров аренды им были представлены соответствующие договоры.
Мотивы изменения своей позиции, обоснования того, почему соответствующие доводы не были заявлены сразу, ИП Тонконоговым Д.С. не приведены.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о том, что сведения о допуске к транспортировке отходов 30 транспортных средств были представлены лишь в целях обоснования доводов о допуске к транспортировке отходов I - IV классов опасности лиц, имеющих документы о необходимой квалификации, и фактически при транспортировании использовалось большее количество транспортных средств в отсутствие сведений о допущенных к такой деятельности лицах и их обучении.
Таким образом, в действиях ИП Тонконогова Д.С. имеются признаки нарушения требований п.1 ст.15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Как следует из постановления об административном правонарушении ИП Тонконогов Д.С. осуществлял деятельность по транспортированию отходов I-IV классов опасности в отсутствие паспортов отходов.
Виды отходов, подлежащих вывозу, и класс их опасности установлены в протоколах испытаний отходов, выполненных испытательным центром ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону, Бурятским республиканским отделом лабораторного анализа и технических измерений (приложение 33). В данном приложении имеются протоколы испытаний на определение компонентного состава 5 видов отходов (опилки и стружка натуральной чистой древесины, несортированные; отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные); древесные отходы от сноса и разборки зданий; смет с территории предприятия малоопасный; отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами. В данных протоколах классы опасности не установлены.
Судом установлено, что ИП Тонконогов Д.В. представил 3 паспорта отходов IV класса опасности: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабартиные), смет с территории предприятия малоопасный, древесные отходы от сноса и разборки зданий.
Таким образом, поскольку контрактом предусмотрена перевозка отходов при выполнении работ по рекультивации свалки в пгт.Усть-Баргузин, следует признать факт транспортировки ИП Тонконоговым Д.С. всех пяти видов отходов.
При таких обстоятельствах, поскольку сведения о том, что при транспортировании двух видов отходов (опилки и стружка натуральной чистой древесины и отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами) были соблюдены требования о наличии паспорта отходов I - IV классов опасности не представлены, судья приходит к выводу о нарушении ИП Тонконоговым Д.С. п.2 ст.16 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Доводы о том, что ИП Тонконогов Д.С. не является лицом, на которого законом возложена обязанность по отнесению отходов к конкретному классу опасности подлежат отклонению, поскольку привлекаемое лицо было привлечено к ответственности, не в связи с отсутствием паспортов отходов I - IV классов опасности, а за транспортирование отходов в отсутствие таких паспортов.
Ссылка на то, что два вида отходов относятся к V классу опасности, поэтому паспортизации не подлежат, надлежащими доказательствами не подтверждена.
При таких обстоятельствах должностное лицо обоснованно пришло к выводу о наличии в действиях ИП Тонконогова Д.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
Порядок и срок привлечения к административной ответственности соблюдены.
Руководствуясь ст.30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах Центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории от 08 февраля 2022 в отношении ИП Тонконогова Дениса Сергеевича оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: А.А. Тумурова