Решение по делу № 2-3398/2019 от 28.06.2019

                                                           Дело № 2-3398/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 июля 2019 г.                                                                                              г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе судьи Т.Л. Грачевой,

при секретаре Ю.А. Дубенской,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитенковой Екатерины Сергеевны к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия в Ульяновской области о признании неправомерным отказа в выдаче свидетельства о единовременной социальной выплате на оплату приобретаемого жилого помещения или погашения ипотечного займа, возложении обязанности выдать свидетельство о единовременной социальной выплате

У С Т А Н О В И Л:

Никитенкова Е.С. обратилась в суд с иском к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия в Ульяновской области о признании неправомерным отказа в выдаче свидетельства о единовременной социальной выплате на оплату приобретаемого жилого помещения или погашения ипотечного займа, возложении обязанности выдать свидетельство о единовременной социальной выплате, указывая, что является гражданкой РФ, с ДД.ММ.ГГГГ состоит в зарегистрированном браке с ФИО21., с которым имеют совместных пятерых малолетних детей, что подтверждается свидетельствами о рождении, выданным и в установленном законом порядке.

ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Законом Ульяновской области от 02.11.2011 года № 180-ЗО обратилась к ответчику о заявлением о предоставлении социальной выплаты (в размере 1,0 млн. рублей) за счет средств областного бюджета Ульяновской области для улучшения жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ. ей позвонили из Отделения по г. Димитровграду Областного государственного казённого учреждения социальной защиты населения Ульяновской области и сказали, что однозначно будет отказ и предложили забрать документы.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ года она информирована, что право на сертификат возникает при наличии заработка за 6 месяцев, предшествующих дате подачи заявления и ей необходимо представить сведения о ее заработке и доходе другого родителя.

Истица имеет постоянный источник дохода в виде пособия по уходу за ребёнком, а ее супруг ФИО15. имеет постоянный источник дохода в виде выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход в сумме 2400 руб. ежемесячно.

Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ года она проинформирована о том, что ей отказано в выдаче свидетельства, поскольку в представленных документах отсутствуют сведения о постоянном источнике дохода - в ее семье оба родителя не работают, предпринимателями не являются.

Отказ ответчика в предоставлении ей социальной выплаты в размере 1,0 млн. рублей за счет средств областного бюджета Ульяновской области для улучшения жилищных условий считает неправомерным.

Согласно п. 10 Порядка решение об отказе в выдаче свидетельства принимается в случае: отсутствия у заявителя на дату обращения права на получение единовременной социальной выплаты; 2) непредставления документов, предусмотренных пунктом настоящего Порядка; 3) наличия в представленных заявителем документах недостоверных сведений; 4) несоответствия заявления о выдаче свидетельства и документов, поданных размещения их на Портале, требованиям законодательства; 5) использование права на получение единовременной социальной выплаты.

Между тем, такого основания для отказа в выдаче свидетельства, как отсутствия постоянного заработка за последние 6 месяцев, ни ст. 8.1 Закона Ульяновской области от 02.11.2011 №180-30 «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации Ульяновской области», ни вышеуказанный Порядок не содержат.

На день ее обращения к ответчику обстоятельства, послужившие основанием для постановки ее семьи на данный учет, не отпали: Она имеет постоянный источник дохода в виде пособия по уходу за ребёнком, ее супруг ФИО22. имеет постоянный источник дохода в виде в неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход в сумме 2400 рублей ежемесячно.

Просила суд признать неправомерным решение ответчика № исх. от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе в выдаче истице свидетельства о единовременной денежной выплате на оплату приобретаемого жилого помещения или погашение ипотечного кредита (займа) в размере стоимости жилого помещения или в размере долга по ипотечному кредиту (займу), но не более 1000000 рублей. Обязать Административного ответчика Министерство здравоохранения, семь социального благополучия Ульяновской области выдать Никитенковой Екатерине Сергеевне свидетельство о единовременной денежной выплаты оплату приобретаемого жилого помещения или погашение ипотечного кредита в размере стоимости жилого помещения или в размере долга по ипотечному кредиту (займу), но не более 1 000 000 рублей.

            В судебном заседании истица не присутствовала, ее интересы представляла на основании нотариально удостоверенной доверенности Кармаева Л.В., которая поддержала исковые требования и доводы, изложенные в иске в полном объеме.

            Представитель ответчика Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области Фролова Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, представила отзыв, в котором просила в иске отказать, так как истцом не были представлены сведения о постоянном источнике доходов. Так же дополнила, что в случае, если при изучении Министерством семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области поступившего обращения установлено одно из возможных обстоятельств, препятствующее выдаче свидетельства о единовременной выплате, то оформляется отказ, при этом иные возможные причины для отказа уже не выясняются.

          Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования, ФИО23 в судебном заседании не присутствовал, извещался.

          Выслушав представителя истицы, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

В судебном заседании установлено, что истица является матерью 5 детей: ФИО16. ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО18 ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО19 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО20 ДД.ММ.ГГГГ г.р.,

Истице выдано удостоверение многодетной семьи.

Указанные лица, как и истица, и ФИО24. являются гражданами РФ, постоянно проживают на территории Ульяновской области, что сторонами не оспаривалось.

ДД.ММ.ГГГГ года, в соответствии с Законом Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ года № истица обратилась к ответчику о заявлением о предоставлении социальной выплаты (в размере 1,0 млн. рублей) за счет средств областного бюджета Ульяновской области для улучшения жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ года Министерством семейной, демографической политики и социального благополучия в Ульяновской области, истице дан ответ, оформленный в форме уведомления об отказе в выдаче свидетельства о единовременной социальной выплате на оплату приобретаемого жилого помещения или погашения ипотечного займа при рождении четвертого и последующих детей от ДД.ММ.ГГГГ года № .

Отказ мотивирован тем, что в комплекте представленных документов отсутствуют сведения о постоянном источнике дохода, при этом приведена ссылка на пп 1. П.10 Постановление Правительства Ульяновской области от 19.08.2013 N 368-П (ред. от 22.06.2018) "О мерах по реализации Закона Ульяновской области "О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области" (вместе с "Порядком предоставления денежных выплат", "Порядком предоставления единовременных выплат, связанных с приобретением жилого помещения или погашением ипотечного кредита (займа)", "Порядком сопровождения отдельных категорий семей социальным работником").

Согласно указанной нормы, учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи для определения права на получение одинокой матерью (одиноким отцом) ЕДВ на ребенка, не посещающего детский сад, производятся в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" и перечнем видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи".

В письме первого председателя Правительства Ульяновской области истице разъяснено, что для получения свидетельства необходимо о наличии хотя бы у одного из родителей детей трудовых доходов или доходов от предпринимательской деятельности, в семье Никитенковых оба родителя не работают, предпринимателями не являются.

Указанное письмо подтверждает предоставление истицей сведений о доходах истицы и ее супруга.

Истица не работает, осуществляет     уход за детьми, при этом младший ребенок – сын ФИО25 ДД.ММ.ГГГГ года не достиг на момент рассмотрения дела и годовалого возраста, при этом, истица имеет постоянный источник дохода в виде пособия по уходу за ребёнком.

Согласно представленным справкам,    ФИО26 как на момент обращения к ответчику, так и на момент рассмотрения дела судом, осуществляет уход за нетрудоспособным лицом, в связи с чем ему выплачивается компенсационные выплаты в сумме: до июня 2019 года- 2400 руб., после июня 2019 года- 1200 руб.

Указом Президента РФ от 26.12.2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" (в редакции от 13.05.2008 года, действующей на момент возникновения правоотношений сторон) установлены с 01.07.2008 года ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.

Порядок осуществления компенсационных выплат определен Правилами осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 года N 343.

Согласно п. п. 2, 3 Правил, ежемесячная компенсационная выплата назначается проживающим на территории РФ лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.

Компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.

Из анализа приведенных норм следует, что целью указанной выплаты является оказание соответствующей материальной помощи гражданину, который не работает, сам не получает пенсию, то есть фактически не получает никаких доходов в связи с тем, что занят уходом за нетрудоспособными лицами, тем самым указанная выплата носит компенсационный характер.

Вместе с тем, такой уход приравнивается к работе (хотя формально период такого ухода нельзя рассматривать в качестве работы по трудовому договору), за которую государство выплачивает определенную денежную сумму.

Таким образом, Никитенков А.Н. имеет постоянный источник дохода в виде выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход в сумме 2400 руб. ежемесячно.

Сама истица в настоящее время осуществляет уход за ребенком 2018 года.

Решение об отказе в выдаче свидетельства принимается в соответствии с Порядком предоставления единовременных выплат, связанных с приобретением жилого помещения или погашения ипотечного кредита ( займа) в случае: 1) отсутствия у заявителя на дату обращения права на получение единовременной социальной выплаты; 2) непредставления документов, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка; 3) наличия в представленных заявителем документах недостоверных сведений; 4) несоответствия заявления о выдаче свидетельства и документов, поданных путем размещения их на Портале, требованиям законодательства.

Пункт 7 указывает, что выдача свидетельства осуществляется на основании следующих документов:

1) заявления о выдаче свидетельства;

2) документа, удостоверяющего в соответствии с законодательством Российской Федерации личность заявителя и содержащего отметку об адресе его регистрации по месту жительства на территории Ульяновской области на дату рождения ребенка (детей);

3) свидетельств о рождении детей;

4) письменного согласия другого родителя на получение свидетельства - для второго родителя, имеющего гражданство Российской Федерации, постоянно проживающего на территории Ульяновской области;

5) утратил силу

6) свидетельства о заключении брака;

7) решения органа местного самоуправления о принятии заявителя и (или) его супруга (супруги) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма;

8) копий налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц за налоговый период, предшествующий году обращения за свидетельством, верность которых удостоверена налоговыми органами (для граждан, обязанных в соответствии с законодательством Российской Федерации подавать налоговые декларации), или справки о доходах физического лица по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, или иных документов о заработке гражданина за 6 месяцев, предшествующих дате подачи заявления.

Документ, предусмотренный подпунктом 7 настоящего пункта, запрашивается территориальным органом в рамках межведомственного электронного взаимодействия с организациями, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а в случае отсутствия у территориального органа доступа к единой системе межведомственного электронного взаимодействия - на бумажном носителе с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных в течение 5 дней со дня обращения.

            Владелец свидетельства вправе представить документ, предусмотренный подпунктом 7 настоящего пункта, по собственной инициативе.

            Отказ ответчика в предоставлении ей социальной выплаты в размере 1,0 млн. рублей за счет средств областного бюджета Ульяновской области для улучшения жилищных условий при таких обстоятельствах является неправомерным.

          Вместе с тем, рассматривая требования о возложении обязанности на Министерство здравоохранения, семь социального благополучия Ульяновской области выдать Никитенковой Екатерине Сергеевне свидетельство о единовременной денежной выплаты оплату приобретаемого жилого помещения или погашение ипотечного кредита в размере стоимости жилого помещения или в размере долга по ипотечному кредиту (займу), но не более 1 000 000 рублей, суд приходит к следующему.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Суд не вправе подменять органы местного самоуправления по решению вопросов местного значения, которые наделены собственной компетенцией по решению вопросов местного значения, а соответственно, не могут быть лишены возможности реализовать предоставленные им полномочия по указанным вопросам.

Таким образом, вопрос о предоставлении единовременной социальной выплате на оплату приобретаемого жилого помещения или погашения ипотечного займа при рождении четвертого и последующих детей должен разрешаться ответчиком, но без учета основания к отказу, изложенного в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ года № .

           В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Никитенковой Екатерины Сергеевны к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия в Ульяновской области удовлетворить частично.

Признать отказ Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия в Ульяновской области, оформленный в форме уведомления об отказе в выдаче свидетельства о единовременной социальной выплате на оплату приобретаемого жилого помещения или погашения ипотечного займа при рождении четвертого и последующих детей от ДД.ММ.ГГГГ года № незаконным.

Обязать Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия в Ульяновской области рассмотреть вопрос о предоставлении единовременной социальной выплате на оплату приобретаемого жилого помещения или погашения ипотечного займа при рождении четвертого и последующих детей без учета основания к отказу, изложенного в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ года № .

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                           Т.Л. Грачева

2-3398/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Никитенкова Е.С.
Ответчики
Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области
Другие
Кудряшов А.Н.
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновск
Дело на сайте суда
leninskiy.uln.sudrf.ru
28.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.07.2019Передача материалов судье
03.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.07.2019Подготовка дела (собеседование)
16.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.07.2019Судебное заседание
05.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.07.2019Передача материалов судье
05.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2019Подготовка дела (собеседование)
16.07.2019Судебное заседание
07.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее