Решение по делу № 12-176/2021 от 19.10.2021

дело №12-176/2021

РЕШЕНИЕ

25 ноября 2021 года                                                                    пос. Пряжа

Судья Пряжинского районного суда Республики Карелия Епишин В.А., при помощнике судьи Чирковой В.Ю., рассмотрев в помещении Пряжинского районного суда Республики Карелия по адресу: Республика Карелия, Пряжинский район, поселок Пряжа, улица Советская, дом №61, жалобу защитника Райкова Н.В. – Балашовой Л.Г. на постановление начальника отдела земельного надзора Североморского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 7 октября 2021 года № З-08/07-078 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в отношении Райкова Николая Валентиновича,

установил:

постановлением начальника отдела земельного надзора Североморского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 7 октября 2021 года № З-08/07-078 Райков Н.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания, защитник Райкова Н.В. – Балашова Л.Г. обратилась в суд с жалобой, в которой просит обжалуемое постановление отменить.

В судебном заседании защитник Райкова Н.В. – Балашова Л.Г. доводы жалобы поддержала.

Заслушав защитника, рассмотрев представленные материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, при этом учитывается, что жалоба подана в установленный ст.30.3 КоАП РФ срок.

В соответствии с ч.2 ст.8.7 КоАП РФ признается административным правонарушением невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, за совершение которого предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ч.2 ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, помимо прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.

Статьей 8 Федерального Закона от 16.07.1998 №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» установлена обязанность собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов, земельных участков осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, основанием для привлечения Райкова Н.В. к административной ответственности послужило то, что он, будучи собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для осуществления сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером <данные изъяты> в нарушение требований п.п.1, 2 ч.2 ст.13, ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.8 Федерального закона от 16.07.1998 №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» допустил перекрытие плодородного слоя почвы навалом камней и строительными материалами (железные уголки, полипропиленовый погреб, пленка для укрытия, железный лист), не принял меры к выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, что привело к ухудшению качественного состояния земель.

Данное нарушение выявлено 19 июля 2021 года в ходе проведения в отношении Райкова Н.В. должностным лицом Североморского межрегионального управления Россельхознадзора мероприятия по контролю на указанном земельном участке.

Доказательствами вины Райкова Н.В. в совершении административного правонарушения являются: протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, протокол осмотра территории, протоколы испытаний от ДД.ММ.ГГГГ, заключение от ДД.ММ.ГГГГ, выполненное <данные изъяты> согласно которому вследствие использования земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <данные изъяты> с нарушением установленных земельным законодательством Российской Федерации требований рационального использования земель произошло снижение числовых значений показателей плодородия по четырем критериям: уменьшение содержания органического вещества на 2,54%, уменьшение содержания подвижного фосфора на 75,71%, уменьшение содержания обменного калия на 22,87%, снижение кислотности на 4,17%.

Частью 1 ст.26.4 КоАП РФ установлено, что в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, должностное лицо, в производстве которого находится дело, выносит определение о назначении экспертизы.

В силу ч.2 данной статьи эксперту должны быть разъяснены его права и обязанности.

В соответствии с положениями указанной нормы и ч.3 ст.25.9 КоАП РФ эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Вместе с тем приведенные выше требования закона должностным лицом Североморского межрегионального управления Россельхознадзора выполнены не были, сведения о предупреждении эксперта об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения отсутствуют.

Таким образом, заключение эксперта получено с нарушением закона и в силу ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не может быть использовано в качестве доказательства по настоящему делу об административном правонарушении.

При производстве по делу о совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого определена ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, подлежит доказыванию как факт наступления вредных последствий, выраженных в уничтожении или порче плодородного слоя почвы, так и факт совершения лицом, привлекаемым к ответственности, неправомерных действий или бездействия, которые привели к порче земли. Кроме того, подлежит доказыванию причинная связь между действиями и (бездействием) наступлением вредных последствий.

    В рассматриваемом случае выводы должностного лица обусловлены самим фактом расположения на земельном участке навала камней и строительных материалов (железные уголки, полипропиленовый погреб, пленка для укрытия, железный лист).

     Вместе с тем из исследованных судом доказательств не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, что именно данное обстоятельство привело к снижению почвенного плодородия и истощению почвы.

Таким образом, причинно-следственная связь между вменяемым Райкову Н.В. бездействием и возможным наступлением негативных последствий в виде ухудшения качественного состояния земель в данном конкретном случае не прослеживается.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Отсутствие надлежащих доказательств вины Райкова Н.В. вызывает неустранимые сомнения в виновности должностного лица, что в соответствии с положениями ч.4 ст.1.5 КоАП РФ не позволяет разрешить вопрос о доказанности либо отсутствии вины Райкова Н.В. в совершении вменяемого правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.

В связи с указанным, вынесенное начальником отдела земельного надзора Североморского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору ДД.ММ.ГГГГ постановление на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Руководствуясь ст. 30.1- 30.8 КоАП РФ, судья

решил:

постановление начальника отдела земельного надзора Североморского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 7 октября 2021 года № З-08/07-078 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении Райкова Николая Валентиновича отменить, производство по делу прекратить за недоказанностью.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ № 1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).

Судья                                                                            В.А. Епишин

12-176/2021

Категория:
Административные
Ответчики
Райков Николай Валентинович
Другие
Балашова Людмила Геннадьевна
Суд
Пряжинский районный суд Республики Карелия
Судья
Епишин В.А.
Статьи

8.7

Дело на странице суда
priazhsky.kar.sudrf.ru
19.10.2021Материалы переданы в производство судье
22.10.2021Истребованы материалы
09.11.2021Поступили истребованные материалы
25.11.2021Судебное заседание
25.11.2021Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
25.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее