Судья Пацёра Е.Н. Дело № 33а-5524/2021
УИД 24RS0028-01-2020-001353-34
3.025а
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 апреля 2021 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Мирончика И.С.,
судей: Славкина М.М., Корниенко А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи:
Дорошковой М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кировского района г. Красноярска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел России «Красноярское», Главному управлению Министерства внутренних дел России по Красноярскому краю о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя МУ МВД России «Красноярское» Батищевой Е.В.,
по апелляционной жалобе представителя ГУ МВД России по Красноярскому краю Арзамасовой Е.В.
на решение Кировского районного суда г. Красноярска от 26 января 2021 года, которым постановлено:
«Административные требования удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие МУ МВД России «Красноярское», ГУ МВД России по Красноярскому краю по надлежащему содержанию лиц в ИВС ОП №3 МУ МВД России «Красноярское», расположенном по адресу: г. Красноярск, пер. Автобусный, 6, выразившееся в неорганизации и необустройстве прогулочного двора, обязать в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в рамках своей компетенции ГУ МВД России по Красноярскому краю организовать, МУ МВД России «Красноярское» обеспечить лиц, содержащихся в ИВС ОП №3 МУ МВД России «Красноярское», ежедневными прогулками, в остальной части требований отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Кировского района г. Красноярска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел России «Красноярское», Главному управлению Министерства внутренних дел России по Красноярскому краю о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Кировского района г. Красноярска проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в изоляторе временного содержания ОП № 3 МУ МВД России «Красноярское», в ходе которой выявлено ряд нарушений. Указанные нарушения грубо нарушают права подозреваемых и (или) обвиняемых, содержащихся под стражей, на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду; негативно влияют на здоровье лиц, содержащихся в ИВС ОП №3 МУ МВД России «Красноярское». По факту выявленных нарушений прокуратурой района 13.12.2019г. и 26.12.2019г. начальнику МУ МВД России «Красноярское» внесены представления, которые рассмотрены, в их удовлетворении отказано.
Просил признать незаконным бездействие МУ МВД России «Красноярское» и ГУ МВД России по Красноярскому краю по надлежащему содержанию лиц в ИВС ОП № 3 МУ МВД России «Красноярское» по факту того, что не обустроена комната для хранения постельного белья, предназначенного для подозреваемых и обвиняемых; отсутствует санитарный пропускник для указанных лиц; не оборудована дезинфекционная камера для обработки постельного белья; не проведена ревизия приточно-вытяжной вентиляции; не установлены потолочные светильники в камерах; размер окон в камерах не соответствует требованиям; не организован и не обустроен прогулочный дворик; подозреваемые и (или) обвиняемые, содержащиеся в ИВС ОП №3 МУ МВД России «Красноярское», перед их отправкой, в случае невозможности обеспечения горячим питанием в установленное время, не обеспечиваются сухим пайком; камеры ИВС не обустроены настенными шкафами и прикроватными тумбочками (одна на 2 человека) для хранения продуктов питания и предметов личной гигиены. Возложить на ГУ МВД России по Красноярскому краю и МУ МВД России «Красноярское» обязанность в рамках своей компетенции путем организации капитального строительства либо реконструкции, либо текущего ремонта, либо капитального ремонта ИВС ОП №3 МУ МВД России «Красноярское» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить указанные нарушения.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель МУ МВД России «Красноярское» по Красноярскому краю Батищева Е.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что в связи с видом разрешенного использования не представляется возможным строительство на земельном участке прогулочного двора. Кроме того, строительство прогулочного двора в течение 9 месяцев не соответствует порядку строительства объектов специального назначения МВД России, срок реализации объекта составляет не менее 5 лет.
В апелляционной жалобе представитель ГУ МВД России по Красноярскому краю Арзамасова Е.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, в связи с видом разрешенного использования не представляется возможным строительство на земельном участке прогулочного двора. Изменение вида разрешенного использования земельного участка носит длительный характер, что делает обязанность, возложенную решением суда по строительству прогулочного двора, неисполнимой.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Кировского района города Красноярска Соколова М.С. просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Разрешив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), выслушав представителя МУ МВД России «Красноярское» Шевченко В.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Шадрину Е.А., выразившую позицию о законности и обоснованности решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Разрешая административные исковые требования, руководствуясь положениями Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22.11.2005 года № 950, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об обоснованности административного иска прокурора о признании незаконным бездействия МУ МВД России «Красноярское» по надлежащему содержанию лиц в ИВС ОП №3 МУ МВД России «Красноярское», расположенном по адресу: г. Красноярск, пер. Автобусный, 6, выразившееся в неорганизации и необустройстве прогулочного двора, возложении на МУ МВД России «Красноярское» обязанности обеспечить лиц, содержащихся в ИВС ОП №3 МУ МВД России «Красноярское», ежедневными прогулками в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Выводы суда в этой части подробно мотивированы и подтверждаются материалами административного дела, из которых следует, что прокуратурой Кировского района г. Красноярска в декабре 2019 года проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в изоляторе временного содержания ОП № 3 МУ МВД России «Красноярское, в ходе которой выявлен ряд нарушений.
В нарушение п.130 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22.11.2005 года № 950, отсутствует прогулочный двор для данных лиц. В прокуратуру района регулярно поступают жалобы от лиц, содержащихся в ИВС ОП №3 МУ МВД России «Красноярское», об отсутствии прогулочного двора.
По факту выявленных нарушений прокуратурой района 13.12.2019 г. и 26.12.2019 г. начальнику МУ МВД России «Красноярское» внесены представления, которые рассмотрены, в их удовлетворении отказано.
23.01.2020 г. прокуратура района получила ответ на данное представление о том, что оно рассмотрено, 10.01.2020 г. проведено совещание по поставленным вопросам, обсуждены запланированные меры для устранения выявленных нарушений.
Изолятор временного содержания расположен в пристройке к зданию отдела полиции № 3, кирпичного исполнения. Постройка введена в эксплуатацию в 1974 году, дата окончания последнего ремонта 14.10.2014 г., площадь ИВС 124 кв.м., площадь камер 75,4 кв.м.
Как следует из протокола совещания от 10.01.2020 г. по итогам обсуждения решено подготовить и направить в Управление и ГУ МВД России по Красноярскому краю локально-сметный расчет на проведение ремонтных работ в ИВС ОП №3 с целью приведения условий содержания подозреваемых и обвиняемых в соответствие с предъявляемыми требованиями.
Согласно перспективному плану проведения капитального ремонта за счет средств федерального бюджета по объектам ГУ МВД России по Красноярскому краю на плановый период 2022-2024гг., утвержденного заместителем начальника ГУ МВД – начальником полиции 01.07.2019 г. предусмотрен капитальный ремонт ИВС ОП №3 МУ МВД на сумму 3 115,07 тыс. рублей.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны с учетом тщательного исследования всех обстоятельств и доказательств, представленных сторонами в дело, не противоречат действующему законодательству Российской Федерации, в связи с чем, отсутствуют основания для их пересмотра.
Кроме того, административным ответчиком не оспаривается обязанность обеспечить реализацию права подозреваемых и обвиняемых на ежедневную прогулку.
Вопреки доводам апелляционной жалобы административного ответчика о недостаточности финансирования, включении изолятора временного содержания в план капитального ремонта на 2023 год, как на основания к отказу в иске, судебная коллегия считает, что данные обстоятельства не свидетельствуют об устранении сохраняющихся нарушений условий содержания подозреваемых и обвиняемых и не могут приводить к нарушению прав лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда относительно удовлетворения административных исковых требований в части незаконного бездействия в отношении ГУ МВД России по Красноярскому краю и возложении обязанности по организации лиц, содержащихся в ИВС ОП № 3 МУ МВД России Красноярское» ежедневными прогулками, поскольку ГУ МВД России по Красноярскому краю не может являться надлежащим административным ответчиком по заявленным требованиям в силу следующих оснований.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, определены Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел частью 1 статьи 7 указанного Федерального закона отнесены к местам содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и согласно части 3 статьи 9 этого же Федерального закона являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел, в состав которых входят среди прочих территориальные органы МВД России, в том числе организует в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание органами внутренних дел задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, их охрану и конвоирование (подпункты 5, 43 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 года № 699).
Приказом МВД России от 06 марта 2017 года № 109 утверждено Положение о Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю, в котором установлено, что ГУ МВД России по Красноярскому краю осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы МВД России на районном уровне, подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности ГУ МВД России по Красноярскому краю (пункт 5).
В соответствии с пунктом 3 Положения о Межмуниципальном управлении МВД России «Красноярское», утвержденного приказом ГУ МВД России по Красноярскому краю от 31 июля 2017 года № 1341, отдел входит в состав органов внутренних дел, является территориальным органом МВД. В полномочия отдела согласно подпункту 21 пункта 9 Положения входит обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации содержания задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охраны и конвоирования. В целях реализации своих полномочий отдел на основании подпункта 4 пункта 10 Положения имеет право осуществлять эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт объектов, закрепленных за территориальным отделом.
В пунктах 19, 20 названного Положения указано, что отдел является получателем бюджетных ассигнований федерального бюджета; осуществляет бюджетные полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведение бюджетного учета, предоставление бюджетной отчетности в соответствие инстанции и иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. За Межмуниципальным управлением в целях обеспечения его деятельности закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления здания (строения, сооружения), помещения, оборудование, техника, инвентарь и другое имущество.
Из материалов дела следует, что здание находится в оперативном управлении, а земельный участок в постоянном (бессрочном) пользовании МУ МВД России «Красноярское», а ОП № 3 находится в прямом подчинении у МУ МВД России «Красноярское».
При таких данных выводы суда о возложении на ГУ МВД России по Красноярскому краю обязанности по организации лиц, содержащихся в ИВС ОП № 3 МУ МВД России «Красноярское», ежедневными прогулками являются ошибочными, поскольку в компетенцию ГУ МВД России по Красноярскому краю не входит обязанность обеспечивать ежедневные прогулки лиц, находящихся в ИВС ОП № 3 МУ МВД России «Красноярское», а потому ГУ МВД России по Красноярскому краю не может являться по таким требованиям надлежащим административным ответчиком.
Судебный акт в указанной части требований к ГУ МВД России по Красноярскому краю и возложении на ГУ МВД России по Красноярскому краю вышеизложенной обязанности подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия принимает во внимание, что выводы суда первой инстанции в решении об отказе в удовлетворении остальной части заявленных административных исковых требований к административным ответчикам подробно мотивированы, с приведением правовых норм, регулирующих данные правоотношения, и что административным истцом – прокурором Кировского района г. Красноярска решение суда в этой части не оспаривается. Судебная коллегия не находит оснований для пересмотра выводов суда первой инстанции в разрешении указанной части административных исковых требований.
Доводы апелляционных жалоб по существу сводятся к изложению обстоятельств, которые являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании закона, поэтому не могут служить основанием для отмены решения суда в части признания незаконным бездействия МУ МВД России «Красноярское» по надлежащему содержанию лиц в ИВС ОП №3 МУ МВД России «Красноярское», расположенном по адресу: г. Красноярск, пер. Автобусный, 6, выразившегося в неорганизации и необустройстве прогулочного двора, и возложении обязанности в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить лиц, содержащихся в ИВС ОП №3 МУ МВД России «Красноярское», ежедневными прогулками, поскольку действующее законодательство возлагает обязанность в ИВС иметь прогулочный двор и обеспечивать ежедневными прогулками лиц, содержащихся в ИВС, предусмотрены.
Более того, вопреки доводам жалоб о том, что отсутствие в ИВС ОП № 3 МУ МВД России «Красноярское» прогулочного двора делает неисполнимым решение суда в части обеспечения лиц, содержащихся в ИВС, ежедневными прогулками, судебная коллегия учитывает, что МУ МВД России «Красноярское» в целях исполнения решения суда не лишено возможности самостоятельно определять способы осуществления ежедневных прогулок с целью соблюдения прав и интересов лиц, содержащихся в данном ИВС.
Вопреки доводам апелляционных жалоб, установленный судом первой инстанции срок для исполнения решения суда является разумным для восстановления нарушенных прав лиц, содержащихся в ИВС ОП №3 МУ МВД России «Красноярское», и для определения способов осуществления ежедневных прогулок.
Иные доводы жалоб не влияют на законность и обоснованность принятого решения.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции и нуждающихся в дополнительной проверке, в апелляционной жалобе не содержится.
При указанных обстоятельствах решение суда подлежит изменению.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Кировского районного суда г. Красноярска от 26 января 2021 года изменить.
Данное решение суда отменить в части признания незаконным бездействия Главного управления Министерства внутренних дел России по Красноярскому краю по надлежащему содержанию лиц в ИВС ОП №3 МУ МВД России «Красноярское», расположенном по адресу: г. Красноярск, пер. Автобусный, 6, выразившегося в неорганизации и необустройстве прогулочного двора и возложении обязанности в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать лицам, содержащимся в ИВС ОП №3 МУ МВД России «Красноярское», ежедневные прогулки.
Принять по административному делу в указанной части исковых требований прокурора Кировского района г. Красноярска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Красноярскому краю новое решение об отказе в их удовлетворении в полном объеме.
В остальной части решение Кировского районного суда г. Красноярска оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Кировский районный суд г. Красноярска в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: