Дело № 2-16/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 января 2018 года |
г.Медвежьегорск |
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Свинкиной М.Л.,
при секретаре Дементьевой Н.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Афанасьева Вячеслава Григорьевича к Администрации Медвежьегорского городского поселения о включении имущества в наследственную массу и признании на него права собственности,
у с т а н о в и л :
Истец Афанасьев В.Г. обратился в суд с иском к Администрации Медвежьегорского городского поселения по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ умер отец истца Афанасьева В.Г. А., проживавший с женой (матерью истца) Е. в квартире, расположенной по адресу <адрес>, которая приняла наследство в виде данной квартиры фактически, но умерла ДД.ММ.ГГГГ, не успев его оформить, в связи с чем истец просит в судебном порядке включить в наследственную массу, открывшуюся после смерти Е., указанную квартиру как имущество, принадлежащее Е., и признать за ним право собственности на указанную квартиру в порядке наследования.
С учетом характера спорного правоотношения к участию в деле определением суда в качестве соответчиков привлечены Быстрова С.Г., Никитина Н.Г., Бутькова Т.Г., в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, - нотариус Медвежьегорского нотариального округа Республики Карелия Шукалович А.В.
В судебном заседании истец и его представитель поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить, так как истец является наследником первой очереди по закону после смерти матери Е., которой после смерти мужа досталось в наследство имущество в виде указанной в иске квартиры, истец фактически принял наследство в виде данного имущества, после смерти матери пользуется им (проживает).
Представитель Администрации Медвежьегорского городского поселения против удовлетворения заявленного требования не возражал, пояснил, что указанная квартира не является собственностью казны, на балансе Администрации Медвежьегорского городского поселения не стоит.
В судебное заседание ответчики Быстрова С.Г., Никитина Н.Г., Бутькова Т.Г. не явились, о дате времени и месте рассмотрения дела уведомлены, представили заявления, в которых указывают, что на долю в наследстве, оставшемся после смерти матери, не претендуют, иск Афанасьева В.Г. поддерживают, просят рассмотреть дело без своего участия.
В судебное заседание третье лицо нотариус Медвежьегорского нотариального округа Республики Карелия Шукалович А.В. не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия, сообщила о согласии с исковыми требованиями и отсутствии возражений.
С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассматривать данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве способа защиты гражданских прав предусматривается, в том числе признание права.
В соответствии со статьей 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по закону и по завещанию. В соответствии с частью 1 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. При наследовании по закону наследниками первой очереди являются дети, супруг, родители наследодателя (статья 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пояснениям истца, подтвержденными документально материалами дела, а также показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей, умершие ДД.ММ.ГГГГ А. и ДД.ММ.ГГГГ Е. приходились истцу Афанасьеву В.Г. родителями. Другими детьми А. и Е. являются Быстрова С.Г., Никитина Н.Г., Бутькова Т.Г.
А. и Е. являлись собственниками квартиры, расположенной по адресу <адрес> (основание – договор безвозмездной передачи жилья в собственность от 29.04.1993, собственность совместная).
К имуществу наследодателя А., умершего ДД.ММ.ГГГГ, 23.06.2003 в Медвежьегорской государственной нотариальной конторе нотариусом Лучниковой Ж.Н. было заведено наследственное дело, согласно которому Е. претензий к наследственному имуществу после смерти мужа не имеет, наследственное имущество после смерти мужа не принимала и принимать не желает; содержание статьи 34, 35 Семейного кодекса Российской Федерации ей известно, от получения свидетельства о праве собственности на ? долю совместно нажитого имущества как пережившая супруга отказалась (заявление от 23.06.2003). Кроме того, в материалах наследственного дела имеются заявления Быстровой С.Г. от 23.06.2003, Никитиной Н.Г. от 01.07.2003, которыми они отказываются от претензий к наследственному имуществу после смерти А., а также заявление Афанасьева В.Г. от 11.02.2004, которым он просит выдать свидетельство о праве на наследство на ? доли двухкомнатной квартиры, находящейся по адресу <адрес>.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства. По заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить указанный срок (статья 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Наследник вправе отказаться от наследства в течение срока, установленного для принятия наследства, в том числе в случае, когда он уже принял наследство. Если наследник совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, суд может по заявлению этого наследника признать его отказавшимся от наследства и по истечении установленного срока, если найдет причины пропуска срока уважительными (статья 1157 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Быстрова С.Г. и Е. подали заявления об отказе от наследства по истечении срока, установленного для отказа от наследства, а Афанасьев В.Г. заявил о себе как о наследнике по истечении срока, установленного для принятия наследства. Сведений об обращениях в суд указанных лиц с заявлениями о восстановлении соответствующих сроков не имеется (согласно пояснениям истца обращались только к нотариусу, о пропуске сроков им было неизвестно).
Из пояснений истца следует, а также подтверждается показаниями свидетелей В., О., Ф., что Е. после смерти мужа осталась проживать в совместно нажитой ими квартире по адресу <адрес>, проживала одна, счета за жилищно-коммунальные услуги оплачивала самостоятельно, производила в квартире ремонт, о том, что отказывается от какой-либо доли в праве на данную квартиру не упоминала; иные наследники А. каких-либо действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, не совершали.
Судом установлено, что отказ Е. от наследства, имеющийся в материалах наследственного дела к имуществу А., совершен за пределами срока, установленного статьей 1157 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем не может являться юридическим фактом, изменяющим или прекращающим наследственные правоотношения, возникшие в связи со смертью А.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что Е. являлась единственным наследником, в установленный срок фактически принявшим наследство после смерти А.
Судом также установлено, подтверждено материалами дела и пояснениями свидетелей В., О., Ф., что после смерти Е. в квартире, расположенной по адресу <адрес>, стал проживать Афанасьев В.Г., считал себя хозяином квартиры, о чем было известно и с чем были согласны Быстрова С.Г., Никитина Н.Г., Бутькова Т.Г., оплачивал счета за жилищно-коммунальные услуги, делал ремонт.
В материалах наследственного дела к имуществу Е., умершей ДД.ММ.ГГГГ, представленному из архива нотариуса Лучниковой Ж.Н., имеются заявления Быстровой С.Г. от 18.09.2007, Никитиной Н.Г.от 18.09.2007, Бутьковой Т.Г. от 25.10.2007, в которых они указывают, что не имеют претензий к наследственному имуществу после умершей Е., фактически в наследство не вступали, против получения свидетельства о праве на наследство Афанасьевым В.Г. не возражают, а также заявление Афанасьева В.Г. от 11.02.2004, в котором он просит выдать свидетельство о праве на наследство в виде ? доли в праве на квартиру, расположенную по адресу <адрес>.
Указанные заявления поданы за пределами сроков, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации для принятия наследства либо отказа от него, в связи с чем не могут являться основанием для изменения или прекращения наследственных правоотношений, возникших в связи со смертью Е.
Суд приходит к выводу, что Афанасьев В.Г. является единственным наследником, в установленный срок фактически принявшим наследство после смерти Е., в состав которого с учетом положений статей 34, 35 Семейного кодекса Российской Федерации вошла квартира, расположенная по адресу <адрес>.
С учетом фактических установленных обстоятельств, представленных доказательств, оцененных в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования о включении указанного им имущества в наследственную массу наследодателя Е. как принадлежащего ей обоснованы и подлежат удовлетворению.
Заявленные истцом требования о признании за ним права собственности на указанное в иске имущество, по мнению суда, также подлежат удовлетворению. Истец как наследник заявил о наследственных правах на данное имущество и принял его фактически, иные наследники на данное имущество не претендуют и доказательств обратного не представлено.
В силу части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом положений пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» дело рассмотрено в пределах требований и оснований, указанных стороной.
Руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Афанасьева Вячеслава Григорьевича удовлетворить.
Включить в наследственную массу, открывшуюся после смерти Е., умершей ДД.ММ.ГГГГ, квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, как имущество, принадлежащее Е..
Признать за Афанасьевым Вячеславом Григорьевичем право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Л. Свинкина
Полный текст решения изготовлен 11 января 2018 года