РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 октября 2018 года дело № 2-1186/2018 г. Мегион
Мегионский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе: председательствующего судьи Поляковой И.Ф., с участием помощника прокурора г. Мегиона Кочурова М.В., при секретаре Ельниковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Мегиона в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования к гаражно – потребительскому кооперативу «СУ-920» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов и производства, в том числе твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Мегиона обратился в суд с указанным иском по тем основаниям, что в ходе проведенной проверки соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды установлено, что на земельном участке, предоставленному администрацией г. Мегиона на основании договора аренды земельного участка от 14 июня 1996 г. № гаражно – потребительскому кооперативу «СУ-920» (ГПК «СУ-920») с кадастровым № обнаружены несанкционированные свалки отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов, а именно: в 7 метрах от первого ряда гаражей ГПК «СУ-920» на земельном участке с кадастровым № навалом размещены отходы производства и потребления, в том числе твердые коммунальные (отработанные автомобильные покрышки, старая мебель, полиэтилен, отходы древесины, металлические конструкции и т.д.), площадь захламления 100 кв.м.; во втором, третьем и четвертом ряду капитальных гаражей кооператива, на земельных участках под недостроенными гаражами складированы отходы производства и потребления, в том числе твердые коммунальные отходы (отходы древесины, пластиковая тара, упаковочный материал и т.д.), площадь захламления 90 кв.м.; в непосредственной близости к гаражам первого, третьего ряда кооператива (со стороны земельного участка с кадастровым №) размещены отходы производства и потребления, в том числе твердые коммунальные отходы (резиновые шланги, старая мебель, отходы пластмассы и т.д.), площадь захламления 20 кв.м., что нарушает право неопределенного круга лиц и муниципального образования на благоприятную окружающую среду. Просит обязать ответчика ликвидировать несанкционированные свалки отходов и производства, в том числе твердые коммунальные отходы.
Помощник прокурора г. Мегиона Кочуров М.В. в судебном заседании иск поддержал.
Представитель ответчика председатель ГПК «СУ-920» Кузнецов В.А. обоснованных возражений против исковых требований не привёл. Суду показал, что действительно на участке, переданном в аренду АО «СУ-920» построены гаражи, расположение которых зафиксировано в схеме, которую он намерен предоставить суду. Мусор с территории ГПК не вывозится ввиду отсутствия денежных средств на данные цели. По его настоянию собственник гаража № вывез мусор, находившийся вблизи данного строения.
Представитель третьего лица администрации г. Мегиона Марковский В.И. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме и просил удовлетворить их.
Выслушав участников процесса и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно комиссионному акту обследования земельного участка с приложенной фототаблицей к нему установлено, что на земельном участке с кадастровым № обнаружены несанкционированные свалки отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов: в 7 метрах от первого ряда гаражей ГПК «СУ-920» на земельном участке с кадастровым № навалом размещены отходы производства и потребления, в том числе твердые коммунальные (отработанные автомобильные покрышки, старая мебель, полиэтилен, отходы древесины, металлические конструкции и т.д.), площадь захламления 100 кв.м.; во втором, третьем и четвертом ряду капитальных гаражей кооператива, на земельных участках под недостроенными гаражами складированы отходы производства и потребления, в том числе твердые коммунальные отходы (отходы древесины, пластиковая тара, упаковочный материал и т.д.), площадь захламления 90 кв.м.; в непосредственной близости к гаражам первого, третьего ряда кооператива (со стороны земельного участка с кадастровым №) размещены отходы производства и потребления, в том числе твердые коммунальные отходы (резиновые шланги, старая мебель, отходы пластмассы и т.д.), площадь захламления 20 кв.м.
Указанный земельный участок предоставлен администрацией г. Мегиона на основании договора аренды земельного участка от 14 июня 1996 г. № и постановления администрации города Мегиона № от 14.06.1996 г. АООТ «СУ-920» сроком на 25 лет под строительство гаражей северо-восточная промзона г. Мегиона (л.д. 18-23).
В соответствии с пунктом 1.5 устава ГПК «СУ-920», генеральным планом гаражей и схемой, указанный земельный участок площадью 0,35 га занимает гаражно – потребительский кооператив «СУ-920».
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии со ст. 11 указанного Закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства.
Часть 1 статьи 34 Закона предусматривает, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ст. 39 Закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Статья 51 Закона предусматривает, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Наличие мусора и частичный его вывоз с территории ГПК «СУ-920» представителем ответчика не оспаривается. Его довод об отсутствии финансовой возможности ликвидировать свалки не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора г. Мегиона.
Таким образом, выявленные нарушения требований законодательства об охране окружающей среды нарушают права неопределенного круга лиц и муниципального образования на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, заявленные прокурором требования к ГПК «СУ-920» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов и производства, в том числе твердых коммунальных отходов подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора города Мегиона в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования к гаражно – потребительскому кооперативу «СУ-920» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов и производства, в том числе твердых коммунальных отходов, удовлетворить.
Обязать гаражно – потребительский кооператив «СУ-920» ликвидировать несанкционированные свалки отходов и производства, в том числе твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым №, общей площадью захламления 210 кв.м., расположенных: в 7 метрах от первого ряда гаражей кооператива на земельном участке с кадастровым №, площадью захламления 100 кв.м.; во втором, третьем и четвертом ряду капитальных гаражей кооператива, на земельных участках под недостроенными гаражами, площадью захламления 90 кв.м.; в непосредственной близости к гаражам первого, третьего ряда кооператива (со стороны земельного участка с кадастровым №), площадью захламления 20 кв.м.
Взыскать с гаражно – потребительского кооператива «СУ-920» госпошлину в доход местного бюджета муниципального образования город Мегион в размере 300 рублей.
На решение может быть подана жалоба и принесено представление в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Мегионский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
.
. Судья И.Ф. Полякова