Решение по делу № 2-22/2022 (2-567/2021;) от 02.12.2021

УИД 29RS0004-01-2021-000929-44

Дело № 2-22/2022

                                  11 марта 2022 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Якивчука С.В.,

при секретаре судебного заседания Кротовой Е.А., с участием помощника прокурора Шенкурского района Архангельской области Румянцевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев», Администрации Шенкурского муниципального района и Районному отделу образования администрации Шенкурского муниципального района Архангельской области о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности в образовательном учреждении и профинансировать указанные мероприятия,

установил:

и.о. прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лицобратился в суд с иском к ответчикам о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности в образовательном учреждении, профинансировать указанные мероприятия.

Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях Шенкурского муниципального района. Установлено, что в ведении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» (далее - МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев») находится 4 объекта: столовая (<адрес> здание школы <адрес> Устьпаденьгский детский сад <адрес> и Шелашский детский сад <адрес> На указанных объектах меры, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности образовательного учреждения не приняты, что свидетельствует о нарушении прав обучающихся на безопасные условия обучения и воспитания.

В ходе дополнительной проверки, проведенной прокуратурой 01.03.2022 было установлено:

- система передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в здании филиала Устьпаденьгского детского сада МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» осуществляется исключительно посредством мобильной связи, что не отвечает понятию «системы»;

- на всех объектах МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» имеется система оповещения и управления эвакуацией, отвечающая требованиям автономности;

- охранная сигнализация в здании школы МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» отсутствует;

- здание школы МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не обеспечено;

- здание школы МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» на 1-м этаже помещениями для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации не оборудовано. Система видеонаблюдения в школе установлена в кабинете бухгалтерии, а система передачи тревожных сообщений и пожарная сигнализация находятся в кабинете директора;

- контрольно-пропускных пунктов в здании школы МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» не имеется. Пропускной режим осуществляется гардеробщиком через основной вход в здание школы;

- здание школы МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» стационарными или ручными металлоискателями не оборудовано;

- ограждение вокруг здания Устьпаденьгского детского сада и здания столовой МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» не установлено. Земельный участок, предоставленный под здание столовой, постоянно заваливается бревнами посторонними лицами, что создает угрозу как бесконтрольного нахождения лиц на вышеуказанных объектах, так и нарушение прав несовершеннолетних на безопасные условия обучения.

С учетом уточнения исковых требований прокурор просит возложить на МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» обязанность устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности до 01.09.2022 года, а именно:

- обеспечить установку системы передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в здании филиала Устьпаденьгского детского сада МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев»;

- обеспечить охранной сигнализацией здание школы МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев»;

- обеспечить здание школы МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

- оборудовать здание школы МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» на 1-м этаже помещениями для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

- оборудовать основные входы в здание школы МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);

- оборудовать здание школы МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» стационарными или ручными металлоискателями;

- исключить бесконтрольное пребывание на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории) путем ограждения здания столовой МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» <адрес> и Устьпаденьгского детского сада <адрес>) в соответствии с требованиями санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28.

Обязать администрацию Шенкурского муниципального района и Районный отдел образования администрации Шенкурского муниципального района Архангельской области в срок до 01.09.2022 профинансировать мероприятия, направленные на обеспечение устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности.

В судебном заседании истец помощник прокурора Шенкурского района Румянцева И.В. исковые требования с учетом их уточнения поддержала.

Ответчики МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев», администрация Шенкурского муниципального района представителей не направили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебной повестки и отчетом курьерской доставки судебной корреспонденции. От МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

Представитель ответчика Районного отдела образования администрации Шенкурского муниципального района К.А.П в судебном заседании исковые требования признал, просил установить срок исполнения решения суда до 01.09.2023.

Суд, заслушав помощника прокурора Шенкурского района Румянцеву И.В., представителя Районного отдела образования администрации Шенкурского муниципального района К.А.П, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему.

Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41 Закона об образовании).

В пунктах 1, 3 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон о противодействии терроризму) указано, что противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании (часть 3.1 статья 5 Закона о противодействии терроризму).

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Закона о противодействии терроризму Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования к антитеррористической защищенности № 1006).

Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий) (пункт 6 Требований к антитеррористической защищенности № 1006).

В соответствии с подпунктами «г, и» пунктом 24 Требований к антитеррористической защищенности № 1006 в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются мероприятия:

- оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии;

- исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).

В отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются мероприятия:

- оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;

- обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

- оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

- оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);

- оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями (подпункты «а-д» пункта 25 Требований к антитеррористической защищенности № 1006).

В судебном заседании установлено, что МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» является некоммерческой организацией, созданной с целью осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего образования, наделено статусом бюджетного учреждения, функции и полномочия учредителя которой осуществляют Администрация Шенкурского муниципального района и Районный отдел образования Администрации Шенкурского муниципального района (пункты 1.1, 1.6 Устава МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев»).

Прокуратурой Шенкурского района Архангельской области проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях Шенкурского муниципального района, в том числе в МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев».

В ходе проверки установлено, что в ведении МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» находится 4 объекта: столовая <адрес> здание школы <адрес> Устьпаденьгский детский сад <адрес> и Шелашский детский сад <адрес>

В ответ на запрос прокурора директором МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» М.С.П. направлена информация от 25.05.2021 № 15, согласно которой столовая, Устьпаденьгский детский сад и Шелашский детский сад отнесены к 4 категории опасности, а здание школы - к 3 категории опасности.

26.05.2021 в адрес заведующего Районным отделом образования администрации Шенкурского муниципального района К.А.П прокурором вынесено представление об устранении выявленных нарушений требований антитеррористической защищенности:

- отсутствует система передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в здании филиала Устьпаденьгского детского сада МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев»;

- охранная сигнализация в здании школы МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» отсутствует;

- здание школы МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» не обеспечено охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

- здание школы МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» на 1-м этаже помещениями для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации не оборудовано;

- не оборудованы контрольно-пропускные пункты в здании школы МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев»;

- здание школы МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» стационарными или ручными металлоискателями не оборудовано.

До настоящего времени выявленные нарушения требований антитеррористической защищенности со стороны МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» не устранены. Выявленные факты нарушения требований антитеррористической защищенности подтверждены повторной проверкой, проведенной 01.03.2022.

Относительно вопроса ограждения территории установлено, что в Устьпаденьгском детском саду отсутствует забор со стороны хозяйственной зоны, другая часть огорожена железным забором. Вокруг здания столовой забор отсутствует, огорожена только зона твердых бытовых отходов. Помимо этого на территории здания столовой происходит складирование бревен иными лицами.

Из системного толкования содержания постановления Правительства РФ от 25.03.2015 № 272, которым были утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, следует, что антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

В пункте 2.2.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, которым утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» указано, что собственная территория по периметру ограждается забором.

Приведенные выше нормы права содержат императивные предписания в отношении образовательных учреждений, целью которых является обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения образования в течение образовательного процесса, их защиты от любых посягательств со стороны третьих лиц.

Являются несостоятельными доводы возражений директора МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» М.С.П. о том, что обеспечение здание школы охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации не представляется возможным, ввиду отсутствия на территории администрации МО «Усть-Паденьгское» нет частных охранных организаций, вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации.

В результате повторной проверки, проведенной прокуратурой Шенкурского района Архангельской области 01.03.2022, установлено, что ФГУП «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации готово предоставить соответствующего сотрудника, однако на его содержание требуются значительные денежные затраты.

По изложенным обстоятельствам суд находит, что исковое заявление прокурора в части возложения ряда обязанностей, изложенных в просительной части уточненных исковых требований, на ответчика МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» является обоснованным и подлежит удовлетворению, с учетом отнесения к ведению указанной школы ряда объектов, отнесенных к третьей и четвертой категории опасности.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Прокурором заявлен срок для выполнения возлагаемых на МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» обязанностей - до 01.09.2022. Представитель ответчика Районного отдела образования администрации Шенкурского муниципального района К.А.П с учетом характера и сложности выполнения указанных прокурором требований просил суд определить срок исполнения решения суда до 01.09.2023.

Поскольку в данном случае продолжительность выполнения возлагаемых на ответчика МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» ставит в прямую зависимость соблюдения мер и обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся и работников учреждения, суд считает обоснованным и разумным установление срока для исполнения решения суда до 01.03.2023.

В свою очередь, доводы представителя ответчика К.А.П о предоставлении срока для исполнения возложенных судебным актом обязанностей до 01.09.2023 суд считает несостоятельными, поскольку безопасность жизни и здоровья обучающихся и работников учреждения не может быть поставлена в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование мероприятий по обеспечению мер антитеррористической защищенности образовательных учреждений.

В части требований о возложении обязанности по финансированию мероприятий, направленных на соблюдение требований антитеррористической защищенности суд приходит к следующим выводам.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ и пункту 1.6 Устава МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» соучредителями данного образовательного учреждения являются администрация Шенкурского муниципального района и Районный отдел образования администрации Шенкурского муниципального района.

Одним из вопросов местного значения муниципального района является участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района (пункт 6.1 часть 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно пункту 4 статьи 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Как указано в пункте 1.15 Устава МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета Шенкурского муниципального района Архангельской области.

Решением собрания депутатов Шенкурского муниципального района от 28.05.2021 № 258 утверждено Положение о Районном отделе образования администрации Шенкурского муниципального района Архангельской области (далее - Положение № 258), в пунктах 1.1, 1.3 которого указано, что Районный отдел образования администрации Шенкурского муниципального района Архангельской области является структурным подразделением администрации Шенкурского муниципального района Архангельской области, уполномоченным в сфере управления образованием. Районный отдел образования является муниципальным казенным учреждением.

Функциями Районного отдела образования является: осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными образовательными организациями в пределах выделенных бюджетных ассигнований (пункт 3.1.7), осуществление функций распорядителя бюджетных средств в отношении муниципальных образовательных организаций, установленных бюджетным законодательством (пункт 3.2.3).

Из вышеизложенного следует, что Районный отдел образования как соучредитель несет ответственность по обязательствам образовательной организации, которая в свою очередь не обязана самостоятельно, вне объема выделенных ей учредителем средств осуществлять мероприятия, в том числе по антитеррористической защищенности.

Согласно части 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (часть 2).

При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (часть 7).

Согласно части 2 статьи 21 БК РФ Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

Администрация Шенкурского муниципального района в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ведомственной структурой расходов бюджета МО «Шенкурский муниципальный район» на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годы, являющейся приложением к Решению Собрания депутатов Шенкурского муниципального района Архангельской области от 10.12.2021 № 287, является органом, осуществляющим полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого в качестве структурного подразделения находится МКУ Районный отдел образования.

Как разъяснено в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161, пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ).

В случае удовлетворения такого иска в резолютивной части судебного акта следует указывать на взыскание суммы задолженности с казенного учреждения (основного должника), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с главного распорядителя бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

В пункте 6.1 Положения № 258 указано, что имущество Районного отдела образования является муниципальной собственностью Шенкурского муниципального района Архангельской области и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Фактически в рамках спорных правоотношений, принимая во внимание то, что Администрация Шенкурского муниципального района и Районный отдел образования являются соучредителями образовательного учреждения, а правовой статус Районного отдела образования предусматривает получение лимитов бюджетных обязательств от главного распорядителя средств местного бюджета, то ответственность Администрации Шенкурского муниципального района является субсидиарной.

Проанализировав представленные в материалы дела документы, а также положения норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного прокурором требования о возложении обязанности по финансированию расходов на выполнение возложенных на МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» обязательств по устранению нарушений требований по антитеррористической защищенности объекта образования на Районный отдел образования, а также в субсидиарном порядке на главного распорядителя средств местного бюджета - администрацию Шенкурского муниципального района.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Также от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в суде общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) (пункт 9 части 1 статьи 333.36 НК РФ).

Таким образом, с ответчика МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» за рассмотрение требований неимущественного характера, заявленных в интересах неопределенного круга лиц, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

исковые требования прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев», Администрации Шенкурского муниципального района и Районному отделу образования администрации Шенкурского муниципального района Архангельской области о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности в образовательном учреждении и профинансировать указанные мероприятия - удовлетворить.

Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» обязанность до 01.03.2023:

1) обеспечить установку системы передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в здании филиала Устьпаденьгского детского сада муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев»;

2) обеспечить охранной сигнализацией здание школы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев»;

3) обеспечить здание школы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

4) оборудовать здание школы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» на 1-м этаже помещениями для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

5) оборудовать основные входы в здание школы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);

6) оборудовать здание школы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» стационарными или ручными металлоискателями;

7) исключить бесконтрольное пребывание на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории) путем установки ограждения здания столовой муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» (<адрес> и Устьпаденьгского детского сада <адрес> в соответствии с требованиями санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28.

Возложить на Районный отдел образования администрации Шенкурского муниципального района Архангельской области обязанность в срок до 01.03.2023 обеспечить финансирование мероприятий:

1) по установке системы передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в здании филиала Устьпаденьгского детского сада муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев»;

2) по установке охранной сигнализации здания школы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев»;

3) по обеспечению здания школы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

4) по оборудованию в здании школы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» на 1-м этаже помещений для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

5) по оборудованию основных входов в здание школы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);

6) по оборудованию здания школы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» стационарными или ручными металлоискателями;

7) по установке ограждения здания столовой муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» (<адрес> и Устьпаденьгского детского сада <адрес> в соответствии с требованиями санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28.

При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных Районному отделу образования Администрации Шенкурского муниципального района Архангельской области возложить в субсидиарном порядке на Администрацию Шенкурского муниципального района <адрес> обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование мероприятий:

1) по установке системы передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в здании филиала Устьпаденьгского детского сада муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев»;

2) по установке охранной сигнализации здания школы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев»;

3) по обеспечению здания школы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

4) по оборудованию в здании школы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» на 1-м этаже помещений для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

5) по оборудованию основных входов в здание школы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);

6) по оборудованию здания школы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» стационарными или ручными металлоискателями;

7) по установке ограждения здания столовой муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» <адрес> и Устьпаденьгского детского сада <адрес> в соответствии с требованиями санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца с момента изготовления судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд Архангельской области.

Председательствующий                                  С.В. Якивчук

Мотивированное решение суда изготовлено 14 марта 2022 года.

УИД 29RS0004-01-2021-000929-44

Дело № 2-22/2022

                                  11 марта 2022 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Якивчука С.В.,

при секретаре судебного заседания Кротовой Е.А., с участием помощника прокурора Шенкурского района Архангельской области Румянцевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев», Администрации Шенкурского муниципального района и Районному отделу образования администрации Шенкурского муниципального района Архангельской области о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности в образовательном учреждении и профинансировать указанные мероприятия,

установил:

и.о. прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лицобратился в суд с иском к ответчикам о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности в образовательном учреждении, профинансировать указанные мероприятия.

Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях Шенкурского муниципального района. Установлено, что в ведении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» (далее - МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев») находится 4 объекта: столовая (<адрес> здание школы <адрес> Устьпаденьгский детский сад <адрес> и Шелашский детский сад <адрес> На указанных объектах меры, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности образовательного учреждения не приняты, что свидетельствует о нарушении прав обучающихся на безопасные условия обучения и воспитания.

В ходе дополнительной проверки, проведенной прокуратурой 01.03.2022 было установлено:

- система передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в здании филиала Устьпаденьгского детского сада МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» осуществляется исключительно посредством мобильной связи, что не отвечает понятию «системы»;

- на всех объектах МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» имеется система оповещения и управления эвакуацией, отвечающая требованиям автономности;

- охранная сигнализация в здании школы МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» отсутствует;

- здание школы МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не обеспечено;

- здание школы МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» на 1-м этаже помещениями для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации не оборудовано. Система видеонаблюдения в школе установлена в кабинете бухгалтерии, а система передачи тревожных сообщений и пожарная сигнализация находятся в кабинете директора;

- контрольно-пропускных пунктов в здании школы МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» не имеется. Пропускной режим осуществляется гардеробщиком через основной вход в здание школы;

- здание школы МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» стационарными или ручными металлоискателями не оборудовано;

- ограждение вокруг здания Устьпаденьгского детского сада и здания столовой МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» не установлено. Земельный участок, предоставленный под здание столовой, постоянно заваливается бревнами посторонними лицами, что создает угрозу как бесконтрольного нахождения лиц на вышеуказанных объектах, так и нарушение прав несовершеннолетних на безопасные условия обучения.

С учетом уточнения исковых требований прокурор просит возложить на МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» обязанность устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности до 01.09.2022 года, а именно:

- обеспечить установку системы передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в здании филиала Устьпаденьгского детского сада МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев»;

- обеспечить охранной сигнализацией здание школы МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев»;

- обеспечить здание школы МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

- оборудовать здание школы МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» на 1-м этаже помещениями для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

- оборудовать основные входы в здание школы МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);

- оборудовать здание школы МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» стационарными или ручными металлоискателями;

- исключить бесконтрольное пребывание на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории) путем ограждения здания столовой МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» <адрес> и Устьпаденьгского детского сада <адрес>) в соответствии с требованиями санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28.

Обязать администрацию Шенкурского муниципального района и Районный отдел образования администрации Шенкурского муниципального района Архангельской области в срок до 01.09.2022 профинансировать мероприятия, направленные на обеспечение устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности.

В судебном заседании истец помощник прокурора Шенкурского района Румянцева И.В. исковые требования с учетом их уточнения поддержала.

Ответчики МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев», администрация Шенкурского муниципального района представителей не направили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебной повестки и отчетом курьерской доставки судебной корреспонденции. От МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

Представитель ответчика Районного отдела образования администрации Шенкурского муниципального района К.А.П в судебном заседании исковые требования признал, просил установить срок исполнения решения суда до 01.09.2023.

Суд, заслушав помощника прокурора Шенкурского района Румянцеву И.В., представителя Районного отдела образования администрации Шенкурского муниципального района К.А.П, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему.

Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41 Закона об образовании).

В пунктах 1, 3 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон о противодействии терроризму) указано, что противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании (часть 3.1 статья 5 Закона о противодействии терроризму).

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Закона о противодействии терроризму Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования к антитеррористической защищенности № 1006).

Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий) (пункт 6 Требований к антитеррористической защищенности № 1006).

В соответствии с подпунктами «г, и» пунктом 24 Требований к антитеррористической защищенности № 1006 в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются мероприятия:

- оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии;

- исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).

В отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются мероприятия:

- оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;

- обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

- оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

- оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);

- оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями (подпункты «а-д» пункта 25 Требований к антитеррористической защищенности № 1006).

В судебном заседании установлено, что МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» является некоммерческой организацией, созданной с целью осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего образования, наделено статусом бюджетного учреждения, функции и полномочия учредителя которой осуществляют Администрация Шенкурского муниципального района и Районный отдел образования Администрации Шенкурского муниципального района (пункты 1.1, 1.6 Устава МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев»).

Прокуратурой Шенкурского района Архангельской области проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях Шенкурского муниципального района, в том числе в МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев».

В ходе проверки установлено, что в ведении МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» находится 4 объекта: столовая <адрес> здание школы <адрес> Устьпаденьгский детский сад <адрес> и Шелашский детский сад <адрес>

В ответ на запрос прокурора директором МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» М.С.П. направлена информация от 25.05.2021 № 15, согласно которой столовая, Устьпаденьгский детский сад и Шелашский детский сад отнесены к 4 категории опасности, а здание школы - к 3 категории опасности.

26.05.2021 в адрес заведующего Районным отделом образования администрации Шенкурского муниципального района К.А.П прокурором вынесено представление об устранении выявленных нарушений требований антитеррористической защищенности:

- отсутствует система передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в здании филиала Устьпаденьгского детского сада МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев»;

- охранная сигнализация в здании школы МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» отсутствует;

- здание школы МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» не обеспечено охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

- здание школы МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» на 1-м этаже помещениями для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации не оборудовано;

- не оборудованы контрольно-пропускные пункты в здании школы МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев»;

- здание школы МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» стационарными или ручными металлоискателями не оборудовано.

До настоящего времени выявленные нарушения требований антитеррористической защищенности со стороны МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» не устранены. Выявленные факты нарушения требований антитеррористической защищенности подтверждены повторной проверкой, проведенной 01.03.2022.

Относительно вопроса ограждения территории установлено, что в Устьпаденьгском детском саду отсутствует забор со стороны хозяйственной зоны, другая часть огорожена железным забором. Вокруг здания столовой забор отсутствует, огорожена только зона твердых бытовых отходов. Помимо этого на территории здания столовой происходит складирование бревен иными лицами.

Из системного толкования содержания постановления Правительства РФ от 25.03.2015 № 272, которым были утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, следует, что антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

В пункте 2.2.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, которым утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» указано, что собственная территория по периметру ограждается забором.

Приведенные выше нормы права содержат императивные предписания в отношении образовательных учреждений, целью которых является обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения образования в течение образовательного процесса, их защиты от любых посягательств со стороны третьих лиц.

Являются несостоятельными доводы возражений директора МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» М.С.П. о том, что обеспечение здание школы охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации не представляется возможным, ввиду отсутствия на территории администрации МО «Усть-Паденьгское» нет частных охранных организаций, вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации.

В результате повторной проверки, проведенной прокуратурой Шенкурского района Архангельской области 01.03.2022, установлено, что ФГУП «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации готово предоставить соответствующего сотрудника, однако на его содержание требуются значительные денежные затраты.

По изложенным обстоятельствам суд находит, что исковое заявление прокурора в части возложения ряда обязанностей, изложенных в просительной части уточненных исковых требований, на ответчика МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» является обоснованным и подлежит удовлетворению, с учетом отнесения к ведению указанной школы ряда объектов, отнесенных к третьей и четвертой категории опасности.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Прокурором заявлен срок для выполнения возлагаемых на МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» обязанностей - до 01.09.2022. Представитель ответчика Районного отдела образования администрации Шенкурского муниципального района К.А.П с учетом характера и сложности выполнения указанных прокурором требований просил суд определить срок исполнения решения суда до 01.09.2023.

Поскольку в данном случае продолжительность выполнения возлагаемых на ответчика МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» ставит в прямую зависимость соблюдения мер и обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся и работников учреждения, суд считает обоснованным и разумным установление срока для исполнения решения суда до 01.03.2023.

В свою очередь, доводы представителя ответчика К.А.П о предоставлении срока для исполнения возложенных судебным актом обязанностей до 01.09.2023 суд считает несостоятельными, поскольку безопасность жизни и здоровья обучающихся и работников учреждения не может быть поставлена в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование мероприятий по обеспечению мер антитеррористической защищенности образовательных учреждений.

В части требований о возложении обязанности по финансированию мероприятий, направленных на соблюдение требований антитеррористической защищенности суд приходит к следующим выводам.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ и пункту 1.6 Устава МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» соучредителями данного образовательного учреждения являются администрация Шенкурского муниципального района и Районный отдел образования администрации Шенкурского муниципального района.

Одним из вопросов местного значения муниципального района является участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района (пункт 6.1 часть 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно пункту 4 статьи 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Как указано в пункте 1.15 Устава МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета Шенкурского муниципального района Архангельской области.

Решением собрания депутатов Шенкурского муниципального района от 28.05.2021 № 258 утверждено Положение о Районном отделе образования администрации Шенкурского муниципального района Архангельской области (далее - Положение № 258), в пунктах 1.1, 1.3 которого указано, что Районный отдел образования администрации Шенкурского муниципального района Архангельской области является структурным подразделением администрации Шенкурского муниципального района Архангельской области, уполномоченным в сфере управления образованием. Районный отдел образования является муниципальным казенным учреждением.

Функциями Районного отдела образования является: осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными образовательными организациями в пределах выделенных бюджетных ассигнований (пункт 3.1.7), осуществление функций распорядителя бюджетных средств в отношении муниципальных образовательных организаций, установленных бюджетным законодательством (пункт 3.2.3).

Из вышеизложенного следует, что Районный отдел образования как соучредитель несет ответственность по обязательствам образовательной организации, которая в свою очередь не обязана самостоятельно, вне объема выделенных ей учредителем средств осуществлять мероприятия, в том числе по антитеррористической защищенности.

Согласно части 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (часть 2).

При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (часть 7).

Согласно части 2 статьи 21 БК РФ Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

Администрация Шенкурского муниципального района в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ведомственной структурой расходов бюджета МО «Шенкурский муниципальный район» на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годы, являющейся приложением к Решению Собрания депутатов Шенкурского муниципального района Архангельской области от 10.12.2021 № 287, является органом, осуществляющим полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого в качестве структурного подразделения находится МКУ Районный отдел образования.

Как разъяснено в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161, пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ).

В случае удовлетворения такого иска в резолютивной части судебного акта следует указывать на взыскание суммы задолженности с казенного учреждения (основного должника), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с главного распорядителя бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

В пункте 6.1 Положения № 258 указано, что имущество Районного отдела образования является муниципальной собственностью Шенкурского муниципального района Архангельской области и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Фактически в рамках спорных правоотношений, принимая во внимание то, что Администрация Шенкурского муниципального района и Районный отдел образования являются соучредителями образовательного учреждения, а правовой статус Районного отдела образования предусматривает получение лимитов бюджетных обязательств от главного распорядителя средств местного бюджета, то ответственность Администрации Шенкурского муниципального района является субсидиарной.

Проанализировав представленные в материалы дела документы, а также положения норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного прокурором требования о возложении обязанности по финансированию расходов на выполнение возложенных на МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» обязательств по устранению нарушений требований по антитеррористической защищенности объекта образования на Районный отдел образования, а также в субсидиарном порядке на главного распорядителя средств местного бюджета - администрацию Шенкурского муниципального района.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Также от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в суде общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) (пункт 9 части 1 статьи 333.36 НК РФ).

Таким образом, с ответчика МБОУ «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» за рассмотрение требований неимущественного характера, заявленных в интересах неопределенного круга лиц, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

исковые требования прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев», Администрации Шенкурского муниципального района и Районному отделу образования администрации Шенкурского муниципального района Архангельской области о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности в образовательном учреждении и профинансировать указанные мероприятия - удовлетворить.

Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» обязанность до 01.03.2023:

1) обеспечить установку системы передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в здании филиала Устьпаденьгского детского сада муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев»;

2) обеспечить охранной сигнализацией здание школы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев»;

3) обеспечить здание школы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

4) оборудовать здание школы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» на 1-м этаже помещениями для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

5) оборудовать основные входы в здание школы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);

6) оборудовать здание школы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» стационарными или ручными металлоискателями;

7) исключить бесконтрольное пребывание на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории) путем установки ограждения здания столовой муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» (<адрес> и Устьпаденьгского детского сада <адрес> в соответствии с требованиями санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28.

Возложить на Районный отдел образования администрации Шенкурского муниципального района Архангельской области обязанность в срок до 01.03.2023 обеспечить финансирование мероприятий:

1) по установке системы передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в здании филиала Устьпаденьгского детского сада муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев»;

2) по установке охранной сигнализации здания школы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев»;

3) по обеспечению здания школы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

4) по оборудованию в здании школы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» на 1-м этаже помещений для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

5) по оборудованию основных входов в здание школы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);

6) по оборудованию здания школы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» стационарными или ручными металлоискателями;

7) по установке ограждения здания столовой муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» (<адрес> и Устьпаденьгского детского сада <адрес> в соответствии с требованиями санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28.

При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных Районному отделу образования Администрации Шенкурского муниципального района Архангельской области возложить в субсидиарном порядке на Администрацию Шенкурского муниципального района <адрес> обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование мероприятий:

1) по установке системы передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в здании филиала Устьпаденьгского детского сада муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев»;

2) по установке охранной сигнализации здания школы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев»;

3) по обеспечению здания школы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

4) по оборудованию в здании школы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» на 1-м этаже помещений для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

5) по оборудованию основных входов в здание школы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);

6) по оборудованию здания школы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» стационарными или ручными металлоискателями;

7) по установке ограждения здания столовой муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» <адрес> и Устьпаденьгского детского сада <адрес> в соответствии с требованиями санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная школа - школа четырех Героев» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца с момента изготовления судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд Архангельской области.

Председательствующий                                  С.В. Якивчук

Мотивированное решение суда изготовлено 14 марта 2022 года.

2-22/2022 (2-567/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
и.о. прокурора Шенкурского района Архангельской области Писарев С.В.
Ответчики
администрация Шенкурского муниципального района
Районный отдел образования администрации Шенкурского муниципального района Архангельской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Устьпаденьгская основная школа - школа четырех героев"
Суд
Виноградовский районный суд Архангельской области
Судья
Якивчук С.В.
Дело на странице суда
vinogsud.arh.sudrf.ru
02.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.12.2021Передача материалов судье
07.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.01.2022Судебное заседание
08.02.2022Судебное заседание
10.03.2022Судебное заседание
11.03.2022Судебное заседание
14.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.04.2022Дело оформлено
11.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее