Дело № 2-897/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Филипповой И.В.,
при секретаре судебного заседания Чевтаевой Е.Е.,
с участием прокурора Ишиной Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печоре 20 августа 2019 года дело по иску ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации к Бабинцевой Е. П., Бабинцеву В. А., Бабинцеву В. В., Б о признании утратившими право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета, выселении из служебного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к ответчикам о признании утратившими право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета, выселении из жилого помещения по адресу: **********, указывая в обоснование исковых требований, что ********** по ********** ********** является собственностью Российской Федерации и закреплена на праве оперативного управления за ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. **.**.** указанная квартира была предоставлена семье Бабинцевых на основании ордера №... в связи с работой в ДПС ГИБДД. В мае **** года в адрес Бабинцевой Е.П. направлено уведомление о необходимости предоставления документов, подтверждающих право проживания в специализированном жилищном фонде Российской Федерации, требование о выселение ответчиками не исполнено.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены - ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, администрация МР «Печора», Отделение по вопросам миграции ОМВД России по **********.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителя истца, извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Бабинцева Е.П. исковые требования ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации не признала.
Дело слушалось в соответствии со ст. 167 ГПК РФ в отсутствие Бабинцева В.А., Бабинцева В.В., Б, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Представитель третьего лица администрации МР «Печора» просил разрешить исковые требования на усмотрение суда.
Дело рассматривалось в порядке ст. 167 ГПК РФ без участия представителей третьих лиц ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ "Северное региональное управление жилищного обеспечения" **********, Отделения по вопросам миграции ОМВД России по **********, которые надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела.
Заслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, обозрев материалы гражданского дела Печорского городского суда Республики Коми №... (№...), с учетом мнения прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях.
Права собственника жилых помещений закреплены в статье 30 Жилищного кодекса РФ. Так, согласно частям 1 и 2 данной статьи собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании.
В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 61 данного кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившим в законную силу решением Печорского городского суда Республики Коми от **.**.** по делу №... (№...) по иску Бабинцевой Е. П., Бабинцева В. А. к Министерству обороны Российской Федерации, отделению (территориальное, **********) ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании договора найма служебного жилого помещения заключенным на условиях договора социального найма жилого помещения, снятии статуса служебного помещения с жилого помещения, признании права собственности, исковые требования Бабинцева В. А., Бабинцевой Е. П. к Министерству обороны Российской Федерации, отделению (территориальное, **********) «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, оставлены без удовлетворения.
Указанным решением Печорского городского суда РК установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: ********** на основании регистрационного удостоверения Печорского МБТИ от **.**.** №... зарегистрировано на праве оперативного управления за Печорской КЭЧ района. В связи с реорганизацией Печорской КЭЧ района правообладателем вышеуказанного жилого помещения является ФГУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России. По состоянию на **.**.** жилой дом, расположенный по адресу: ********** закреплен за Печорской КЭЧ на праве оперативного управления в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от **.**.** №..., что следует из выписки из Реестра федерального имущества на объекты недвижимого имущества №....
Квартира ********** в собственность МО МР «Печора» не передавалось, в реестре недвижимого имущества муниципальной казны МО МР «Печора» не числится (л.д. 93).
В соответствии со ст.5 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004г. № 189-ФЗ к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Жилищный кодекс Российской Федерации введен в действие с 1 марта 2005 года.
В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Таким образом, до 01.03.2005 года признаком служебного жилого помещения являлось наличие решения органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, заселение служебных жилых помещений производилось после принятия такого решения.
На основании постановления главы администрации ********** №... от **.**.** ********** по ********** была включена в число служебных, вселение в квартиру произведено на основании ордера, выданного Печорской КЭЧ района **.**.**, то есть после отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду (л.д. 19).
**.**.** Министерством обороны России (Печорская КЭЧ района) Бабинцеву В. А. выдан ордер №... о предоставлении на состав семьи три человека, включая Бабинцеву Е.П. (супруга), Бабинцева В.В., **** г.р. (сын) двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: **********.
Данное жилое помещение было предоставлено Печорской КЭЧ района семье Бабинцевых по ходатайству начальника ОВД ********** от **.**.** об изыскании возможности выделения жилья командиру взвода **** – Бабинцеву В.А., который на службе в ВС РФ не состоял.
**.**.** в адрес Бабинцевой Е.П. начальником территориального отделения ********** Республики Коми ФГКУ «Северрегионжилье» Министерства обороны РФ направлено требование об освобождении специализированного жилого помещения Министерства обороны РФ, расположенного по адресу: **********.
**.**.** Бабинцева Е.П. принята на работу в Печорскую КЭЧ района, **.**.** уволена на основании приказа №... от **.**.** в связи с реорганизацией Печорской КЭЧ района, что следует из трудовой книжки истца.
Как усматривается из материалов дела, в том числе из трудовой книжки ответчика, Бабинцева Е.П. уволена из Печорской КЭЧ района в связи с сокращением численности штата по п.2 ст. 81 Трудового кодекса РФ **.**.**.
Как следует из материалов дела в настоящее время по адресу: **********, ********** имеют регистрацию следующие лица: Бабинцев В.А. с **.**.**, Бабинцева Е.П. с **.**.**, Бабинцев В.В., **** г.р. с **.**.**, Б, **** г.р., с **.**.**.
По сведениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по **********, ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» право собственности на объекты недвижимого имущества на территории Республики Коми за ответчиками не зарегистрировано.
Решением Печорского городского суда РК от **.**.** установлено, что порядок отнесения ********** ********** к числу служебных жилых помещений не был нарушен.
Таким образом, суд приходит к выводу, что спорная квартира была предоставлена Бабинцеву В.А. как служебное жилье и этот статус сохраняется до настоящего времени, каких-либо документов, подтверждающих изменение статуса спорного жилого помещения, суду не представлено. Статус служебного жилья может быть утрачен только в силу соответствующего решения собственника жилого помещения, и является его правом, а не обязанностью. Проживание Бабинцева В.А. и членов его семьи в спорной квартире не свидетельствует о фактическом заключении с ним договора социального найма ввиду отсутствия соответствующего решения компетентного органа.
На момент рассмотрения дела в установленном порядке не принималось решения об исключении занимаемой ответчиками спорной квартиры из состава специализированного жилого фонда.
С 1 марта 2005 года вступил в силу Жилищный кодекс РФ, положения которого применяются к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (статья 5 названного федерального закона, далее - Вводный закон).
Статьей 13 названного федерального закона предусмотрено, что граждане, проживающие в жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ, состоящие в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеющие право состоять на данном учете, не могут быть выселены из общежития без предоставления другого жилого помещения, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Часть 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; 2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Следовательно, если к моменту введения в действие Жилищного кодекса РФ у лица при наличии оснований, указанных в статьях 108 и 110 ЖК РСФСР, возникло право на льготы, предусмотренные этой нормой, то к спорным правоотношениям положения указанной статьи применимы и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, в том случае, если право на льготу возникло у гражданина до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем, доказательств наличия обстоятельств, установленных ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса РФ ответчиками не приведено, ни к одной из перечисленных в данной статье категорий ответчики не отнесены, на момент предоставления спорного жилого помещения ответчики знали об основаниях освобождения предоставленного жилого помещения, в связи с чем оснований для сохранения за ними права пользования спорным жилым помещением не имеется.
По информации администрации МР «Печора» Бабинцев В.А., Бабинцева Е.П., Бабинцев В.В., Б в администрации МР «Печора» на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, не состояли и не состоят, малоимущими в установленном законом порядке не признавались.
Таким образом, суд приходит к выводу об утрате ответчиками права пользования жилым помещением по адресу: **********, ответчики подлежат снятию с регистрационного учета по данному адресу.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 Жилищного кодекса РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Таким образом, принимая во внимание, что ответчики утратили право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: **********, в добровольном порядке требование истца о выселении из служебного жилого помещения не исполнили, они подлежат выселению без предоставления иного жилого помещения.
Доводы Бабинцевой Е.П. о том, что иском ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации нарушаются права несовершеннолетнего Б, не могут быть приняты во внимание, поскольку спорное жилое помещение было предоставлено на период прохождения службы и по окончании службы данное помещение должно быть освобождено, в данном случае, выселение Б из спорного жилого помещения не нарушает его прав и законных интересов, производно от прав его родителей.
Судом не усматривается оснований для сохранения за ответчика права пользования спорным жилым помещением на определенный срок, поскольку такая возможность, предусмотренная ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса РФ, на ответчиков не распространяется.
Также ответчиками не представлены доказательства того, что в Печорской КЭЧ района о них имелись сведения как о военнослужащих, включенных в список нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), а также доказательства включения их в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Доводы ответчика о том, что они проживают в спорной квартире длительное время, несут бремя содержания занимаемого жилого помещения, правового значения для удовлетворения иска не имеют. Данные обстоятельства не порождают возникновение у них права пользования спорным объектом недвижимости по договору социального найма.
Также судом отклоняется довод стороны ответчика о применении к спорным правоотношениям срока исковой давности в силу следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 данного Кодекса.
По смыслу приведенных выше норм права, прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.
При этом наймодатель вправе в любое время после увольнения нанимателя потребовать выселения последнего и членов его семьи из служебного жилого помещения.
Поскольку спорные правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер, а договор найма служебного жилого помещения, на основании которого Бабинцев В.А. совместно с членами семьи продолжает занимать жилое помещение, не прекратил своего действия, оснований для исчисления срока исковой давности с даты увольнения ответчика, а равно и применения исковой давности в рассматриваемом споре у суда не имеется. Требование о предоставлении документов, подтверждающих право проживания, либо об освобождении спорного жилого помещения было направлено ответчикам **.**.**, не было исполнено, что и привело к нарушению прав истца.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации к Бабинцевой Е. П., Бабинцеву В. А., Бабинцеву В. В., Б о признании утратившими право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета, выселении из служебного жилого помещения, - удовлетворить.
Признать Бабинцеву Е. П., Бабинцева В. А., Бабинцева В. В., Б утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: **********.
Выселить Бабинцеву Е. П., Бабинцева В. А., Бабинцева В. В., Б из жилого помещения по адресу: **********, без предоставления другого жилого помещения.
Указанное решение является основанием для снятия Бабинцевой Е. П., Бабинцева В. А., Бабинцева В. В., Б с регистрационного учета по данному адресу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено **.**.**.
Председательствующий: судья И.В. Филиппова