Р Е Ш Е Н И Е № 2-825/2021
Именем Российской Федерации
30 июня 2021 года город Зерноград
Зерноградский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Дробот Н.В.
при секретаре Золотых А.С.
в открытом судебном заседании, рассмотрев гражданское дело по иску Ткачева С.И. к клиентской службе (на правах отдела) в Зерноградском районе Отделения ПФР по Ростовской области об обязании ответчика произвести перерасчет индивидуального пенсионного коэффициента за спорные периоды, назначении страховой пенсии по старости,
Установил:
Истец Ткачёв С.И. обратился в Зерноградский районный суд Ростовской области с иском к ответчику об обязании ответчика произвести перерасчет индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) за спорные периоды, исходя из размера заработной платы рассчитанной по профсоюзному билету, назначении страховой пенсии по старости, мотивируя свои требования тем, что 28 февраля 2018 года истец обратился в Управление Пенсионного Фонда РФ в Зерноградском районе Ростовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости согласно Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», так как имелись для этого предусмотренные законом условия: шестидесятилетний возраст, страховой стаж – 9 лет, индивидуальный пенсионный коэффициент не ниже 13,8. Истец является пенсионером МО РФ и 01 марта 2018 года ему исполнилось 60 лет, истец получает пенсию за выслугу лет согласно закона от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении военнослужащих». 06 июня 2018 года истец получил ответ об отказе в удовлетворении его заявления о назначении страховой пенсии по старости, мотивированный наличием у него ИПК 11,625, что ниже нормы 13,8. Как следует из объяснений представителя ответчика при расчете ИПК не была учтена заработная плата за 4 года 02 месяца 15 дней из-за отсутствия документов Ремонтно-строительного управления № 5 Ростовского н/Дону городского ремонтно-строительного треста в архивах города Ростова-на-Дону и Ростовской области. При обращении в ОПФ Ростовской области была подтверждена законность отказа в назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия документов, подтверждающих размер заработной платы истца за время работы в РСУ 5. У истца имеется профсоюзный билет, в котором есть отметка о суммах взносов оплаченных истцом в профсоюзную организацию во время работы каменщиком в РСУ -5. По профсоюзному билету имеется возможность рассчитать заработную плату, однако, ответчик этого не сделал, ссылаясь на список документов, необходимый для предъявления при назначении пенсии, в котором нет ни партийных, ни профсоюзных билетов. Однако, в письме Минтруда и социального развития РФ № 8389-ЮЛ, ПФ РФ № 14-06-27/9704 от 27 ноября 2001 года сказано, что при утрате первичных документов о заработной плате и невозможности определить виновного, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, к таким документам относится в том числе и профсоюзный билет.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования, просил удовлетворить в полном объеме, дополнительно пояснив, что ответчик в своем ответе ссылается на тот факт, что при расчете используется заработная плата за любые 60 месяцев работы подряд, в то время как спорные периоды, указанные в иске следуют не подряд, а с перерывами, в сумме не составляют пяти полных лет, по мнению истца, данные
утверждения ответчика являются не обоснованными, так как по разъяснению Конституционного суда непрерывность трудового стажа не является определяющим моментом при назначении страховой пенсии по старости.
Представитель ответчика Овчинникова Н.Н., действующая на основании доверенности от 01 июня 2021 года исковые требования не признала, полагает, что законных оснований для их удовлетворения не имеется, представила письменные возражения (л.д. 27-29).
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав представленные письменные доказательства и оценив их в совокупности, приходит к следующему:
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлен Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 01.01.2015 г.
На основании пункта 3 статьи 36 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, Федеральный закон от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ определен порядок определения размера страховой пенсии, а также порядок установления величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, приведены формулы расчета.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Статьей 18 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ установлен порядок определения размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), основания перерасчета размера страховой пенсии.
В силу пункта 1 части 2 указанной статьи перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 г.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г., определяется по нормам Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым осуществляется и оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
В соответствии с абзацем 7 пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при определении расчетного размера трудовой пенсии во внимание принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы, как до регистрации граждан в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий".
В силу пункта 59 Правил N 1015 документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию, (должность), основание их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы).
В соответствии с пунктом 104 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению утвержденного приказом Минтруда России от 28.11.2014 г. N 958н, среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 года в течение трудовой деятельности, в случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам, указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Таким образом, пенсионное законодательство основывается на том, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких, как количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объема работы, различные системы оплаты труда и премирования и другие.
Судом установлено, что истец с 30 декабря 1997 года является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств м психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». 28 февраля 2018 года истец обратился в Управление Пенсионного фонда в Зерноградском районе с заявлением о назначении страховой пенсии по старости согласно ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением УПФР в Зерноградском районе от 04 июня 2018 года истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости, согласно указанного решения страховой стаж истца составляет 12 лет 03 месяца 18 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента, определенная в соответствии с ч.10 ст. 15 ФЗ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ с учетом имеющихся данных о страховом стаже и страховых взносах, составляет 11,625 против 13,8, что меньше требуемых величин, установленных частями 2 и 3 статьи 8, ст. 35 ФЗ № 400. Индивидуальный пенсионный коэффициент ответчиком был рассчитан без учета размера заработной платы за периоды работы истца в РСУ № 5 с 22.07.1975 по 18.03.1976 и с 24.11.1976 по 09.06.1980, в связи с отсутствием документов, подтверждающих размер заработной платы в указанные спорные периоды. Согласно архивных справок, содержащихся в выплатном деле Ткачёва С.И. сведения о заработной плате Ткачёва С.И. за время работы в Ремонтно-строительном управлении № 5 на хранение в архив не поступали.
Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Доводы истца в обоснование заявленных требований относительно того, что при расчете ИПК ответчик мог рассчитать средний размер его заработной платы за спорные периоды по профсоюзному билету, в котором за спорные периоды имеются отметки об оплате истцом членских взносов в виде марок с указанием их стоимости, которую возможно рассчитать исходя из определенной законом формуле, не могут быть приняты судом во внимание.
Суд, исходит из следующего:
В соответствии с письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 8389-ЮЛ и Пенсионного Фонда Российской Федерации N ЛЧ-06-27/9704 от 27.11.2001 г. в случае утраты в государственных и муниципальных органах и организациях, расположенных на территории Российской Федерации, первичных документов о заработке работников данных органов и организаций, и невозможности определения причинителя вреда, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работник.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в Обзоре практики пенсионного законодательства по порядку исчисления и подтверждения заработка от 25 июня 2009 г. N 10-01/17189, Письмо от 27 ноября 2001 г. N 8389-ЮЛ//ЛЧ-06-27/9704 содержат исчерпывающий перечень причин утраты документов, и определение среднемесячного заработка по косвенным документам, в соответствии с положениями указанного письма допускается в том случае, если возможность установления заработка на основании первичных бухгалтерских документов отсутствует за весь период трудовой деятельности.
Из данного обстоятельства следует, что для принятия к производству профсоюзного билета необходима совокупность следующих юридических фактов:
1) утрата в государственных и муниципальных органах или организациях первичных документов о заработке работников;
2) причина утраты - наводнения, землетрясения, ураганы;
3) документы должны быть утрачены за весь период трудовой деятельности.
Из системного толкования приведенных выше нормативных положений следует, что определение среднемесячного заработка по косвенным документам может осуществляться только при утрате первичных документов в результате стихийных бедствий. Возможность установления среднемесячного заработка по косвенным документам в случае не сохранности первичных документов о заработке по вине других лиц (человеческий фактор), вина которых не установлена, не предусмотрена.
Кроме того, судом установлено и не отрицалось сторонами в судебном заседании, что при обращении истца в отделение пенсионного фонда с заявлением о назначении ему страховой пенсии, профсоюзный билет им не предъявлялся, согласно выплатного дела, указанный документ в перечне документов, предоставленных заявителем в пенсионный фонд, отсутствует, факт получения заработной платы в определенном размере, исходя из данных профсоюзного билета, истцом не устанавливался.
С учетом изложенного, суд полагает, что исковые требования Ткачёва С.И. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Ткачева С.И. к клиентской службе (на правах отдела) в Зерноградском районе Отделения ПФР по Ростовской области об обязании ответчика произвести перерасчет индивидуального пенсионного коэффициента за спорные периоды, назначении страховой пенсии по старости, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 05 июля 2021 года.
Судья Н.В. Дробот