Решение по делу № 7У-13133/2022 [77-5817/2022] от 11.10.2022

№ 77-5817/2022

КАССАЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Челябинск                                                                       15 декабря 2022 года

Седьмой кассационный суд общей юрисдикции

в составе: председательствующего Симаковой И.Н.,

при секретаре Ходовой М.В.,

с участием:

прокурора Дарьенко Л.Ю.,

защитника-адвоката Колышкиной Е.Д.

рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе адвоката Зариповой Е.М. в защиту Больщикова А.Д., уголовное дело в отношении которого прекращено в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, о пересмотре постановления мирового судьи судебного участка № 2 Катав-Ивановска и Катав-Ивановского района Челябинской области от 05 апреля 2022 года и постановления Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 14 июля 2022 года, в соответствии с которыми в отношении

    Больщикова Алексея Дмитриевича,

    родившегося <данные изъяты>

<данные изъяты>,

    гражданина <данные изъяты>

    на момент инкриминируемых деяний судимого:

    - 18 октября 2018 года Катав-Ивановским городским судом Челябинской области по ч. 3 ст. 159 УК РФ (8 преступлений) с применением ч. 3 ст. 69, ст. 73 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 02 года 06 месяцев условно с испытательным сроком 02 года 06 месяцев. 18 апреля 2021 года снятого с учёта по истечении испытательного срока;

    - 27 мая 2019 года Катав-Ивановским городским судом Челябинской области по ч. 3 ст. 159 УК РФ (2 преступления) с применением ч. 3 ст. 69, ст. 73 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 01 год 06 месяцев условно с испытательным сроком 01 год 06 месяцев. 27 ноября 2020 года снятого с учёта по истечении испытательного срока;

    - 19 ноября 2019 года мировым судьёй судебного участка № 1 г. Усть-Катава Челябинской области по ч. 1 ст. 158 УК РФ к наказанию в виде обязательных работ на срок 200 часов. 08 июля 2020 года снятого с учёта в связи с отбытием наказания,

    прекращено уголовное дело по обвинению в совершении двух преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 158 УК РФ, на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.

    Мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении отменена.

    По делу разрешена судьба вещественных доказательств.

    Кроме того, адвокатом обжалуется вынесенное этим же мировым судьёй 05 апреля 2022 года постановление об отказе в удовлетворении ходатайства о возвращении уголовного дела прокурору.

    В апелляционном порядке постановления оставлены без изменения.

    Заслушав выступления адвоката Колышкиной Е.Д., поддержавшей изложенные в кассационной жалобе доводы, прокурора Дарьенко Л.Ю., полагавшей о законности судебных решений и отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, суд

УСТАНОВИЛ:

органами предварительного следствия Больщиков А.Д. обвинялся в совершении двух преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 158 УК РФ.

В ходе судебного заседания адвокатом Зариповой Е.М. заявлено поддержанное подсудимым Больщиковым А.Д. ходатайство о возвращении уголовного дела прокурору ввиду расхождения обвинения, изложенного в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого от 18 ноября 2020 года, копия которого вручена стороне защиты на стадии предварительного расследования, от обвинения, изложенного в имеющемся в материалах уголовного дела постановлении о привлечении в качестве обвиняемого от 18 ноября 2020 года и обвинительном заключении.

В удовлетворении указанного ходатайства мировым судьёй 05 апреля 2022 года отказано.

В этот же день уголовное дело в отношении Больщикова А.Д. по обвинению в совершении двух преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 158 УК РФ, мировым судьёй прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.

В апелляционном порядке вышеуказанные постановления мирового судьи оставлены без изменения.

В кассационной жалобе адвокат Зарипова Е.М. полагает постановления мирового судьи судебного участка № 2 Катав-Ивановска и Катав-Ивановского района Челябинской области от 05 апреля 2022 года об отказе в возвращении уголовного дела прокурору и о прекращении уголовного дела в отношении Больщикова А.В., а также вынесенное Катав-Ивановским городским судом Челябинской области по итогам апелляционного рассмотрения поданной стороной защиты жалобы постановление от 14 июля 2022 года вынесенными с нарушением норм уголовно-процессуального закона, а потому подлежащими отмене с возращением уголовного дела прокурору. В обоснование утверждает, что обвинение, изложенное в имеющейся у стороны защиты незаверенной копии постановления о привлечении в качестве обвиняемого от 18 ноября 2020 года, не соответствует обвинению, изложенному в находящихся в материалах уголовного дела постановлении о привлечении в качестве обвиняемого от этого же числа и в обвинительном заключении. Кроме того, утверждает о фактическим несогласии Больщикова А.Д. с предъявленным обвинением и необходимости в связи с этим в случае установления его вины вынесения обвинительного приговора с освобождением осуждённого от наказания.

По делу принесены возражения, в которых и.о. Катав-Ивановского городского прокурора Калинин А.Н. излагает мотивы несогласия с кассационной жалобой, просит оставить её без удовлетворения, судебные решения - без изменения.

В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.

Проверив материалы уголовного дела, выслушав участников процесса, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что нарушений уголовного и (или) уголовно-процессуального законов, подпадающих под вышеуказанные критерии, не допущено.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ основаниями для возвращения уголовного дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом является составление обвинительного заключения с нарушением требований УПК РФ, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения.

Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2009 года № 28 «О применении судами норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующих подготовку уголовного дела к судебному разбирательству», к нарушениям, позволяющим возвратить уголовное дело прокурору, относятся, в частности, случаи, когда обвинение, изложенное в обвинительном заключении, не соответствует обвинению, изложенному в постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2018 года № 274-О, возвращение уголовного дела прокурору для устранения препятствий к его судебному рассмотрению может иметь место лишь в случае, если допущенное органами предварительного расследования процессуальное нарушение является таким препятствием для рассмотрения дела, которое суд не может устранить самостоятельно и которое исключает возможность постановления законного и обоснованного приговора.

По настоящему делу подобных нарушений прав участников процесса и требований уголовно-процессуального закона в ходе предварительного расследования и при составлении обвинительного заключения не допущено, указанные в жалобе адвоката обстоятельства не являются препятствием для рассмотрения дела судом, в связи с чем мировой судья пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для возращения уголовного дела прокурору и отказал в удовлетворении заявленного стороной защиты ходатайства.

Оснований для иных выводов не имеется.

Так, согласно материалам уголовного дела, постановление о привлечении в качестве обвиняемого от 18 ноября 2020 года в соответствии с ч. 5 ст. 172 УПК РФ объявлено Больщикову А.Д. в 15:00 19 ноября 2020 года в присутствии защитника Зариповой Е.М., текст обвинения прочитан Больщиковым А.Д. лично и ему понятен, о чём свидетельствуют удостоверенные им и адвокатом записи в постановлении (т. 2 л.д. 166-169).

Копия указанного постановления о привлечении в качестве обвиняемого от 18 ноября 2020 года в соответствии с ч. 8 ст. 172 УПК РФ вручена 19 ноября 2020 года как Больщикову А.Д., так и адвокату Зариповой Е.М., что также удостоверено их подписями (т. 2 л.д. 166-169).

20 ноября 2020 года Больщиков А.Д. совместно с адвокатом Зариповой Е.М. ознакомился с материалами уголовного дела, при этом каких-либо замечаний, в том числе относительно расхождения содержания обвинения в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого от 18 ноября 2020 года, имеющемся в материалах дела, и в копии, со слов адвоката, вручённой стороне защиты следователем, не сделали (т. 3 л.д. 14-17).

Копия обвинительного заключения вручена Больщикову А.Д. 30 ноября 2020 года, расписка о чём приобщена к материалам уголовного дела (т. 3 л.д. 66).

Происхождение предъявленной адвокатом Зариповой Е.М. незаверенной копии постановления о привлечении в качестве обвиняемого от 18 ноября 2020 года (т. 3 л.д. 97) нижестоящими судебными инстанциями выяснялось, в том числе путём допроса следователя, в производстве которого на момент предъявления обвинения находилось уголовное дело.

Данных, дающих основания считать, что Больщикову А.Д. было предъявлено обвинение, отличное от того, текст которого содержится в имеющихся в материалах уголовного дела постановлении о привлечении в качестве обвиняемого от 18 ноября 2020 года и в обвинительном заключении, не установлено.

Оснований ставить под сомнение данный факт не имеется также в связи с отсутствием в материалах уголовного дела сведений о той стоимости похищенного телефона, которая указана в представленной адвокатом копии постановления о привлечении в качестве обвиняемого. Из уголовного дела следует, что изначально, при обращении в правоохранительные органы, потерпевшей <данные изъяты> заявлена стоимость похищенного телефона в размере 16 999 рублей, в ходе расследования стоимость телефона и, как следствие, размер ущерба, определены как 10 496 рублей 66 копеек. О том, что именно последняя сумма была доведено до сведения обвиняемого, свидетельствует и тот факт, что, согласно показаниям потерпевшей <данные изъяты> причинённый ущерб Больщиков А.Д. возместил ей в размере именно 10 496 рублей 66 копеек (т. 2 л.д. 182-185, т. 4 л.д. 163).

С учётом изложенного, суд пришёл к правильному выводу о том, что наличие у адвоката Зариповой Е.М. незаверенной копии постановления о привлечении в качестве обвиняемого от 18 ноября 2020 года, отличной от имеющегося в материалах уголовного дела постановления о привлечении в качестве обвиняемого от 18 ноября 2020 года, основанием для возвращения уголовного дела прокурору не является.

Просьба об отмене постановления о прекращении уголовного дела в отношении Больщикова А.Д. в связи с истечением сроков давности уголовного преследования обусловлена адвокатом исключительно расхождением текста между копией постановления о привлечении в качестве обвиняемого от 18 ноября 2020 года и имеющимся в материалах уголовного дела постановлением о привлечении в качестве обвиняемого от 18 ноября 2020 года.

Иных оснований для отмены состоявшегося постановления о прекращении в отношении Больщикова А.Д. уголовного дела, в том числе свидетельствующих о необходимости оправдания Больщикова А.Д., прекращения в отношении него уголовного дела по реабилитирующему основанию, адвокатом не приведено, и таковые основания из материалов уголовного дела не следуют.

Между тем, согласно п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению за истечением сроков давности уголовного преследования.

В силу ч. 3 ст. 24 УПК РФ прекращение уголовного дела влечет за собой одновременно прекращение уголовного преследования.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 254 УПК РФ суд прекращает уголовное дело в судебном заседании в случаях, если во время судебного разбирательства будут установлены обстоятельства, указанные в пп. 3-6 ч. 1 ст. 24 и пп. 3-6 ч. 1 ст. 27 УПК РФ.

По смыслу закона, разъяснённому в пп. 21 и 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года № 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности», обязательным условием освобождения от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности уголовного преследования в форме прекращения уголовного дела и (или) уголовного преследования на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, является согласие на это лица, совершившего преступление, при отсутствии которого производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке.

Таким образом, закон предусматривает в качестве условия для прекращения уголовного дела по нереабилитирующему основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, лишь согласие лица на такое прекращение уголовного дела и не предусматривает необходимости признания им вины.

Указанное согласие является правом подсудимого, если он осознает последствия такого прекращения дела.

Из уголовного дела следует, что органами предварительного следствия Больщиков А.Д. обвинялся в том, что в г. Катав-Ивановске Челябинской области, он совершил кражи, то есть тайные хищения чужого имущества, а именно в том, что при обстоятельствах, изложенных в обвинении, похитил:

- в период времени с 29 января 2020 года по 27 марта 2020 года принадлежащий <данные изъяты> системный блок персонального компьютера, укомплектованный процессором, вентилятором материнской платой, модулем, жёстким диском дисководом, корпусом, причинив материальный ущерб в размере 24 663 рублей;

- 09 мая 2019 года принадлежащий <данные изъяты> мобильный телефон, стоимостью 10 496 рублей 66 копеек, с защитным стеклом и сим-картой оператора сотовой связи, не представляющими материальной ценности, причинив потерпевшей материальный ущерб на указанную выше сумму,

то есть в совершении двух преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 158 УК РФ, которые в силу ч. 2 ст. 15 УК РФ относятся к категории преступлений небольшой тяжести.

Согласно п. «а» ч. 1 ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекло два года после совершения преступления небольшой тяжести.

Таким образом, на момент рассмотрения уголовного дела мировым судьёй - 05 апреля 2022 года - сроки давности привлечения к уголовной ответственности по каждому из инкриминируемых подсудимому преступлений истекли, в связи с чем мировым судьёй правомерно поставлен на обсуждение участников процесса вопрос о прекращении уголовного дела в отношении Больщикова А.Д. в связи с истечением сроков давности уголовного преследования (т. 4 л.д. 164).

Вопреки утверждениям адвоката в жалобе из материалов уголовного дела следует, что Больщиков А.Д. с обвинением был полностью согласен (т. 2 л.д. 173-177, т. 3 л.д. 14-17, 101, 235), свою позицию не поменял после допроса потерпевших, свидетелей и исследования письменных материалов дела и при обсуждении вопроса о прекращении уголовного дела в отношении него на продолжении рассмотрения уголовного дела по существу не настаивал, после консультации с защитником – адвокатом Зариповой Е.М., добровольно выразил согласие на прекращение в отношении него уголовного дела по нереабилитирующему основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, указав, что последствия принятия такого решения ему понятны (т. 4 л.д. 164).

Возражений от иных участников процесса, в том числе от автора настоящей жалобы, не поступило (т. 4 л.д. 164).

При таких обстоятельствах суд обоснованно принял решение о прекращении в отношении Больщикова А.Д. уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.

Судебное разбирательство проведено с соблюдением принципов состязательности и равноправия сторон. Каких-либо данных о том, что мировой судья не создал необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав, не имеется. Права Больщикова А.Д. на защиту не нарушены.

При рассмотрении дела в апелляционном порядке суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. 389.9 УПК РФ проверил законность и обоснованность вынесенных постановлений, убедился, что мировым судьёй учтены все обстоятельства, на которые указано в жалобе, проверил, могли ли эти обстоятельства повлиять на вывод о наличии оснований для прекращения уголовного дела, дал надлежащую оценку всем изложенным в апелляционной жалобе адвоката доводам, аналогичным содержащимся в настоящей жалобе, признав их несостоятельными и изложив в постановлении мотивы принятого решения согласно требованиям ст. 389.28 УПК РФ.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 401.14 УПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

кассационную жалобу адвоката Зариповой Е.М. о пересмотре постановлений мирового судьи судебного участка № 2 Катав-Ивановска и Катав-Ивановского района Челябинской области от 05 апреля 2022 года об отказе в возвращении уголовного дела прокурору и о прекращении уголовного дела, постановления Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 14 июля 2022 года в отношении Больщикова Алексея Дмитриевича оставить без удовлетворения.

Кассационное постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции может быть обжаловано в порядке, предусмотренном гл. 47.1 УПК РФ, в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья                                                                                           И.Н. Симакова

7У-13133/2022 [77-5817/2022]

Категория:
Уголовные
Статус:
ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ ПО СУЩЕСТВУ ДЕЛА
Другие
Руководитель Управления Коммунального хозяйства, транспорта и связи Катав-Ивановского района Челябинской области
Больщиков Алексей Дмитриевич
Зарипова Елена Мусавировна
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Симакова Ирина Николаевна
Дело на сайте суда
7kas.sudrf.ru
15.12.2022Судебное заседание
15.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее