Дело № 2-319/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 февраля 2018 года г. Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Куниной А.Ю., при секретаре Мякишевой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Калининградского межрайонного природоохранного прокурора, обратившегося в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Гурьевского городского округа о принятии мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов
У С Т А Н О В И Л:
Калининградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным выше иском, которым просил возложить на администрацию Гурьевского городского округа обязанность по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов на территории кадастрового квартала № в районе земельного участка с кадастровым номером № в срок до ДД.ММ.ГГ.
В обоснование заявленных требований указано, что Калининградской межрайонной природоохранной прокуратурой в августе-сентябре 2017 года проведена проверка по обращению Врио директора филиала «Калининградская ТЭЦ-2» АО «Интер РАО-Электрогенерация» по факту наличия несанкционированной свалки отходов на земельных участках, прилегающих к земельному участку с КН №, принадлежащего Калининградской ТЭЦ-2. В ходе проверки осуществлено выездное обследование части территории кадастрового квартала №, и установлено, что на вышеуказанной территории складируются бытовые и строительные отходы, отходы разборки зданий, что является недопустимым, создает условия, способствующие загрязнению окружающей среды и представляющие опасность для здоровья населения и нарушающие права граждан на благоприятную среду. Территория складирования указанных отходов находится в муниципальной собственности администрации Гурьевского городского округа. Расположение несанкционированной свалки на территории Гурьевского городского округа нарушает права его жителей на благоприятную окружающую среду. Ссылаясь на положения статей 12, 13, 42 Земельного кодекса РФ, ст. 3, ч. 1 ст. 13, ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства потребления», п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 1, 11, 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», просит исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании помощник Калининградского межрайонного природоохранного прокурора Оголь Е.В. исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Гурьевского городского округа – Юдина А.И., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями, установленными ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организация деятельности в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Статья 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, пункт 2 которой относит к вопросам местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах округа.
Пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приведенные правовые нормы Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» относят к вопросам местного значения городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Положение ст. 13 Земельного кодекса РФ обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения прокурорской проверки с привлечением специалистов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области на территории кадастрового квартала №, в юго-западной части квартала в районе земельного участка с кадастровым номером №, обнаружены несанкционированные свалки строительных/бытовых отходов, что подтверждается актом административного обследования № от ДД.ММ.ГГ и приложенной к нему схемой расположения земельного участка, фотоматериалами.
Территория складирования указанных отходов находится в муниципальной собственности администрации Гурьевского городского округа.
Использование в п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» формулировки «участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов», не может быть сведено к формальному участию поселения в сборе и вывозе бытовых отходов и не означает права игнорирования ответчиком существующих несанкционированных свалок. Несанкционированные свалки, безусловно, причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан. Ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления (статья 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ).
В рассматриваемом случае органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности.
Следовательно, если лицо, виновное в несанкционированном размещении отходов, не установлено, вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления, несанкционированных свалок на расположенных на территории муниципального образования земельных участках должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка. Применительно к землям неразграниченной собственности – лицом, которому предоставлено право распоряжения земельным участком.
Учитывая изложенное, органы публичной власти, пока не установлены иные лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий - несанкционированной свалки на вышеуказанном земельном участке.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что бездействие администрации Гурьевского городского округа от решения вопросов местного значения в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования, создает угрозу безопасности их жизни и здоровья и опасность причинения вреда окружающей среде, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Калининградский межрайонный природоохранный прокурор просит обязать администрацию Гурьевского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов в срок до 01 марта 2018 года. Учитывая обстоятельства дела, дату рассмотрения дела по существу и принятия по нему решения, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения, суд полагает разумным установить срок исполнения ответчиком возложенных на него обязанностей по ликвидации свалки в течение 3 (трёх) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного выше, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Калининградского межрайонного природоохранного прокурора - удовлетворить.
Обязать администрацию Гурьевского городского округа в течение 3 (трёх) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов на территории кадастрового квартала № в районе земельного участка с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной мотивированной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 05 марта 2018 года.
Судья А.Ю. Кунина