Дело № 2-3722/2019
РЈРР” 66RS0007-01-2018-003705-09
Мотивированное решение суда изготовлено 06 сентября 2019 г.
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
г. Екатеринбург 02 сентября 2019 г.
Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Матвеева М.В. при секретаре судебного заседания Петровой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колмакова Дмитрия Александровича к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области «Психиатрическая больница № 6» о компенсации морального вреда,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Колмаков Д.А. обратился в суд с иском к ГБУЗ СО «Психиатрическая больница № 6» о компенсации морального вреда в денежном выражении в размере 2 000 000 руб.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ К. была госпитализирована в ГБУЗ СО «Психиатрическая больница № 6», расположенное по адресу <адрес> и находилась в этой больнице на лечении.
ДД.ММ.ГГГГ, Т., ДД.ММ.ГГГГ рождения, находясь на стационарном лечении в палате № отделения № ГБУЗ СО «Психиатрическая больница № 6», расположенной по адресу <адрес> страдая тяжелым хроническим психическим расстройством в форме параноидной шизофрении с непрерывно-прогредиентным типом лечения, лишавшим ее возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, после ссоры, произошедшей на почве неприязненных отношений с К., задушила К. подушкой.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении Т. Октябрьским районным судом г. Екатеринбурга вынесено Постановление о применении принудительных мер медицинского характера.
К. является сестрой Колмакова Д.А., который признан потерпевшим по указанному выше уголовному делу.
Рстец считает, что ответчик ненадлежащим образом обеспечил безопасность Рљ., РІ результате чего, произошло указанное преступление. Неправомерными действиями ответчика, истцу причинен моральный вред, выразившийся РІ смерти близкого родственника, эмоциональных переживаниях РІ СЃРІСЏР·Рё необратимыми обстоятельствами.
В судебном заседании истец Колмаков Д.А., его представитель Мурашева М.Е. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Потапченко Е.А. в судебном заседании против удовлетворения заявленных исковых требований возражала, по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск, полагала, что отсутствует вина ГБУЗ СО «Психиатрическая больница № 6» в причинении смерти К.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Свердловской области в судебное заседание не явился, направил возражения на иск с ходатайством о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Помощник прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга Кинева Е.А. в судебном заседании дала заключение об обоснованности заявленных исковых требований с учетом применения принципа разумности и справедливости.
Заслушав пояснения истца его представителя, представителя ответчика, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ К. была госпитализирована в ГБУЗ СО «Психиатрическая больница № 6», расположенное по адресу <адрес> и находилась в этой больнице на лечении.
ДД.ММ.ГГГГ, Т., ДД.ММ.ГГГГ рождения, находясь на стационарном лечении в палате № отделения № ГБУЗ СО «Психиатрическая больница № 6», расположенной по адресу <адрес>, страдая тяжелым хроническим психическим расстройством в форме параноидной шизофрении с непрерывно-прогредиентным типом лечения, лишавшим ее возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, после ссоры, произошедшей на почве неприязненных отношений с К., задушила К. подушкой.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении Т. Октябрьским районным судом г. Екатеринбурга вынесено Постановление о применении принудительных мер медицинского характера.
К. является сестрой Колмакова Д.А., который признан потерпевшим по указанному выше уголовному делу.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации).
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (часть 2 статьи 17 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" здоровье - это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
Охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (пункт 2 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к основным принципам охраны здоровья относятся, в частности: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Согласно ст. 39 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь в стационарных условиях, обязана создать условия для осуществления прав пациентов и их законных представителей, предусмотренных настоящим Законом, в том числе обеспечивать безопасность находящихся в указанной медицинской организации пациентов, контролировать содержание посылок и передач.
Указанная норма является императивной и возлагает обязательства на организацию, оказывающую психиатрическую помощь, безусловно, обеспечивать безопасность находящихся в указанной медицинской организации пациентов.
Пунктом 9 части 5 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено право пациента на и возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи.
Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации (части 2 и 3 статьи 98 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· приведенных нормативных положений, регулирующих отношения РІ сфере охраны Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ граждан, право граждан РЅР° охрану Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ Рё медицинскую помощь гарантируется системой закрепляемых РІ законе мер, включающих, РІ том числе, как определение принципов охраны Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ, качества медицинской помощи, РїРѕСЂСЏРґРєРѕРІ оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, так Рё установление ответственности медицинских организаций Рё медицинских работников Р·Р° причинение вреда Р¶РёР·РЅРё Рё (или) Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ РїСЂРё оказании гражданам медицинской помощи.
РР· содержания РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления Колмакова Р”.Рђ. усматривается, что основанием его обращения РІ СЃСѓРґ СЃ требованиями Рє ГБУЗ РЎРћ «Психиатрическая больница в„– 6В» Рѕ компенсации морального вреда, явилось ненадлежащее обеспечение безопасности его СЂРѕРґРЅРѕР№ сестры Рљ., РІ результате чего, произошла ее смерть.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.
РР· изложенного следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими РЅР° принадлежащие гражданину РѕС‚ рождения или РІ силу закона нематериальные блага, перечень которых законом РЅРµ ограничен. Рљ числу таких нематериальных благ относится Р¶РёР·РЅСЊ Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ, охрана которых гарантируется государством РІ том числе путем оказания медицинской помощи. Р’ случае нарушения прав гражданина РІ сфере охраны Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ, причинения вреда Р¶РёР·РЅРё Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ гражданина РїСЂРё оказании ему медицинской помощи, РїСЂРё оказании ему ненадлежащей медицинской помощи РѕРЅ вправе заявить требования Рѕ взыскании СЃ соответствующей медицинской организации компенсации морального вреда.
Пунктом 2 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 "Обязательства вследствие причинения вреда" (статьи 1064 - 1101) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Как разъяснено в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни и здоровью гражданина", по общему правилу, установленному пунктами 1 и 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Установленная статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Таким образом, РїРѕ общему правилу необходимыми условиями для наступления гражданско-правовой ответственности Р·Р° причиненный вред, РІ том числе моральный, являются: причинение вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной СЃРІСЏР·Рё между наступлением вреда Рё противоправностью поведения причинителя вреда, РІРёРЅР° причинителя вреда. РџСЂРё этом гражданское законодательство предусматривает презумпцию РІРёРЅС‹ причинителя вреда: лицо, причинившее вред, освобождается РѕС‚ обязанности его возмещения, если докажет, что вред причинен РЅРµ РїРѕ его РІРёРЅРµ. Рсключения РёР· этого правила установлены законом, РІ частности статьей 1100 Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Статья 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1). Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2).
Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора (абзац второй пункта 1 названного постановления).
Применительно к спорным отношениям в соответствии с действующим правовым регулированием именно медицинская организация должна доказать отсутствие своей вины в причинении смерти Колмаковой Д.А.
Вместе с тем, надлежащих доказательств отсутствия вины ГБУЗ СО «Психиатрическая больница № 6» в надлежащим обеспечении безопасности пациента К. материалы дела не содержат.
Акт выездной внеплановой проверки ГБУЗ СО «Психиатрическая больница № 6» от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный специалистами Министерства здравоохранения Свердловской области, таким доказательством не является, поскольку содержит лишь выводы об отсутствии нарушений требований порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, что безусловно не свидетельствует о принятии ответчиком надлежащих мер по обеспечению безопасности пациента К.
Таким образом, с достоверностью установив, что в результате, в том числе, виновных действий ответчика были нарушены неимущественные права истца, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по компенсации морального вреда. Суд принимает во внимание доводы о причинении истцу нравственных страданий в связи со смертью близкого родственника.
Руководствуясь принципами справедливости, разумности и соразмерности, учитывая установленные судом обстоятельства, степень вины ответчика в причинении смерти К., а также то обстоятельство, что непосредственным причинителем вреда являлось иное лицо, учитывая характер причиненных истцу физических и нравственных страданий, суд считает, что степень морального вреда, причиненного истцу, необходимо оценить в материальном выражении в сумме 100 000 руб., в связи с чем, требования истца в данной части подлежат удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
исковые требования Колмакова Дмитрия Александровича к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области «Психиатрическая больница № 6» о компенсации морального вреда, - удовлетворить частично.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области «Психиатрическая больница № 6» в пользу Колмакова Дмитрия Александровича компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья М.В. Матвеев