Решение по делу № 33-966/2019 от 18.01.2019

ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД


            АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 февраля 2019 года г. Воронеж

Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Глазовой Н.В.,

судей Квасовой О.А., Кузнецовой Л.В.,

при секретаре Кучеевой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Квасовой О.А.

гражданское дело по иску Олемского Владимира Ивановича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по Острогожскому району Воронежской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости

по апелляционной жалобе Олемского Владимира Ивановича

на решение Острогожского районного суда Воронежской области от 03 декабря 2018 года

(судья Редько О.А.)

установила:

Олемский В.И. обратился в суд с вышеназванным иском к ГУ - УПФ РФ по Острогожскому району Воронежской области, ссылаясь на нарушение ответчиком его пенсионных прав. В обоснование своих требований он указал на то, что решением пенсионного органа от. года ему было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, из-за отсутствия необходимого стажа для назначения данного вида пенсии – 25 лет; при этом ответчиком не были включены в специальный стаж истца следующие периоды: с. года по. года – работа в должности руководителя технических кружков Острогожской городской станции юных техников; с. года по. года – работа в должности педагога дополнительного образования МКОУ ДОД СЮТ; период службы в Советской армии по призыву с. года по. года. Не согласившись с таким решением ГУ - УПФ РФ по Острогожскому району Воронежской области, Олемский В.И. просил:

признать вышеуказанное решение ответчика от. года незаконным;

обязать ГУ - УПФ РФ по Острогожскому району Воронежской области включить в специальный стаж истца вышеуказанные периоды работы и службы в армии;

признать за Олемским В.И. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения с соответствующим заявлением к ответчику, с. года;

взыскать с ГУ - УПФ РФ по Острогожскому району Воронежской области в пользу истца расходы по оплате последним юридических услуг в сумме. рублей, по оплате госпошлины – 300 рублей (л.д. 2-3).

Решением Острогожского районного суда Воронежской области от 03 декабря 2018 года в удовлетворении заявленных требований истцу отказано (л.д.66, 67-70).

Олемскй В.И. в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене состоявшегося решения как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, ссылается на то, что станции юных техников отнесены к внешкольным учреждениям, осуществляющим учебно-воспитательную работу, а также указывает на отнесение должности руководителя кружка (коллектива) к категории педагогических работников, ссылается на наличие правовых оснований для включения в его специальный стаж периода службы в Советской армии, просит решение отменить, постановить новое, которым удовлетворить заявленные им требования в полном объеме (л.д. 72-75).

В судебное заседание явились: истец Олемской В.И., представитель ГУ УПФ РФ по Острогожскому району Воронежской области – Мясищев Д.В..

В судебном заседании Олемской В.И. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, постановить новое, которым удовлетворить заявленные им требования в полном объеме.

Представитель ГУ УПФ РФ по Острогожскому району Воронежской области – Мясищев Д.В. в судебном заседании возражал по доводам апелляционной жалобы, настаивал на оставлении решения суда без изменения, жалобы истца - без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.

Правовое регулирование назначения пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, закреплено в п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ (в редакции, действующей на момент обращения Олемского В.И. в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Согласно пп. «м» п. 1 указанного Постановления Правительства Российской Федерации принято от 16 июля 2014 года N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г..

Установлено судом и следует из материала дела, что решением ГУ - УПФ РФ по Острогожскому району Воронежской области от. года №. Олемскому В.И. отказано в установлении пенсии как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, из-за отсутствия необходимого стажа для назначения данного вида пенсии 25 лет (л.д.10).

Ответчиком не были включены в специальный стаж истца следующие периоды работы:

- с. года по. года – в должности руководителя технических кружков Острогожской городской станции юных техников, так как наименование должности не предусмотрено разделом "Наименование должностей" Списка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781;

- с. года по. года –в должности педагога дополнительного образования МКОУ ДОД СЮТ, поскольку не были соблюдены одновременно два условия: имеет место факт работы в период с. года по. года в должностях и учреждения, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» и в п. 2 раздела «Наименование учреждений», однако отсутствует стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке продолжительностью не менее 16 лет 08 месяцев (л.д.11).

Кроме того ГУ - УПФ РФ по Острогожскому району Воронежской области не был включен в специальный стаж Олемского В.И. период его службы в Советской армии по призыву с. года по..

Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований в части включения в специальный стаж периода работы с. года по. года – в должности руководителя технических кружков Острогожской городской станции юных техников, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными положениями пенсионного законодательства, проанализировав представленные сторонами доказательства, обоснованно указал на то, что должность руководителя кружка не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, а также ранее действовавшими Списками должностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку им были правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.

Также коллегия, вопреки доводам жалобы, считает обоснованным вывод суда об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж истца периода его работы с. по. года – в должности педагога дополнительного образования МКОУ ДОД СЮТ.

Приказом Министерства образования РФ от 25 января 1993 года N 21 должности руководителей кружков, секций, студий и других объединений обучающихся переименованы в должность педагога дополнительного образования, которая впервые была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999года N 1067, а позднее - в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.

В соответствии с п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии со пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при отсутствии данных условий такой период в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не засчитывается.

Таким образом, принимая во внимание то обстоятельство, что. года Олемской В.И. принят на работу в Острогожскую городскую станцию юных техников руководителем технических кружков,. года указанная должность была переименована в должность педагога дополнительного образования (л.д.12-17), и соответственно, отсутствие у Олемского В.И. по состоянию на 1 января 2001 года стажа работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, коллегия считает законным и обоснованным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований в части включения в специальный стаж периода работы в должности педагога дополнительного образования МКОУ ДОД СЮТ.

Ссылки в апелляционной жалобе на вышеуказанные положения законодательства, а также на недобросовестное поведение работодателя, который не внес соответствующие изменения в трудовую книжку истца и штатное расписание, по мнению коллегии, не могут повлечь за собой отмену постановленного решения.

Является законным и обоснованным также вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж Олемского В.И. периода его службы в Советской армии по призыву с. года по..

Из военного билета Олемского В.И. следует, что он проходил срочную военную службу в Советской армии по призыву в названный ранее период (л.д.44).

Вышеприведенным пп «м» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации принято от 16 июля 2014 года N 665 было предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года, применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства").

Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397, которое утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953, было также утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее по тексту Положение).

В соответствии с пп. «г» п. 1 Положения учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе, служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Однако согласно п. 4 Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Из приведенных нормативных положений следует, что сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения иных периодов деятельности, в том числе службы в составе Вооруженных Сил СССР, предусмотрено в силу п. 4 Положения лишь при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, а также при наличии у таких лиц на момент обращения в пенсионный орган не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии.

Поскольку вышеназванные условия в данном случае не соблюдены, правовых оснований для учета спорного периода при решении вопроса о признании за истцом права на досрочное пенсионное обеспечение не имеется, решение суда в этой части является законным и обоснованным, отмене не подлежит.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы Олемского В.И. основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы истца.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Острогожского районного суда Воронежской области от 03 декабря 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Олемского Владимира Ивановича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи коллегии

33-966/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Олемской Владимир Иванович
Ответчики
ГУ УПФ
Суд
Воронежский областной суд
Судья
Квасова Ольга Алексеевна
Дело на странице суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
22.07.2020Передача дела судье
22.07.2020Судебное заседание
22.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2020Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее