57RS0023-01-2021-002740-82
Дело № 2-1905/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 августа 2021 года город Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Коротковой О.И.,
при секретаре Паршиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Колосовой В.Н. к Департаменту здравоохранения Орловской области о взыскании денежных средств в счет понесенных убытков на приобретение лекарственных средств,
установил:
Колосова В.Н. обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области о взыскании денежных средств в счет понесенных убытков на приобретение лекарственных средств.
В обоснование требований указав, что дочери истицы Колосовой О.А. было назначено лечение лекарственным препаратом «Митотан».
Указанным лекарственным препаратом Колосова О.А. обеспечена не была.
Ввиду невозможности прерывания лечения, истица приобрела необходимый ей лекарственный препарат «Митотан» за наличный расчет, в связи с чем понесла существенные убытки в размере 273500 рублей.
ДД.ММ.ГГ Колосова О.А. умерла.
После уточнения исковых требований, в окончательном виде просит суд взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области в пользу истицы в счет понесенных ею убытков на приобретение лекарственного препарата «Митотан» денежные средства в размере 273500 рублей.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Булычева Л.А. уточненные исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области по доверенности Ермакова А.О. уточненные исковые требования не признала, так как Департамент осуществляет переданные государственные полномочия исходя из нормативно финансовых затрат, которые составляют 886,4 руб. на одного человека.
Представитель третьего лица по доверенности Рябчиков И.Ю. при разрешении требований полагался на усмотрение суда.
Остальные участники процесса, извещенные надлежащим образом, не явились. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участников процесса, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу ст. 8 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
В силу п. 5 ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Из статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следует, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Постановлением Правительства РФ от 10.12.2018 № 1506 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Разделом I указанной Программы определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Территориальная программа, включая территориальную программу обязательного медицинского страхования, в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами (раздел VIII Программы).
При закреплении в территориальных программах перечней лекарственных препаратов, отпускаемых населению на льготных условиях (бесплатно или при 50- процентной оплате) субъекты Российской Федерации должны учитывать Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
В соответствии с приложением № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 к категориям заболеваний, при которых все лекарственные средства при амбулаторном лечении отпускаются по рецептам врачей бесплатно, относятся онкологические и гематологические заболевания.
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» полномочия по осуществлению закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, и организации обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 9, ч.ч.1,3 ст. 11 указанного Федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской федерации. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются. За нарушение требований ст. 11 данного федерального закона медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обеспечение инвалидов лекарственными препаратами производится в соответствии со стандартами медицинской помощи и, по смыслу пункта 2.7 Порядка, должно осуществляться бесперебойно.
В силу Указа Президента РФ от 02.10.1992 г. N 1157 (ред. от 01.07.2014 г.) «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», инвалиды I группы и неработающие инвалиды II группы имеют право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по рецептам врачей.
В судебном заседании установлено, что Колосова О.А. наблюдалась в ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр онкологии им. ФИО8» и ОО БУЗ «Орловский областной <данные изъяты>.
Судом установлено, что Колосовой О.А. был назначен лекарственный препарат «Митотан» в дозе 2 грамма в сутки с постепенной эскалацией дозы при хорошей переносимости до 4 грамм в сутки.
ДД.ММ.ГГ главный врач ОО БУЗ «Орловский областной онкологический диспансер» обратился к начальнику управления обеспечения деятельности подведомственных учреждений Департамента здравоохранения Орловской области ФИО9 с дополнительной заявкой о потребности в лекарственных средствах «Митотан» 500 мг №*** (33 упаковки) для Колосовой О.А..
Вместе с тем, Колосова О.А. необходимым ей лекарственным препаратом обеспечена не была.
Указанные обстоятельства также подтвердил допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля врач ОО БУЗ «<...> онкологический диспансер» Печеный А.П.
В виду невозможности прерывания лечения мать Колосовой О.А. – Колосова В.Н. приобретала необходимый её дочери лекарственный препарат «Митотан» за наличный расчет, в связи с чем понесла существенные убытки в размере 273500 рублей.
Указанные обстоятельства подтверждаются кассовыми чеками от ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ,ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ Колосова О.А. умерла.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесена среди прочего организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
На территории Орловской области полномочием по осуществлению разработки и реализации государственных программ в сфере здравоохранения в части обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики заболеваний, организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участия в санитарно-гигиеническом просвещении населения наделен Департамент здравоохранения Орловской области (пункт 5.5 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 399).
В пункте 5.7 указанного Положения на Департамент здравоохранения Орловской области возложено в частности полномочие по организации обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Согласно статье 15 данного кодекса лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2).
Как разъяснено в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, действиями Департамента здравоохранения Орловской области по ненадлежащему обеспечению препаратами существенно нарушаются права на бесплатное получение лекарственных препаратов, в связи с чем, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика об отсутствии достаточного финансирования не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Удовлетворением исковых требований права Департамента здравоохранения Орловской области, а также государственные интересы, не нарушены, так как, в силу ст. 18 Конституции РФ именно права человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение закона.
На основании изложенного, в соответствии с положениями ст. 15, 1064, 1069 ГК РФ, суд приходит к выводу о взыскании с Орловской области в лице Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в пользу истца 273500 руб. 00 коп. в счет возмещения затрат на приобретение лекарственного средства.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Колосовой В.Н. к Департаменту здравоохранения Орловской области о взыскании денежных средств в счет понесенных убытков на приобретение лекарственных средств удовлетворить.
Взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в пользу Колосовой В.Н. в счет понесенных убытков на приобретение лекарственных препаратов денежные средства в размере 273500 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения, который будет изготовлен 30 августа 2021 года.
Председательствующий О.И. Короткова