Дело №
УИД: №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кириллина В.А.,
при секретаре судебного заседания Поповой А.А.,
с участием истца Саввиновой Т.И.,
представителя отдела опеки и попечительства администрации муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) Федорова Н.А. (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саввиновой Т. И. к Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия), администрации муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) о признании права и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Саввинова Т.И. обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что она относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку она родилась ДД.ММ.ГГГГ и была оставлена в родильном доме. В связи с устройством приемной матери Саввиновой М.И. в дом-интернат для престарелых и инвалидов, она в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ воспитывалась в Верхневилюйском детском доме. Распоряжением главы района № от ДД.ММ.ГГГГ за ней закреплены жилой дом с земельным участком приемной матери. В настоящее время она зарегистрирована по адресу: <адрес>. Собственного жилья не имеет, воспитывает <данные изъяты> детей, проживают в арендуемой квартире. Полагает, что не смогла своевременно реализовать свое право на получение жилья. Правовой статус как лица, оставшегося без попечения родителей заявителю необходимо для получения жилья. Просит признать лицом оставшейся без попечения родителей и обязать включить в списки лиц, нуждающихся в получении жилой площади, как лица, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании Саввинова Т.И. заявленные требования поддержала, по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить.
Представители ответчиков – Министерства труда и социального развития РС (Я), администрации МР «Верхневилюйский улус (район)» не явились, просили рассмотреть дело без их участия. Представили отзыв, в котором просили иск удовлетворить частично.
Представитель отдела опеки и попечительства администрации МР «Верхневилюйский улус (район)» Федоров Н.А. считает иск подлежащим удовлетворению частично, признать лицом оставшейся без попечения родителей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
С учетом мнения сторон и в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил дело рассмотреть без участия ответчиков.
Суд, выслушав истца, представителя отдела опеки и попечительства, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Частью 3 статьи 40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального Закона от 21 декабря 1996 годп № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 159-ФЗ) определены категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В частности, к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Пунктом 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 3 ст. 8 Закона № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Пунктом 9 указанной статьи установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года № 1154 - № 1201 - IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, проживание в которых признается невозможным в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Республики Саха (Якутия); 3) признанные нуждающимися в жилых помещениях до вступления в силу настоящего Закона и не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями; 4) достигшие возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Частью 2 указанной статьи установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, кроме лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют лица, которые после 1 января 1984 года относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с действовавшим законодательством имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона РС (Я), порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, исходя из положений Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста.
По смыслу положений ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ и п. 1 ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Из материалов дела следует, что Саввинова Т. И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с рождения была передана на воспитание приемной матери Савиновой М. И., в связи с оставлением родной матерью в родильном доме.
Распоряжением администрации Верхневилюйского улуса РС (Я) № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с устройством приемной матери Саввиновой М.И. в дом-интернат для престарелых и инвалидов истец Саввинова Т.И. временно была определена в Верхневилюйский детский дом (л.д. 13).
Нахождение Саввиновой Т.И. на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ подтверждаются справками, ходатайством, работниками, а также воспитанниками ГКУ РС (Я) «Верхневилюйский центр содействия семейному воспитанию им. И.И. Седалищева» и заявлением приемной матери (л.д. 10, 11, 57-62).
Указанные обстоятельства, свидетельствуют о том, что Саввинова Т.И. имела статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением администрации МО «Верхневилюйский наслег» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за Саввиновой Т.И. закреплены жилой дом по адресу <адрес>, общей площадью № кв.м. и приусадебный участок № га (л.д.12).
Согласно паспорту истца следует, что она с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу <адрес>, по которому она воспитывалась (л.д. 6).
Истец на иждивении имеет <данные изъяты> несовершеннолетних детей, и проживают в арендуемой квартире (л.д.55, 67).
Из сведений, предоставленных Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ у Саввиновой Т.И. отсутствуют сведения о наличии недвижимости (л.д. 49-50, 52-54).
В материалах дела имеются копии зачетной книжки и студенческого билета № Якутского государственного университета о том, что истец Саввинова Т.И. обучалась в данном университете с 2007 г. по 2011 г. (л.д. 65-66).
Между тем судом установлено, что сведений о нахождении истца в период обучения в образовательном учреждении с 2007 на учете в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, нуждающегося в предоставлении жилого помещения, не имеется.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица отбывала наказание в местах лишения свободы (л.д. 63-64).
Вместе с тем из материалов дела следует, что Саввинова Т.И. ранее в орган опеки и попечительства с заявлением о постановке на учет не обращалась. На момент обращения в суд с настоящим иском она достигла возраста № лет.
Суд не может принять в качестве уважительной причины не обращения истцом до достижения возраста 23 лет за реализацией права на обеспечение жильем, так как истцом не представлено суду в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ документов, подтверждающих данное обстоятельство. Саввинова Т.И. является дееспособной.
На момент вступления в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истец должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. По достижении возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В 2011 году Саввинова Т.И. достиг возраста № лет.
В ходе рассмотрения дела истцом Саввиновой Т.И. не представлено доказательств, что до достижения возраста 23 лет она обращалась в уполномоченный орган по вопросу обеспечения жилым помещением, постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, включения в Список, а также доказательств наличия уважительных причин, препятствовавших ей своевременно реализовать свое право на обеспечение жилым помещением в установленный законом срок.
Объективных доказательств уважительности не обращения истца в соответствующие государственные органы с заявлением о предоставлении жилья, постановке на учет, оспаривании каких-либо действий (бездействий) органов опеки и попечительства и т.п. до исполнения 23-летнего возраста, истцом суду также не представлено, равно как не представлено каких-либо иных доказательств (собранных на те даты справок, обращений в иные органы с жалобами на действия представителя органа опеки и попечительства в отказе в приеме документов, в суд и т.п.) обращения до 23 лет с заявлениями по жилищному вопросу. При этом отсутствие соответствующих разъяснений со стороны компетентных органов к таким обстоятельствам не относится.
Истец Саввинова Т.И., на протяжении многих лет, зная о своих жилищных условиях, не заявляла. На учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения не вставала.
В 2006 году истцу исполнилось 18 лет и она, обладая полной дееспособностью, могла и должна была позаботиться о своих жилищных правах.
В силу прямого указания в законе по достижении 23 лет истцом
Саввиновой Т.И. было утрачено право на подачу заявления о включении в соответствующий список, уважительных причин пропуска данного срока судом не установлено, в связи с чем, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Саввиновой Т.И. о включении ее в список граждан из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, суд не находит.
Таким образом, из анализа вышеизложенных норм законодательства и установленных судом обстоятельств суд находит исковые требования подлежащими отказу в удовлетворении в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░)» ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░/░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░