Решение по делу № 2-62/2018 от 24.01.2018

Дело № 2-62/ 2018        

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п. Октябрьский 05 марта 2018 года                     

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Заостровцевой И.А., при секретаре Летавиной Н.Ф., с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Летавиной А.Ю., истца Старостина А.В., представителя ответчика администрации МО «Октябрьское» Мироновой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах Старостина А.В. к администрации МО «Октябрьское» о возложении обязанности произвести замену (поверку) индивидуального прибора учета электрической энергии,

установил:

прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Старостина А.В. к администрации МО «Октябрьское» о возложении обязанности произвести замену (поверку) индивидуального прибора учета электрической энергии для предоставления коммунальной услуги-электроэнергии в жилое помещение, расположенное по адресу: ..., находящееся в муниципальной собственности МО «Октябрьское». Требования мотивированы тем, что истец проживает в вышеуказанной квартире, принадлежащей ответчику, и предоставленной истцу по договору социального найма. В соответствии со ст. 13, 7, 9 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Правилами предоставления коммунальных услуг, собственники жилых домов, помещений и многоквартирных домов обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой электрической энергии, собственники приборов учета обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену на основании возмездного договора. На администрацию МО «Октябрьское», как на собственника жилого помещения, возложена обязанность по замене (поверке) индивидуального прибора учета электрической энергии в отношении указанного жилого помещения. Срок межповерочного интервала прибора учета электрической энергии истек в 2015 году. До настоящего времени поверка указанного прибора, равно как его замена не произведена, в замене прибора учета в добровольном порядке администрацией отказано.

В судебном заседании помощник прокурора Устьянского района Летавина А.Ю., истец Старостин А.В. исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации МО «Октябрьское» Миронова О.В. с исковыми требованиями не согласна, полагая, что абонент обязан самостоятельно обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования.

Суд, заслушав помощника прокурора, истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Установлено, что прокурор обратился в суд с иском в интересах Старостина А.В. в соответствии со ст. 45 ГПК РФ. Истец поддержал заявленные прокурором в его интересах исковые требования о защите его жилищных прав как нанимателя по договору социального найма жилого помещения.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Судом установлено, что квартира № ... является собственностью муниципального образования «Октябрьское». Указанные обстоятельства ответчиком не оспаривается.

Подпунктом 6 части 1 статьи 7 Устава МО «Октябрьское» к вопросам местного значения МО «Октябрьское» относится, в том числе обеспечение проживающих в муниципальном образовании и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно ст. 26 Устава администрация Октябрьского городского поселения является исполнительно-распорядительным органом поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения в интересах населения.

В соответствии с п. 8 ст. 29 Устава администрация Октябрьского городского поселения под руководством главы осуществляет управление муниципальным имуществом Октябрьского городского поселения.

Согласно п. 1 ст. 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения, по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Судом установлено, что истец Старостин А.В. проживает в квартире № ..., предоставленной ему по договору социального найма ... от 07.04.2011.

Согласно ст. 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных Кодексом.

В силу статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

По правилам пункта 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01.07.2012 собственники жилых домов, за предусмотренными исключениями (часть 6 указанной статьи), собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного закона, были обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны были быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Установлено, что в квартире истца Старостина А.В. установлен индивидуальный прибор учета электрической энергии типа СО-2(4), ..., класс точности -2,5.

Из акта ... от 11.12.2017 и предписания ПАО «Арэнергосбыт» ... от 11.12.2017, врученного Старостину А.В. 11.12.2017 следует, что вышеуказанный электросчётчик не пригоден для осуществления расчетов за потребленную электроэнергию в связи с истечением межповерочного интервала прибора учета, который истек в 3 квартале 2015 года. Необходимо в течение 1 месяца от указанной ниже даты произвести замену\поверку прибора учета электроэнергии.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.

В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно пункту 1 статьи 543 ГК РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования,

Согласно пункту 3 статьи 543 ГК РФ предусмотрено, что требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» установлено, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.

Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 утверждены основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее по тексту основные положения).

В соответствии с п. 138 Основных положений для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, подлежат использованию приборы класса точности 2,0 и выше.

Согласно п. 81 (12) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011№N 354 (ред. от 09.09.2017) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") индивидуальный прибор учета считается вышедшим из строя, в том числе, при превышении допустимой погрешности показаний прибора учета, истечения межповерочного интервала.

Согласно пункту 155 Основных Положений собственник прибора учета, если иное не установлено в пункте 145 названного документа, обязан обеспечить проведение в порядке, установленном законодательством РФ об обеспечении единства измерений, периодических поверок прибора учета, а если прибор учета установлен (подключен) через измерительные трансформаторы - то также и периодических поверок таких измерительных трансформаторов.

Периодическая поверка прибора учета, измерительных трансформаторов должна проводиться по истечении межповерочного интервала, установленного для данного типа прибора учета, измерительного трансформатора в соответствии с законодательством РФ об обеспечении единства измерений.

В соответствии с абзацем 3 пункта 145 Основных положений обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

Пунктом 179 Основных положений установлено, что в случае истечения срока межповерочного интервала расчетного прибора учета либо его демонтажа в связи с поверкой, ремонтом или заменой определение объема потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии осуществляется в порядке, установленном пунктом 166 настоящего документа для случая непредоставления показаний прибора учета в установленные сроки.

Таким образом, прибор учета электроэнергии, установленный в квартире Старостина А.В. требует замены.

Письмом от 13.12.2017 ... администрация МО «Октябрьское» предложила Старостину А.В. самостоятельно обеспечить замену прибора учета в установленные сроки.

В соответствии со ст. 65 ЖК РФ, наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан, в том числе обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.

Согласно подпункту «д» пункта 4 указанного договора наниматель обязан производить текущий ремонт, занимаемого жилого помещения не реже одного раза в пять лет. К текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому в соответствии с условиями данного договора нанимателем относятся следующие виды работ: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения), а также иные работы, не связанные с текущим ремонтом общего имущества в многоквартирном доме.

Из Постановления Правительства РФ от 21.05.2005 N 315 «Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения», Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004 года (приложение N 3) следует, что установка индивидуальных приборов учета газа, водоснабжения и электроэнергии не относится к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет.

Перечень обязанностей нанимателя жилого помещения по договору социального найма урегулирован ч.ч. 3, 4 ст. 67 ЖК РФ, а также подпунктом «е» п. 4 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2005 года № 315, и не предусматривают обязанность нанимателя жилого помещения нести расходы по замене приборов учета электрической энергии.

Таким образом, замена приборов учета (квартирных счетчиков) не относится к работам по текущему ремонту жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет.

Кроме того, статьей 81 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

В соответствии с абз. 3 п. 145 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года N 442 (далее - Основные положения), обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

Таким образом, обязанность по оснащению жилых помещений в многоквартирных жилых домах индивидуальными приборами учета возложена законодателем на собственников указанных помещений.

Заключив с истцом договор социального найма и выступая в этом договоре на стороне наймодателя, именно администрация МО «Октябрьское» несет на себе гражданско-правовую ответственность за выполнение перед нанимателем всего объема обязательств, связанных с надлежащим исполнением этого договора, и эта законная ответственность вне действия закона или договора не может быть переложена на иных лиц.

Довод представителя ответчика о том, что в силу п.12 ст.13 от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по установке прибора индивидуального учета возлагается на ресуроснабжающую организацию, является несостоятельным и основан на неверном толковании правовых норм.

На основании анализа вышеизложенных правовых норм и обстоятельств, установленных в судебном заседании, требования нормативно-правовых актов, суд приходит к выводу о том, что обязанность по замене прибора учета электроэнергии должна быть возложена на администрацию МО «Октябрьское», как собственника указанного жилого помещения, в силу требований статьи 210 ГК РФ.

Доводы ответчика о том, что бюджетом не предусмотрено финансирование расходов на установку индивидуальных приборов учета в жилых помещениях муниципального жилищного фонда судом не принимаются во внимание, поскольку данные обстоятельства не исключают возможность возложения на администрацию МО «Октябрьское» обязанности по установке индивидуальных приборов учета в жилых помещениях муниципального жилищного фонда.

При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора Устьянского района в интересах Старостина А.В. к администрации МО «Октябрьское» о замене прибора учета потребления электроэнергии подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Устьянского района в интересах Старостина А.В. к администрации МО «Октябрьское»– удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Октябрьское» произвести замену (поверку) индивидуального прибора учета электрической энергии для предоставления коммунальной услуги - электроэнергии в жилое помещение, расположенное по адресу: ..., находящееся в муниципальной собственности муниципального образования «Октябрьское».

Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Устьянский районный суд.

Председательствующий Заостровцева И.А.

2-62/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Старостин А.В.
Прокурор Устьянского района
Ответчики
Администрация МО "Октябрьское"
Суд
Устьянский районный суд Архангельской области
Дело на странице суда
ustyansud.arh.sudrf.ru
24.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.01.2018Передача материалов судье
26.01.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.02.2018Подготовка дела (собеседование)
09.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.03.2018Судебное заседание
05.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее