Решение по делу № 33-602/2015 от 14.01.2015

Дело № 33-602/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение

г.Тюмень

28 января 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего судьи Григорьевой Ф.М.,

судей Жегуновой Е.Е., Пуминовой Т.Н.,

при секретаре Абдуряшитовой Р.И.,

с участием прокурора Спириной О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Правительства Тюменской области на решение Заводоуковского районного суда Тюменской области от <.......>, которым постановлено:

«Иск Заводоуковского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов Киприна В.Ю. к Департаменту социального развития Тюменской области в лице отдела по опеке, попечительству и охране прав детства Заводоуковского городского округа, Правительству Тюменской области и Администрации Заводоуковского городского округа об оспаривании приказа <.......> от <.......> об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда и о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.

Признать незаконным приказ <.......> от <.......> отдела по опеке, попечительству и охране прав детства Заводоуковского городского округа Департамента социального развития Тюменской области об отказе во включении Киприна В.Ю. <.......> года рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам специализированных, жилых помещений на территории Заводоуковского городского округа Тюменской области.

Обязать Департамент социального развития Тюменской области в лице отдела по опеке, попечительству и охране прав детства Заводоуковского городского округа принять Киприна В.Ю. <.......> года рождения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения и включить его в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Заводоуковского городского округа.

Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Киприну В.Ю. вне очереди жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории Заводоуковского городского округа, общей площадью не менее 18 кв.м.

Обязать Администрацию Заводоуковского городского округа принять решение о заключении с Киприным В.Ю. договора найма специализированного жилого помещения, обеспеченного Правительством Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории Заводоуковского городского округа, общей площадью не менее 18 кв. м., а также заключить с Киприным В.Ю. договор найма на указанное жилое помещение».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Пуминовой Т.Н., объяснения истца Киприна В.Ю., возражавшего против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, представителя ответчиков Правительства Тюменской области и Департамента социального развития Тюменской области Прохоровой И.В. поддержавшая доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия Тюменского областного суда,

у с т а н о в и л а :

Заводоуковский межрайонный прокурор действующий в интересах Киприна В.Ю. обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Тюменской области, Правительству Тюменской области и администрации Ишимского муниципального района о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда и о предоставлении жилого помещения. Требования мотивированы тем, что Киприн В.Ю. <.......> года рождения, относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Заводоуковского муниципального района, однако до настоящего времени жильем не обеспечен.

В судебном заседании истец и помощник Ишимского межрайонного прокурора настаивали на удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель ответчиков Правительства Тюменской области и Департамента социального развития Тюменской области в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, в связи с тем, что истец не может быть включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда, поскольку на моментобращения истцу исполнилось более 23 лет.

Представитель администрации Заводоуковского муниципального района в судебное заседание не явился о времени и месте слушания дела был извещён надлежащим образом.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик Правительство Тюменской области. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Ссылается на нарушение судом ст.ст.195,196 Гражданского процессуального кодекса РФ, поскольку в материалах гражданского дела отсутствуют документы, подтверждающие обращение истца в уполномоченный орган по вопросу постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения возраста 23 лет. Считает, что истец по достижению совершеннолетия должен был самостоятельно обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, поскольку на момент достижения Киприным В.Ю. возраста совершеннолетия в 2004 году, действующим законодательством не предусматривалась обязанность органа опеки и попечительства по принятию мер о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Полагает, что действующим законодательством не предусмотрено оснований для включения в указанный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, по причине их не уведомления органом опеки и попечительства об имеющемся у них праве. Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться, как нарушающее конституционные права граждан, на которых действие данного Федерального закона распространяется, в том числе тех, кто к моменту вступления в силу данного Федерального закона достиг возраста 23 лет.

В возражениях относительно апелляционной жалобы участвующий в деле прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, как это предусмотрено ч.1 ст.327 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

Согласно ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от <.......> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Разрешая возникший спор и удовлетворяя иск прокурора, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» у истца возникло право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда Тюменской области.

Как следует из материалов дела, Киприн В.Ю. <.......> года рождения является лицом из числа детей-сирот, поскольку его мать Киприна Т.И. умерла <.......>, отец Киприн Ю.Я. умер <.......>.

Приказом Департамента социального развития сектора по опеке, попечительству и охране прав детства Заводоуковского городского округа от <.......><.......>, Киприну В.Ю. было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением им двадцатитрехлетнего возраста.

Из содержания справки ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Заводоуковское городское отделение от <.......> следует, что квартира № <.......> принадлежит на праве общей собственности истцу, а также Киприну П.Ю., Киприной Н.Ю., Киприну Е.Ю., Киприну А.Ю., Киприну А.О., Штарк Т.Ю., Штарк А.А.. на основании договора передачи (приватизации) квартиры в собственность от <.......>.

Постановлением Администрации Заводоуковского района Тюменской области <.......> от <.......> за истцом закреплено жилое помещение, расположенное в <.......>.

Заключением Департамента социального развития Тюменской области от <.......> подтверждается невозможность проживания истца в жилом помещении, расположенном по адресу <.......> поскольку общая площадь, приходящая на одно лицо, проживающее в жилом помещении, менее учётной нормы площади жилого помещения.

В апелляционной жалобе ответчик Правительство Тюменской области, выражая несогласие с выводами суда первой инстанции, ссылается на то обстоятельство, что суд при вынесении решения необоснованно не принял во внимание, что истец до 23 лет не обратился в орган местного самоуправления с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, в связи с чем оснований для предоставления ему жилого помещения не имеется.

Судебная коллегия находит данные доводы несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.

Решением Думы Заводоуковского городского округа от 28 сентября 2005 года N 257 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в Заводоуковском городском округе" (в редакции на момент рассматриваемых правоотношений), учетная норма площади в Заводоуковском районе составляла 18 кв.м..

Пункт 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также частью 2 ст. 49, статьей 51, пунктами 1 и 3 части 2 ст. 57 ЖК РФ предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи (Определение Конституционного Суда РФ от 07.06.2011 г. N 746-0-0).

Поскольку истец обладают статусом лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, это дает ему право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством в соответствии с действующим законодательством, в том числе, в силу гарантий социальной защиты и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, на предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением по норме предоставления.

Суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что закреплённое за истцом жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу общей площадью 58,8 кв.м., не отвечает установленным жилищным законодательством требованиям, поскольку на каждого из собственников жилого помещения приходится по 7,35 кв.м., то есть менее учётной нормы площади в Заводоуковском районе.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что истец не имел возможности обратиться с заявлением о включении его в список детей сирот для предоставления жилого помещения, поскольку постановлением администрации Заводоуковского района Тюменской области № 459 от 11 августа 1998 года за ним было закреплено жилое помещение, а в соответствии со ст. 7 Закона Тюменской области № 137 от 07 октября 1999 года «О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» нуждающиеся в улучшении жилищных условий дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа при прекращении опеки (попечительства), не имеющие закрепленного жилого помещения, имеют право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области.

Сам факт того, что за истцом было закреплено жилое помещение, при выше изложенных обстоятельствах, не освобождает ответчика обеспечить его во внеочередном порядке жилым помещением, поскольку материалами дела подтверждается его объективная нуждаемость в жилом помещении.

С учётом изложенного судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия Тюменского областного суда,

определила:

Решение Заводоуковского районного суда Тюменской области от <.......> без изменения, апелляционные жалобы ответчиков Правительства Тюменской области - без удовлетворения.

Председательствующий подпись

Судьи: подписи

Копия верна

Судья

33-602/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Заводоуковский межрайонный прокурор в интересах Киприна (Киприн) Вячеслава Юрьевича
Ответчики
Правительство ТО
Администрация З.г.
Департамент социального развития ТО в лице Отдела по опеке, попечительству и охране прав детства Заводоуковского ГО
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Пуминова Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
oblsud.tum.sudrf.ru
28.01.2015Судебное заседание
22.02.2015Передано в экспедицию
22.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее