Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 27 июня 2018 года
Люберецкий городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Смольянинова А.В.,
при секретаре Павликовой М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Н.Г.И. к Администрации городского округа Котельники Московской области о признании незаконной и отмене Муниципальной адресной программы городского округа Котельники Московской области по сносу и расселению многоквартирных жилых домов в целях развития застроенных территорий мкр. Ковровый и мкр. «Белая Дача» в части сноса жилого дома по адресу: <адрес> обязании Администрации городского округа Котельники Московской области устранить препятствие в реализации конституционных прав,
У С Т А Н О В И Л:
Н.Г.И. обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГ опубликовано Решение Совета Депутатов городского округа Котельники Московской области № от ДД.ММ.ГГ., «Об утверждении муниципальной адресной программы городского округа Котельники Московской области по сносу и расселению многоквартирных жилых домов в целях развития застроенных территорий мкр. <адрес> В указанной Программе в числе жилых домов, подлежащих сносу, указан многоквартирный жилой дом, в котором проживает истец, находящийся по адресу: <адрес>.
По мнению истца, включение жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>. в Программу является незаконным, нарушает и ограничивает закрепленные Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ права и свободы истца как сособственника указанного жилого дома и правообладателей земельного участка под данным домом, поскольку жилой дом не является ветхим, аварийным и непригодным для проживания, а также права жителей дома на землю под домом, в связи с отсутствием правовых оснований для включения указанного жилого дома в перечень домов под снос.
Истец указала, что жильцы дома, подлежащего сносу, письменно обращались к ответчику с требованием исключить жилой дом, находящийся по адресу: <адрес> из перечня домов, подлежащих сносу, однако ответчик в своем ответе указал, что <адрес> является аварийным.
Истец указала, что в <адрес> жилые дома в <адрес> были обследованы Управляющей компанией в присутствии жильцов, так как дом, в котором проживает истец, с ДД.ММ.ГГ включен в Программу проведения капитального ремонта Московской области.
Согласно Акту обследования принято решение провести капитальный ремонт с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик с перечнем необходимых работ и графиком работ, по которому ремонт подвалов и фундамента намечены на ДД.ММ.ГГ. В ДД.ММ.ГГ года в <адрес> начали делать капитальный ремонт, согласно данным по АИС ГЖИ Московской области по состоянию на ДД.ММ.ГГ процент износа данного здания - 29%., по состоянию на ДД.ММ.ГГ - признаков аварийности нет.
Из сообщения Администрация г.о. Котельники следует, что в результате комплексного обследования жилых домов выявлено, что 57 домов находятся в аварийном состоянии. При этом, истец сообщила, что Заключение технического обследования здания проектной организацией "АО КТБ ЖБ" по состоянию на ДД.ММ.ГГ, на которое ссылается ответчик, нельзя идентифицировать с домом №, поскольку фотографии в Заключении не соответствуют указанному в заглавии номеру дома. При этом, жильцы указанного дома № не видели экспертов, участвующих в осмотре, и не принимали участие в их работе.
ДД.ММ.ГГ заместитель главы Администрации г.о. Котельники Ж.Е.В. предоставил Заключение о "ветхости", а ДД.ММ.ГГ Заключение той же организации, но уже об "аварийности" здания. Истец устно обращался к ответчику с просьбой предоставить документы "комплексного обследования", однако требования истца остались без удовлетворения.
ДД.ММ.ГГ главой г.о. Котельники подписано Постановление № "Об утверждении муниципального плана реализации "Региональной программы Московской области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области на ДД.ММ.ГГ. на период ДД.ММ.ГГ.г., где в перечне домов, в которых необходимо закончить капитальный ремонт - дом №. <адрес>
Согласно «Методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда», утвержденных правлением государственной корпорации — Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 11.02.2011г. № 222 «В региональную программу по переселению граждан следует включать перечень аварийных многоквартирных домов, в которых все собственники помещений на общих собраниях собственников помещений приняли единогласное решение о готовности участвовать в региональной программе по переселению граждан».
Однако, ДД.ММ.ГГ Ответчику был передан Протокол общего собрания жителей дома № мкр. <адрес> в котором все жители дома единогласно приняли решение об отказе участвовать в Программе по переселению.
На основании вышеизложенного, истец просит суд: признать незаконной и отменить утвержденную Главой Администрации <адрес> ДД.ММ.ГГ «Муниципальную адресную программу городского округа Котельники Московской области по сносу и расселению многоквартирных жилых домов в целях развития застроенных территорий <адрес>» в части сноса жилого дома по адресу: <адрес> обязать Администрацию городского округа Котельники Московской области устранить препятствие в реализации конституционных прав истца.
В судебном заседании истец Н.Г.И. доводы и требование искового заявления поддержала, просила удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации городского округа Котельники действующий по доверенности Н.С.С. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в иске отказать по основаниям изложенным в письменном возражении на исковое заявление.
Представитель третьего лица Совета депутатов городского округа Котельники в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя в судебном заседании (л.д. 212).
Также, в судебном заседании был допрошен специалист Акционерным обществом «Конструкторско-технологическое бюро бетона и железобетона» (АО «КТБ ЖБ») Б.Д.Г., который пояснил, что специалистами АО «КТБ ЖБ» было проведено визуальное обследовании <адрес>, по адресу: <адрес>, и была выявлена деформация фундамента, а также повреждение кровли дом грибком. Эти факты указывают на то, что дальнейшая эксплуатация дома подвергается опасности, в связи с чем, дом возможно признать аварийным. Процент износа дома составляет 68%, в связи с чем здание подлежит сносу.
Выслушав истца, представителя ответчика, специалиста, исследовав материалы дела, изучив в совокупности все представленные доказательства, суд находит требование заявления не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что истцу Н.Г.И. на праве собственности принадлежит <адрес>, находящаяся в жилом доме по адресу: <адрес> (л.д. 35).
Советом депутатов городского округа Котельники Московской области принято решение от 10.01.2018 № 1/54 «Об утверждении муниципальной адресной программы городского округа Котельники Московской области по сносу и расселению многоквартирных жилых домов в целях развития застроенных территорий <адрес>» (муниципальная адресная программа). Срок реализации муниципальной адресной программы - с ДД.ММ.ГГ год, который включает в себя несколько этапов (л.д. 76).
В результате реализации муниципальной адресной программы, планируется снести аварийный/ветхий жилой фонд в количестве 57 многоквартирных жилых домов (ориентировочной площадью 74209,6 кв.м.). Проживание граждан в многоквартирных домах, подлежащих сносу и имеющих высокий процент износа, сопряжено с опасностью пребывания, риском возникновения аварии (обрушения), отсутствием комфортного современного инженерно-технического обеспечения.
Муниципальная адресная программа определяет следующие основные задачи, способствующие созданию благоприятных условий для проживания граждан на территории городского округа Котельники Московской области:
- улучшение архитектурного облика муниципального образования городского округа Котельники Московской области;
- увеличение объемов жилищного строительства на территории городского округа Котельники Московской области путем сноса ветхого жилого фонда и строительства нового современного комфортабельного жилья;
- повешение комфортности проживания населения на территориях, подлежащих развитию.
Данное решение от ДД.ММ.ГГ. № «Об утверждении муниципальной адресной программы городского округа Котельники Московской области по сносу и расселению многоквартирных жилых домов в целях развития застроенных территорий <адрес>» принято во исполнение решения Совета депутатов городского округа Котельники Московской области от ДД.ММ.ГГ № «Об утверждении положения о развитии застроенных территорий в границах городского округа Котельники Московской области».
Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Котельники Московской области, утвержденными решением Совета депутатов городского округа Котельники Московской области от ДД.ММ.ГГ № территория <адрес> включена в территориальную зону <адрес> - зоны осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории <адрес>.
В соответствии с ч. 2 ст. 46.1. Градостроительного кодекса РФ решение о развитии застроенной территории принимается органом самоуправления городского округа по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также региональных и местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового объектами инженерной инфраструктуры).
Согласно ч. 3 ст. 46.1. Градостроительного кодекса РФ, решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены многоквартирные дома, снос которых планируется на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органон местного самоуправления.
В соответствии с п. 2.2. решения Совета депутатов городского округа Котельники Московской области от 08.12.2010 № 119/15 «Об утверждении положения о развитии застроенных территорий в границах городского округа Котельники Московской области», решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальной адресной программы, реконструкции, модернизации, обеспечения граждан более благоустроенным жильем с использованием новых технологий, обеспечения безопасности граждан более благоустроенным жильем с использованием новых технологий, обеспечения безопасности граждан, сноса жилого фонда для развития застроенных территорий городского округа Котельники Московской области, утвержденной Советом Депутатов городского Котельники Московской области.
На основании п. 2.4. решения Совета депутатов городского округа Котельники Московской области от 08.12.2010г. № 119/15 принятию решения о развитии застроенных территорий должно предшествовать одно из следующих действий:
- принятие решения о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации;
- утверждение Советом депутатов городского округа Котельники Московской области муниципальной адресной программы реконструкции, модернизации, сноса жилого фонда для развития застроенных территорий городского округа Котельники Московской области, в соответствии с которой планируется снос, реконструкция многоквартирных домов.
Согласно п. 2.6. решения Совета депутатов г.о. Котельники Московской области от 08.12.2010г. № 119/15, разработка и утверждение муниципальной адресной программы, согласно которой планируется снос, реконструкция многоквартирных домов, осуществляется в соответствии с положением о муниципальных целевых программах муниципального образования.
Сотрудниками АО «Конструкторско-технологическое бюро бетона и железобетона» (АО КТБ ЖБ) в ДД.ММ.ГГ составлен технический отчет по результатам обследования технического состояния строительных конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.85-109).
В результате проверки технического состояния здания путем визуального и инструментального обследования, а также анализа полученных материалов, строительные конструкции жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> соответствии с ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», находятся в аварийном состоянии.
Обследуемое здание не соответствует требованиям Главы 7 Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» и не в полной мере отвечает требованиям Раздела II Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 (ред. от 02.08.2016) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», в связи с чем, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> не пригоден для проживания граждан. Дальнейшая эксплуатация жилого многоквартирного дома, при действующих фактических нагрузках и воздействиях с учетом выявленных дефектов и повреждений, возможна лишь при условии проведения капитального ремонта.
В пункте. 6. Выводов отчета по результатам обследования технического состояния строительных конструкций жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, указано, что выполнение ремонтно-восстановительных работ нецелесообразно, так как материальные затраты на восстановление объекта будут превышать затраты на возведение аналогичных новых площадей. Рекомендуется выполнить мероприятия по сносу здания в соответствии с проектными решениями (л.д. 97).
Министерством строительного комплекса Московской области, на основании муниципальной адресной программы и в порядке ст.ст. 46.1. - 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации издано распоряжение от 19.04.2018г. № 116 «О развитии застроенной территории части II и V кварталов микрорайона «<адрес>» городского округа Котельники Московской области ориентировочной площадью 12,97 га.
Во исполнение распоряжения Министерства строительного комплекса области от ДД.ММ.ГГ №, издано Постановление Главы городского округа Котельники Московской области от ДД.ММ.ГГ № «О проведении аукциона заключить договор о развитии застроенной территории части II и V микрорайона «<адрес>» городского округа Котельники Московской области ориентировочной площадью 12,97 га» (л.д. 143-168). При этом была определена дата и время проведения аукциона - ДД.ММ.ГГ ДД.ММ.ГГ, о чем соответствующая информация была размещена на сайте.
В соответствии с п. 6 постановления Пленума Верховного суда РФ и Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 01.07.1996г. № 6/8, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанных актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно ч. 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу статьи 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В соответствии с частью 2 статьи 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Не предоставление письменных объяснений, возражений и доказательств не препятствует рассмотрению дела судом по имеющимся в деле доказательствам.
Иные относимые и допустимые доказательства, в обоснование исковых требований, сторона истца суду не представила, также истцом не опровергнуты выводы экспертов АО «Конструкторско-технологическое бюро бетона и железобетона», изложенные в техническом отчете по результатам обследования технического состояния строительных конструкций жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы истица не заявляла, в связи с чем, суд полагает, что истцом не доказан факт несоответствия оспариваемой в исковом требовании Муниципальной адресной программы г.о. Котельники Московской области по сносу и расселению многоквартирных жилых домов решению Совета депутатов г.о. Котельники Московской области от 10.01.2018г. № 1/54, закону либо иному правовому акту, а также не доказан факт нарушения обжалуемой программой конституционных прав и законных интересов истца.
Анализируя вышеуказанные нормы закона и обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что требования Н.Г.И. признать незаконной и отменить утвержденную Главой Администрации г.о. Котельники 10.01.2018г. «Муниципальную адресную программу городского округа Котельники Московской области по сносу и расселению многоквартирных жилых домов в целях развития застроенных территорий мкр. Ковровый и мкр. «<адрес>» в части сноса жилого дома по адресу: <адрес> обязать Администрацию городского округа Котельники Московской области устранить препятствие в реализации конституционных прав истца являются необоснованными, в связи с чем суд полагает необходимым отказать в удовлетворении указанных требований.
Р Е Ш И Л :
Иск Н.Г.И. к Администрации городского округа Котельники Московской области о признании незаконной и отмене Муниципальной адресной программы городского округа Котельники Московской области по сносу и расселению многоквартирных жилых домов в целях развития застроенных территорий мкр. Ковровый и мкр. «<адрес>» в части сноса жилого дома по адресу: <адрес> обязании Администрации городского округа Котельники Московской области устранить препятствие в реализации конституционных прав, - оставить без удовлетворения, в иске отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд, через Люберецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Смольянинов
Решение в окончательной форме
принято ДД.ММ.ГГ