Решение по делу № 3а-77/2020 от 15.01.2020

10ОS0000-01-2020-000-008-11

№ 3а-77/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 февраля 2020 г. г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составепредседательствующего судьи Кудряшовой Е.П.при секретареМакаршиной А.А., с участием прокурора Иовлева Д.С., представителя административного истцаЕрмолинской Т.В., представителя административного ответчика Совета Прионежского муниципального района Республики Карелия и заинтересованного лица администрации Прионежского муниципального района Республики КарелияТомилова В.И.рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Никитина А.П., Никитина Н.А. опризнании решения Совета Прионежского муниципального района XXXIV сессии III созыва от 20 июня 2017 г. № 4 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения»в части недействующими,

УСТАНОВИЛ:

Никитин А.П., Никитин Н.А. в судебном порядкеоспорили решение ХХХIV сессии III созыва Совета Прионежского муниципального района Республики Карелия от 20 июня 2017 г. №4 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения» (в действующей редакции)в части установления минимального размера земельного участка 600 кв.м для группы видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства «Садовые дома» (далее – ЗУ и ОКС «Садовые дома»).

Требования мотивированы тем, что административные истцы являются собственникамидачного дома с кадастровым номером (...) Земельный участок под объектом недвижимости не образован, кадастровый паспорт отсутствует, что препятствует реализации положений статьи 39.20Земельного кодекса Российской Федерации.

Считая, что установление в нормативном правовом акте минимальных параметров площади земельных участков без учета фактически сложившейся застройкинарушает право административных истцов наформирование, постановку на учет и приобретение в собственность земельного участка, необходимого для эксплуатации дачного дома, Никитин А.П., Никитин Н.А. просят признать решение Совета Прионежского муниципального района Республики Карелия XXXIV сессии IIIсозыва от 20 июня 2017 г. № 4 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения»не действующими в части, посколькуоспариваемые положения противоречат статьям 34, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), статье85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).

В судебном заседании представитель административных истцовЕрмолинская Т.В. поддержала административные исковые требования по изложенным в административном иске основаниям.

Представитель Совета Прионежского муниципального района Республики Карелияи администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия Томилов В.И. возражал против удовлетворения административных исковых требований.

Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, об отложении разбирательства по делу не просили.

Выслушав объяснения явившихся лиц,исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора,полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Частью 4 статьи 3ГрК РФ предусмотрено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

В соответствии с пунктом 20 части 1, частью 4 статьи 14, частью 1 статьи 20 Федерального закона № 131-ФЗ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных ГрК РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений относятся к вопросам местного значения, входят в полномочия органов местного самоуправления района.

Частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предусмотрено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с Уставом муниципального образования Прионежского муниципального района Республики Карелия (далее - Устав) представительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, является Совет Прионежского муниципального района Республики Карелия(статья 20 Устава).

Решением Совета Прионежского муниципального района Республики Карелия от 20 июня 2017 г. № 4 утверждены Правила землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения.

Компетенция и порядок принятия Правил землепользования и застройки были предметом рассмотрения по административному делу № 3а-105/2018 по административному исковому заявлению КузьоР.В. о признании решения ХХХIV сессии III созыва Совета Прионежского муниципального района Республики Карелияот 20 июня 2017 г. №4«Об утверждении Правил землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения» и решения ХХIII сессии III созыва Совета Прионежского муниципального района Республики Карелия от 22 марта 2016 г. № 3 «Об утверждении проекта изменений Генерального плана Нововилговского сельского поселения» в части недействующими, нарушений процедуры их принятия не установлено.

Правила землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения приняты уполномоченным органом с соблюдением порядка проведения публичных слушаний, официально опубликованы, что подтверждается постановлением«О назначении публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения», заключением о результатах публичных слушаний по вопросу принятия проекта Правил землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения, опубликованы в газете «Прионежье» от 17 марта 2017 г. № 10 (9241). Решение, а также текст муниципального правового акта с приложенными картографическими материалами размещенына официальном сайте Прионежского муниципального района Республики Карелия-prionego.ru.

Разрешая вопрос о соответствии в оспариваемой части нормативного правового акта законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 4 ГрК РФ к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

Статьей 7 ЗК РФ установлено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования.

Пункты 6, 8 части 1 статьи 1ГрК РФ градостроительное зонирование определяют как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.

Статьей 30 ГрК РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки включают в себя в том числе: карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам, указанным в статье 85 ЗК РФ и 35ГрК РФ. Порядок установления территориальных зон определен в статье 34ГрК РФ.

Правовой режим земельных участков в соответствии с пунктом 1 статьи 36ГрК РФ определяется градостроительным регламентом.

Градостроительный регламент правилами землепользования и застройки устанавливается для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений (статья 85 ЗК РФ).

Таким образом, анализ приведенных правовых норм свидетельствует о том, что градостроительное зонирование, к документам которого относятся правила землепользования и застройки сельского поселения, направлено на определение правового режима земель соответствующего населенного пункта, которое закрепляется в определении границ территориальных зон и установлении градостроительных регламентов к соответствующим территориальным зонам.

Установлено, что постановлением администрации местного самоуправления Прионежского района Республики Карелия от 03 августа 1995 г. № (...) было признано право собственности за Никитиным С.П. на (...) года постройки, расположенный по адресу: (...), с обязанностью об отведении земельного участка для его эксплуатации и обслуживания.

Дачный дом как объект капитального строительства состоит на учете с кадастровым номером (...)

Собственниками дачного дома являются: Никитин А.П. с 12 декабря 2008 г. владеет 1/3 доли в праве собственности на основании договора дарения от 25 ноября 2008 г. и свидетельства о праве на наследство по закону от 21 ноября 2008 г. и Никитин Н.А. с 21 сентября 2009 г. - 2/3 долями в праве собственности на основании договора дарения доли здания дачного дома с мансардой от 25 августа 2009 г.

Земельный участок под домом не образован, на кадастровый учет не поставлен, документы о его выделении отсутствуют.

Действующее земельное законодательство в соответствии со статей 1 ЗК РФ основано, в том числе, на единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами; платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; делении земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Таким образом, с учетом обстоятельств дела и анализа норм федерального законодательства суд приходит к выводу о том, что в целях соблюдения прав административных истцов, а также публичных интересов для эксплуатации и использования дачного дома должен быть образован земельный участок, как самостоятельный объект.

Образование земельного участка из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (статья 11.3 ЗК РФ).

В силу положений статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

В соответствии со статьей 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам, или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

Предоставление не сформированного земельного участка в данном случае в собственность возможно в силу статьи 39.15 ЗК РФ посредством предварительного согласования.

В удовлетворении обращения административных истцов в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия о предварительном согласовании земельного участка в аренду под объектом недвижимости, принадлежащим им на праве собственности, с видом разрешенного использования: «ведение садоводства» было отказано, поскольку площадь предполагаемого к образованию земельного участка составляет (...) тогда как в соответствии с таблицей 1.1 Правил землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения предельный минимальный размер для группы видов разрешенного использования ЗУ и ОКС «садовые дома» - 600 кв.м.

При этом установление данного параметра административным ответчикомобосновано ранее действовавшим законодательством.

Возможность образования земельного участка в установленном размере с учетом фактически сложившейся застройки и использования земельных участков отсутствует.

Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (пункт 3 статьи 31 ГрК РФ).

Суд считает необходимым отметить, что установленный минимальный предел площади земельных участков в пункте 1.1 Правил землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения произведен без учета возможности образования земельного участка необходимого для эксплуатации (...)

Необходимость установления минимального размера равным 600 кв.м административный ответчик не обосновал. Возражения административного ответчика относительно заявленных требований суд находит несостоятельными, противоречащими фактическим обстоятельствам дела.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что решение ХХХIV сессии III созыва Совета Прионежского муниципального района Республики Карелия от 20 июня 2017 г. № 4 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения», утвердившее оспариваемые минимальные размеры площади земельных для группы видов разрешенного использования ЗУ и ОКС «Садовые дома» по отношению к (...) не соответствует требованиям статей 30, 34, 36ГрК РФ, статье 85 ЗК РФ.

Указанные обстоятельства являются основанием для удовлетворения требований административных истцов в части оспаривания нормативного правового акта.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку установлено применение оспариваемого нормативного правового акта, на основе которого реализованы права граждан и юридических лиц, суд признает его не действующим в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу.

С учетом положений части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

В соответствии со статьей 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны, понесенные судебные расходы. Поскольку НикитиныА.П. и Н.А. при подаче административного иска уплатили государственную пошлину в размере 600 руб., с административного ответчика подлежит возмещению указанная сумма.

Руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Никитина А.П., Никитина Н.А. удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления в законную силу решения суда:

решениеХХХIV сессии III созыва Совета Прионежского муниципального района Республики Карелия от 20 июня 2017 г. № 4 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения»в той мере, в которой установленный минимальный размер земельного участка 600 кв.м для группы видов разрешенного использования ЗУ и ОКС «Садовые дома» препятствует образованию земельного участка, необходимого для эксплуатации и использования объекта недвижимости с кадастровым номером (...)

Взыскать с Совета Прионежского муниципального района Республики Карелия в пользу Никитина А.П. государственную пошлину в размере 300 рублей.

Взыскать с Совета Прионежского муниципального района Республики Карелия в пользу Никитина Н.А. государственную пошлину в размере 300 рублей.

Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном органе административного ответчика.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Карелия.

Судья Е.П. Кудряшова

решение в окончательной форме

изготовлено 25 февраля 2020 г.

3а-77/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Республики Карелия
Никитин Никита Андреевич
Никитин Андрей Петрович
Ответчики
Совет Прионежского муниципального района РК
Другие
Ермолинская Татьяна Владимировна
Администрация Нововилговского сельского поселения
Администрация Прионежского муниципального района РК
Министерство национальной и региональной политики РК
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Кудряшова Елена Павловна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
15.01.2020Регистрация административного искового заявления
15.01.2020Передача материалов судье
15.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
15.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.02.2020Судебное заседание
19.02.2020Судебное заседание
25.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.04.2020Дело оформлено
19.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее