Дело № 2-459/2023
УИД 41RS0002-01-2023-000563-40
Решение
Именем Российской Федерации
г. Хилок 18 октября 2023 год
Хилокский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Клейнос С.А.,
при секретаре судебного заседания Глотовой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хилокского района, действующего в защиту интересов Ивановой Людмилы Михайловны к Государственному профессиональному образовательному учреждению «Хилокское железнодорожное училище» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы и компенсации отпуска, к Министерству образования и науки Забайкальского края о возложении обязанности профинансировать учреждение на выплату заработной платы и дней отпуска,
установил:
Прокурор Хилокского района, действуя в защиту интересов Ивановой Л.М. обратился в суд с исковым заявлением. В обоснование указал, прокуратурой Хилокского района при проведении проверки в сфере оплаты труда в ГПОУ «Хилокское железнодорожное училище» установлено, Иванова Л.М. является работником ГПОУ «ХЖУ», принята на должность преподавателя с 01.09.2022 г. За период с сентября 2022 г. по июнь 2023 г. Ивановой Л.М. производились выплаты за осуществление классного руководства, выплаты за экзамены, вакансии. Вместе с тем, оплата труда за выполнение данной работы начислялась не сверх минимального размера оплаты труда, а включалась в него, в связи с чем расчет заработной платы произведен неверно. Привел положения ч.3 ст.37, ч.1 ст.45 Конституции РФ, ст.ст.2,21,22,133, 133.1,149,151 Трудового кодекса РФ, Федерального закона от 29.12.2020 г. № 473-ФЗ о минимальном размере оплаты труда, установленного в Российской Федерации с 01.01.2021 г. в сумме 12792 руб. в месяц, Федерального закона от 06.12.2021 № 406-ФЗ о минимальном размере оплаты труда, установленного в Российской Федерации с 01.01.2022 г. в сумме 13980 руб., с 01.06.2022 г. – 15279 руб., Федерального закона от 19.12.2022 № 522-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального Закона «О минимальном размере оплаты труда» и приостановления действия ее отдельных положений» о минимальном размере оплаты труда с 01.01.2023 г. в сумме 16242 руб. в месяц, Закона Забайкальского края от 14.10.2008 г. № 39-ЗЗК об установлении в Хилокском районе районного коэффициента к заработной плате – 1,4 и процентной надбавки за стаж работы в размере 10% заработной платы по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30%, Постановления Правительства РФ от 30.12.2005 № 850, Приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536, Положения об оплате труда работников ГПОУ «ХЖУ», и указал, что вознаграждение за труд должно быть не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а дополнительная работа должна оплачиваться отдельно, сверх установленного оклада, который должен быть не ниже МРОТ за полностью отработанный месяц, так как эти виды работ не входят в основные обязанности преподавателя, требуют дополнительных затрат рабочего времени. В противном случае заработная плата работников, привлеченных к работе в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях. Следовательно, доплата за классное руководство, экзамены и вакансии не может включаться в состав заработной платы в целях сравнения с МРОТ. Начисление заработной платы таким образом, противоречит позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 11.04.2019 г. № 17-П. Указал, Ивановой Л.М. в связи с неправильным начислением заработной платы недоначислено с сентября 2022 г. по июнь 2023 г. всего 35364,22 руб. Привел положения ст.ст.114,139 ТК РФ, сведения об увольнении Ивановой Л.М. и размере дней неиспользованного отпуска, подлежащие компенсации при увольнении – 53,33 календарных дня, и указал, что в связи с неправильным начислением заработной платы были выплачены отпускные за период с 01.09.2022 по 30.06.2023 не в полном размере. Привел расчет компенсации отпуска с учетом сумм заработной платы, которые не были учтены при расчете отпускных и указал, сумма отпускных, подлежащая выплате составляет 7159,97 руб. Кроме того, указал, в соответствии с уставом ГПОУ «ХЖУ», учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства образования и науки Забайкальского края, которое является главным распорядителем бюджетных средств учреждения, поэтому в соответствии с п.5 ст.158 БК РФ на Министерство образования и науки Забайкальского края возлагается обязанность по финансированию недоначисленной заработной платы и оплаты отпускных. Привел положения ст.45 ГПК РФ, указав, что обращается в суд по заявлению Ивановой Л.М., просил суд: обязать Министерство образования и науки Забайкальского края профинансировать выплату ГПОУ «ХЖУ» надоначисленной заработной платы Ивановой Л.М. за период с сентября 2022 г. по июнь 2023 г. в размере 35364,22 руб., недоначисленных и невыплаченных отпускных за период с 01.09.2022 по 31.05.2023 в размере 7159,97 руб.; обязать ГПОУ «ХЖУ» выплатить недоначисленную и невыплаченную заработную плату Ивановой Л.М. за период с сентября 2022 г. по июнь 2023 г. в размере 77722,70 руб., недоначисленных и невыплаченных отпускных за период с 01.09.2022 г. по 31.05.2023 г. в размере 7159,97 руб..
В ходе рассмотрения дела сторона истца уточняла исковые требования, окончательно просила суд: взыскать с ГПОУ «ХЖУ» в пользу Ивановой Л.М. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с сентября 2022 г. по июнь 2023 г. в размере 49112,90 руб., недоначисленных и невыплаченных отпускных за период с 01.09.2022 по 31.05.2023 в размере 7294,89 руб.; обязать Министерство образования и науки Забайкальского края профинансировать ГПОУ «ХЖУ» денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы Ивановой Л.М. за период с сентября 2022 г. по июнь 2023 г. в размере 49112,90 руб., недоначисленных и невыплаченных отпускных за период с 01.09.2022 г. по 31.05.2023 в размере 7294,89 руб. При этом дополнило основания, указав, что истице производится доплата за заведование кабинетом № 43 иностранного языка. В соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н, заведование кабинетом не входит в должностные обязанности преподавателя. Соответственно, выплаты, которые предусмотрены за выполнение дополнительной работы, которая не входит в круг должностных обязанностей работника, должна выплачиваться в составе той части заработной платы, которая выше минимального размера оплаты труда. Ивановой Л.М. производилась надбавка за заведование кабинетом в размере 1139,55 руб., однако она начислялась не сверх минимального размера оплаты труда, в связи с чем расчет заработной платы производился неверно. Кроме того, сославшись на Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 № 1601, указал, Ивановой Л.М. установлена нагрузка 842 часа в год, что составляет 1,169 ставки и превышает норму часов учебной нагрузки. При начислении заработной платы Ивановой Л.М. заработная плата сопоставляется с МРОТ на 1,169 ставки с учетом включения классного руководства, заведование кабинетом, поэтому расчет заработной платы произведен неверно.
В судебном заседании помощник прокурора района Судьина К.А. уточненные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске и дополнении к нему.
Истца Иванова Л.М. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще и своевременно, о причинах неявки суду не сообщила, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила.
Представитель ответчика – ГПОУ «Хилокское железнодорожное училище» (далее – ГПОУ «ХЖУ»), Ланцова С.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Ответчик - Министерство образования и науки Забайкальского края (далее – Министерство), в судебное заседание представителя не направил, извещен надлежаще и своевременно. Представитель по доверенности Иванова Т.В. в возражениях на исковое заявление просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований-Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края, в судебное заседание представителей не направили, извещены надлежаще и своевременно. От представителя Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края по доверенности, Жаравиной П.К., поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие Департамента.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании трудового договора № 79 от 01.09.2022 г. Иванова Л.М. работала в ГПОУ «ХЖУ» преподавателем с 01.09.2022 г. Приказом № 20 от 30.06.2023 г. действие трудового договора № 79 от 01.09.2022 г. прекращено, Иванова Л.М. уволена 30.06.2023 г. В соответствии с указанным трудовым договором Ивановой Л.М. установлен оклад – 7497,00 руб., компенсационные выплаты и надбавки компенсационного характера: районный коэффициент – 3038,80 руб., Северная надбавка – 2279,10 руб., симулирующие выплаты: надбавка за методическую литературу – 100,00 руб. ( л.д.14-20,83).
Дополнительным соглашением № 45 от 03.10.2022 г. к трудовому договору № 79 от 01.09.2022 г. в соответствии со ст.60.2, ст.151 Трудового кодекса РФ Ивановой Л.М. поручено выполнение дополнительных должностных обязанностей – классного руководителя (куратора) группы № 11. За выполнение дополнительной работы установлена дополнительная оплата в размере 5000 руб. (федеральный бюджет), 1000 руб. (20% районного коэффициента Федерального бюджета), 1500 руб. (30% северной надбавки Федерального бюджета), 1000 руб. (20% районного коэффициента краевого бюджета) (л.д.24).
Приказом № 75 от 07.09.2022 г. Иванова Л.М. с 01.09.2022 г. назначена классным руководителем (куратором) группы № 11 «машинист локомотива» (л.д.25-26). Согласно справкам о прочитанных часах преподавателей за период с сентября 2022 г. по июнь 2023 г. Ивановой Л.М. установлено общее количество часов – 842 (л.д.66-75). Кроме того, в марте – 103 час., в апреле – 72 час., в мае -23 час. 2023 г., всего 198 час. Ивановой Л.М. прочитаны часы по вакансии ( л.д. 72,73,74).
Согласно тарификационному списку с 01.01.2023 г., сводной ведомости Ивановой Л.М. установлена нагрузка 842 часа в год ( л.д. 63-64,65-69). Кроме того, согласно тарификационному списку с 01.01.2023 г. Ивановой Л.М. установлены: оклад на нагрузку 842 час. – 8884,27 руб., надбавки: за выслугу лет 25%-1899,25 руб., за классное руководство 15%-1139,55 руб., ПЦК - 1139,55 руб..
Из расчетных листков следует, что Ивановой Л.М. начислялись и выплачивались наряду с прочими, надбавки пропорционально отработанному времени: за заведование кабинетом ( с октября 2022 г. по июнь 2023 г.), доплата за классное руководство ( с октября 2022 г. по февраль 2023 г.), доплата за экзамены, вакансии ( март, апрель, май 2023 г. ( л.д. 76-80).
Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации).
Конституция Российской Федерации гарантирует также равенство прав и свобод человека и гражданина и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (ст. 18, ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации).
Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации ( далее-ТК РФ).
Этому праву работника в силу абзаца 7 части 2 статьи 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Часть 1 статьи 56 ТК РФ определяет трудовой договор как соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Требования к содержанию трудового договора определены статьей 57 ТК РФ, согласно которой в трудовом договоре предусматриваются как обязательные его условия, так и другие (дополнительные) условия по соглашению сторон.
Обязательными для включения в трудовой договор являются в том числе условие о дате начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) (абзацы 4, 5 части 2 статьи 57 ТК РФ).
В силу части 1 статьи 129 ТК РФ заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статье 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается, в том числе, величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации (МРОТ).
В силу статьи 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно статье 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (части первая, третья и четвертая).
В силу статей 315 - 317 ТК РФ в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях оплата труда осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Начисление районных коэффициентов и процентных надбавок в указанных районах и местностях осуществляется сверх МРОТ (Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 г. N 38-П).
С 01 января 2022 г. Федеральным законом от 06.12.2021 N 406-ФЗ минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации установлен в сумме 13890 рублей в месяц.
Постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 N 973 минимальный размер оплаты труда с 01 июня 2022 г. установлен в размере 15279 рублей.
Федеральным законом от 19.12.2022 N 522-ФЗ минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации установлен с 1 января 2023 г. в сумме 16242 рублей в месяц.
В соответствии со статьей 1 Закона Забайкальского края от 14.10.2008 N 39-ЗЗК "О районном коэффициенте и процентной надбавке к заработной плате работников государственных органов и государственных учреждений Забайкальского края, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений" районный коэффициент к заработной плате для лиц, работающих в государственных органах и государственных учреждениях Забайкальского края в муниципальном районе «Хилокский район» установлен в размере 1,4.
Статьей 2 названного закона Забайкальского края работникам государственных органов и государственных учреждений Забайкальского края установлена процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в остальных районах Севера, где установлены районные коэффициенты (далее - процентная надбавка), в размере 10 процентов заработной платы по истечении первого года работы с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов.
В составе той части заработной платы, которая не может быть ниже МРОТ, не должны учитываться также выплаты за сверхурочную работу, за работу в ночное время, выходные и праздничные дни и доплаты за совмещение профессий (Постановления Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 N 17-П, от 16.12.2019 N 40-П).
Статьей 132 ТК РФ установлено, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
В соответствии с частью 1 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 ТК РФ).
В соответствии со статьей 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 149 ТК РФ).
Согласно статье 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. N 536 утверждены Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Согласно пункту 2.1. Особенностей режима рабочего времени педагогических работников, утвержденных Приказом N 536 выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, педагогами дополнительного образования, старшими педагогами дополнительного образования, тренерами-преподавателями, старшими тренерами-преподавателями (далее - работники, ведущие преподавательскую работу) организаций характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с учебной (преподавательской) работой (далее - преподавательская работа), которая выражается в фактическом объеме их учебной (тренировочной) нагрузки, определяемом в соответствии с Приказом N 1601.
К другой части педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (далее - другая часть педагогической работы), относится выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности. Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.
Министерство образования Российской Федерации в Письме от 29 декабря 2017 г. N ВП-1992/02 "О методических рекомендациях" установило правила исчисления заработной платы педагогам общеобразовательных организаций. Методические рекомендации разработаны совместно с Общероссийским Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации с учетом предложений, направленных субъектами Российской Федерации, а также информационно-аналитических материалов и предложений, представленных Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации.
Настоящие Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций (далее - Методические рекомендации) предусматривают основополагающие принципы, нормы и условия оплаты труда, регламентируемые федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, непосредственно связанные с исчислением заработной платы работников общеобразовательных организаций, замещающих должности, включенные в профессиональные квалификационные группы должностей работников образования, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. N 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования".
В соответствии с данным Приказом должность преподавателя отнесена к группе должностей педагогических работников 4 квалификационного уровня.
В силу п 1.3. вышеназванных Методических рекомендаций система оплаты труда работников организаций (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат и надбавок компенсационного характера (в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных), доплат и надбавок стимулирующего характера, систему премирования) устанавливается коллективным договором, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, локальными нормативными актами.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (п. 1.5 Методических рекомендаций).
Помимо оплаты труда за фактический объем учебной нагрузки, педагогическим работникам организации согласно пункту 2.3 приложения к приказу Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. N 536 могут устанавливаться размеры дополнительной оплаты за выполнение с их письменного согласия дополнительных видов работ (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и другие дополнительные видов работы, не входящих в должностные обязанности, но непосредственно связанных с образовательной деятельностью, с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты), которые устанавливаются организацией самостоятельно в процентах или коэффициентах и определяются из размера ставки заработной платы, предусмотренной по каждому квалификационному уровню ПКГ (п. 3.3 Методических рекомендаций).
При установлении системы оплаты труда в организации рекомендуется предусмотреть все виды выплат компенсационного характера, предусмотренные законодательством Российской Федерации, применяемые к соответствующей организации (п. 4.1).
Методическим рекомендациями предусмотрены, в том числе, выплаты при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных.
К видам выплат компенсационного характера при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, относятся выплаты за дополнительную работу, не входящую в прямые должностные обязанности педагогических работников согласно квалификационным характеристикам, но непосредственно связанную с деятельностью общеобразовательных организаций по реализации образовательных программ.
К такой дополнительной работе относится работа по классному руководству, проверке письменных работ, заведованию отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководству предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другая дополнительно оплачиваемая работа, выполняемая с письменного согласия педагогических работников.
При возложении на работников с их письменного согласия перечисленных выше видов дополнительной работы размеры выплат (в виде доплат) устанавливаются общеобразовательными организациями в абсолютных величинах либо определяются в процентах от размеров установленных по квалификационному уровню ПКГ по занимаемой должности ставок заработной платы, предусмотренных за норму часов педагогической работы в неделю (в год), или должностных окладов педагогических работников. При определении размеров доплат не учитываются выплаты стимулирующего или компенсационного характера, а также предусмотренные системой оплаты труда повышающие коэффициенты (п. 4.9. Методических рекомендаций).
Пунктом 5 данных Методических рекомендаций предусмотрены и выплаты стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, выплаты за стаж непрерывной работы, выплаты за качество выполняемых работ, премиальные выплаты по итогам работы. Пунктом 5.2 также предусмотрено, что при конкретизации в организациях видов выплат стимулирующего характера могут применяться и иные выплаты, которые рекомендуется подразделять на выплаты, носящие обязательный (постоянный) характер, и выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также на поощрение за выполненную работу (согласно показателям и критериям оценки эффективности деятельности, предусмотренным в организации).
Оплата труда преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования осуществляется на основе должностных окладов в соответствии с пунктом 2.5 настоящих Методических рекомендаций: оплату труда педагогических работников, для которых пунктами 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу Минобрнауки России N 1601 предусмотрены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год), рекомендуется осуществлять на основе ставок заработной платы, размеры которых устанавливаются организацией не ниже минимальных размеров ставок заработной платы по квалификационным уровням ПКГ, устанавливаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Размеры ставок заработной платы наряду с нормами часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) являются расчетными величинами, принимаемыми для исчисления заработной платы педагогических работников за месяц с учетом установленного организацией объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (в год).
Пунктом 2.8.2 приложения № 1 установлено, норма часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы устанавливается преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе интегрированным образовательным программам в области искусств (за исключением преподавателей, указанных в подпункте 2.8.1 настоящего пункта), и по основным программам профессионального обучения.
Пунктом 4.9 Методических рекомендаций определены выплаты при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных. Так к видам выплат компенсационного характера при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, относятся выплаты за дополнительную работу, не входящую в прямые должностные обязанности педагогических работников согласно квалификационным характеристикам, но непосредственно связанную с деятельностью общеобразовательных организаций по реализации образовательных программ.
К такой дополнительной работе относится работа по классному руководству, проверке письменных работ, заведованию отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководству предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другая дополнительно оплачиваемая работа, выполняемая с письменного согласия педагогических работников.
При возложении на работников с их письменного согласия перечисленных выше видов дополнительной работы размеры выплат (в виде доплат) устанавливаются общеобразовательными организациями в абсолютных величинах либо определяются в процентах от размеров установленных по квалификационному уровню ПКГ по занимаемой должности ставок заработной платы, предусмотренных за норму часов педагогической работы в неделю (в год), или должностных окладов педагогических работников. При определении размеров доплат не учитываются выплаты стимулирующего или компенсационного характера, а также предусмотренные системой оплаты труда повышающие коэффициенты.
Размеры выплат компенсационного характера не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, соглашениями и коллективными договорами.
Согласно п.2.1.1 Положения об оплате труда работников ГПОУ «ХЖУ», находящегося в ведении Министерства образования Забайкальского края (далее – Положение об оплате труда) заработная плата работников учреждения за исполнение трудовых (должностных) обязанностей включает: оклады (должностные оклады), ставки заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп в размере не ниже, устанавливаемых Правительством Забайкальского края; компенсационные выплаты; стимулирующие выплаты. Пунктом. 2.1.13 Положения об оплате труда предусмотрено, что в оклады (должностные оклады) педагогических работников в том числе руководящих работников, деятельность которых связана с образовательным процессом) включается ежемесячная денежная компенсация на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере 100 руб. Данная денежная компенсация образует новый оклад. Согласно положению об оплате труда к выплатам компенсационного характера наряду с прочим отнесены выплаты: за работу в местностях с особыми климатическими условиями: районный коэффициент и процентная надбавка (п.п. 2.2.2,2.2.4), выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных: совмещение профессий (должностей); сверхурочная работа; работа в ночное время, выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных (работа в выходные и праздничные дни) (п.п.2.2.2, 2.2.5). Пунктом 2.2.5.1. Положения определено, условия труда при совмещении профессий (должностей) регламентированы ст.60.2 ТК РФ. Размер доплат при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания или увеличения объема выполняемых работ, при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, и сроки, на которые доплата устанавливается, определяются по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания (или) объема дополнительной работы в соответствии со ст.151 ТК РФ. Пунктом 2.2.5.4 Положения об оплате труда к выплатам за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, отнесены выплаты за дополнительные трудозатраты непосредственно связанные с обеспечением выполнения основных должностных обязанностей: за работу в выходные и нерабочие дни, по классному руководству, проверке письменных работ, заведованию отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками и т.п., руководству предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видам работ, не входящими в должностные обязанности работников. Компенсационные выплаты начисляются к должностному окладу или тарифной ставке (окладу) и не образуют увеличение должностного оклада или тарифной ставки (оклада) для исчисления других выплат, надбавок, доплат. Районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях применяется к фактически начисленной заработной плате (с учетом всех компенсационных и стимулирующих выплат) ( п.2.2.7).
В соответствии с п. 2.3.1 Положения об оплате труда стимулирующие выплаты устанавливаются с целью повышения мотивации работников учреждения к качественному результату, а также поощрения за выполненную работу. Выплаты стимулирующего характера не связаны с оплатой труда в каких либо особых условиях и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером. Пунктом 2.3.3. Положения об оплате труда наряду с прочим установлены выплаты стимулирующего характера: выплата за специфику работы; надбавка за выслугу лет; выплата за интенсивность; система премирования.
Таким образом, из вышеприведенных норм в их взаимосвязи следует, что порядок начисления спорных выплат в составе заработной платы зависит от того, осуществляются ли эти выплаты в связи с выполнением работником своих прямых должностных обязанностей. Либо данные выплаты начисляются за выполнение дополнительной работы, которая не входит в круг должностных обязанностей по занимаемой работником должности.
Конституционный Суд РФ в своих Постановлениях от 27.11.2008 № 11-П, от 07.12.2017 № 38-П, определениях от 01.10.2009 № 1160-О-О и от 17.12.2009 № 1557-О-О сформулировал правовые позиции относительно института минимального размера оплаты труда и минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации: институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума, вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантируется каждому, а, следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления; положения ст. ст. 129 и 133 ТК РФ не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда, при установлении которой каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования о повышенной оплате труда при осуществлении работы в условиях, отклоняющихся от нормальных; в механизме правового регулирования оплаты труда дополнительная гарантия в виде минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации должна в соответствующих случаях применяться вместо величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, не заменяя и не отменяя иных гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.
Таким образом в случае, если выплаты предусмотрены работнику за выполнение должностных обязанностей по занимаемой должности, эти выплаты могут быть включены в состав той части заработной платы, которая меньше минимального размера оплаты труда.
Выплаты, которые предусмотрены за выполнение дополнительной работы, которая не входит в круг должностных обязанностей работника должны начисляться в состав той части заработной платы, которая выше минимального размера оплаты труда, т.е. того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей по занимаемой им должности с учетом прожиточного минимума.
В соответствии с пунктом 36 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год", утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2021, протокол N 11, при заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с педагогическими работниками, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) установлены пунктами 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу N 1601), обеспечивать включение в них условий, связанных с: фиксированным размером ставки заработной платы, установленной за норму часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы и размером фактического объема учебной нагрузки, определяемым ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) в порядке, предусмотренном разделами I - V приложения 2 к приказу N 1601; размером оплаты, исчисленным с учетом фактического объема учебной нагрузки, фактического объема педагогической работы; уточнением правил применения повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за наличие квалификационной категории, а также по иным основаниям при оплате труда педагогических работников, для которых пунктами 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу N 1601 установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы с целью определения их от размеров ставок заработной платы и применения к исчисленному размеру оплаты труда с учетом фактического объема педагогической или учебной (преподавательской) работы); размерами и факторами, обусловливающими получение выплат компенсационного характера, в том числе выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, к которым относятся выплаты за дополнительную работу, связанную с классным руководством, проверкой письменных работ, заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководством предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами дополнительной работы, определение которых следует осуществлять из размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню профессиональных квалификационных групп (далее - ПКГ) без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах); размерами и условиями выплат стимулирующего характера.
В системах оплаты труда педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу N 1601, выполняющих с их письменного согласия педагогическую или учебную (преподавательскую) работу сверх установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы, в целях обеспечения равной оплаты за труд равной ценности педагогических работников предусматривать следующий порядок исчисления заработной платы за весь объем педагогической или учебной (преподавательской) работы:
для педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.7 и в подпункте 2.8.1 указанного приказа, - путем умножения размеров ставок заработной платы, установленных за календарный месяц на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за квалификационные категории или по иным основаниям, на фактический объем учебной нагрузки (педагогической работы) в неделю и деления полученного произведения на норму часов преподавательской или педагогической работы в неделю, установленную за ставку заработной платы.
Определение размеров выплат стимулирующего характера педагогическим работникам, для которых установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, а также выплат компенсационного характера, выплат за работу в сельской местности, за особенности работы в организациях (отделениях, классах, группах) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением и по другим основаниям, следует осуществлять с учетом фактического объема учебной нагрузки.
При наличии у работников права на применение повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах) по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию определять отдельно без учета других повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах), которые затем суммировать и применять путем умножения образовавшейся величины на размер заработной платы, исчисленный за фактический объем учебной нагрузки и (или) педагогической работы.
Ставки заработной платы за календарный месяц, устанавливаемые педагогическим работникам, поименованным в подпунктах 2.8.1 и 2.8.2 приложения 1 к приказу N 1601, за норму часов педагогической работы соответственно 18 часов в неделю, 720 часов в год, и являющиеся для них нормируемой частью их педагогической работы, выплачиваются указанным педагогическим работникам с учетом выполнения ими другой педагогической работы, входящей в их должностные обязанности в соответствии с квалификационной характеристикой, которая именуется "другая часть педагогической работы" и регулируется в порядке, установленном разделом II приложения к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность".
Аналогичные положения предусмотрены пунктами 36.5.1-36.5.5 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2023 год, утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2022, протокол N 11. Кроме того, п.п. г п. 36.4. указанных Единых рекомендаций предусмотрено, обеспечивать формирование систем оплаты труда работников образовательных организаций, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат компенсационного и (или) стимулирующего характера с учетом: а) методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, направленных руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2017 г. N ВП-1992/02);б) методических рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, подготовленных совместно с Общероссийским Профсоюзом образования (письмо Минпросвещения России от 12 мая 2020 г. N ВБ-1011/08);в) разъяснений по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций (письма Минпросвещения России от 28 мая 2020 г. N ВБ-1159/08, от 7 сентября 2020 г. N ВБ-1700/08);г) разъяснений об организации классного руководства (кураторства) в группах образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения, согласованных с Общероссийским Профсоюзом образования, а также одобренных Экспертным советом Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха (письмо Минпросвещения России от 30 августа 2021 г. N АБ-1389/05 "О направлении информации");д) положений Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, на 2021 - 2023 годы, рекомендованных к использованию при заключении региональных и территориальных отраслевых соглашений, и коллективных договоров;е) положений Отраслевого соглашения по образовательным организациям высшего образования, находящимся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, на 2021 - 2023 годы, заключенных с Общероссийским Профсоюзом образования (далее - Отраслевое соглашение), рекомендованных к использованию при заключении региональных отраслевых соглашений; рекомендованных к использованию в своей деятельности образовательными организациями высшего образования, не находящимися в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, в том числе при заключении коллективных договоров;ж) примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности "Образование" (далее - Примерное положение), утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 февраля 2021 г. N 71 (зарегистрировано Минюстом России от 20 апреля 2021 г., регистрационный N 63182), применяемого при разработке Положения об оплате труда соответствующей образовательной организацией высшего образования и для установления размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп организации, которые в соответствии с п. 5.15 Отраслевого соглашения с Минобрнауки России не могут быть ниже размеров минимальных окладов (должностных окладов) ставок заработной платы, предусмотренных Примерным положением по соответствующим квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп, ежегодно индексируемых в порядке, определяемом Сторонами Отраслевого соглашения.
В п. 2.3 Приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" определено, другая часть педагогической работы, определяемая с учетом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется следующим образом: трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) - выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты).
Согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н, в должностные обязанности преподавателя не входит такая работа как заведование кабинетом.
Согласно должностной инструкции преподавателя "Хилокского железнодорожного училища", утвержденной директором ГПОУ «ХЖУ» 01.09.2022 г. в должностные обязанности преподавателя не входит выполнение обязанностей заведующего учебным кабинетом. В п.1 раздела II должностной инструкции предусмотрены обязанности: разработка мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, спортивного зала, иного места занятий), формирование его предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) обязательной программы (л.д.21-23).
Представитель ответчика ГПОУ ХЖУ Ланцова С.В. утверждала, что именно данный пункт должностной инструкции преподавателя соответствует должностным обязанностям Ивановой Л.М. как заведование кабинетом.
Принимая во внимание, что приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н в должностные обязанности преподавателя заведование кабинетом не включено, должностная инструкция преподавателя должна соответствовать указанному нормативному документу, то в должностную инструкцию преподавателя ГПОУ ХЖУ не могли и не должно быть включены в должностные обязанности преподавателя обязанности по заведованию кабинетом.
При этом суд исходит из того, что в соответствии с ч.2 ст.57 ТК РФ в трудовом договоре указывается трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Кроме того, как следует из должностной инструкции преподавателя "Хилокского железнодорожного училища", утвержденной директором ГПОУ «ХЖУ» 01.09.2022 г., данная должностная инструкция разработана в соответствии с положениями профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 г. № 608н, тогда как на дату утверждения должностной инструкции (01.09.2022 г.) приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8.09.2015 г. N 608н утратил силу в связи с изданием Приказа Минтруда России от 26.12.2019 N 832н.
В связи с изложенным, суд отклоняет доводы представителя ответчика ГПОУ ХЖУ о том, что заведование кабинетом входит в должностные обязанности истицы по основной работе в должности преподавателя. Заведование кабинетом является для Ивановой Л.М. дополнительной работой в соответствии со ст.ст.60.2,151 ТК РФ.
Кроме того, должностная инструкция преподавателя "Хилокского железнодорожного училища", утвержденная директором ГПОУ «ХЖУ» 01.09.2022 г., выполнение обязанностей классного руководства (кураторства) не предусматривает.
Как следует из Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", в должностные обязанности преподавателя не входит такая работа как осуществление классного руководства.
Доплата за выполнение работы по классному руководству не предусмотрена трудовым договором. Напротив, как следует из дополнительного соглашения № 45 от 03.10.2022 г., а также Положения о организации классного руководства (кураторства) в группах и выплате ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство (кураторство) в ГПОУ «ХЖУ» ( л.д.42-46), классное руководство (кураторство) является для педагогических работников видом дополнительной работы, которая может выполняться ими только с их письменного согласия и за дополнительную плату ( п.2.6 Положения).
Таким образом работа Ивановой Л.М. классным руководителем (куратором) группы № 11 является для неё дополнительной работой в соответствии со ст.ст.60.2,151 ТК РФ.
В связи с чем, при начислении заработной платы истице доплата за заведование кабинетом и доплата за классное руководство (кураторство) не должны быть включены в ту часть заработной платы, которая меньше минимального размера оплаты труда.
В связи с изложенным, суд также отклоняет доводы представителя ответчика Министерства образования и науки Забайкальского края, изложенные в возражениях на исковое заявление о том, что доплата за классное руководство (кураторство) является составной частью заработной платы и должна начисляться в составе заработной платы, составляющей минимальный размер оплаты труда, в том числе ссылки ответчика на письмо Министерства экономического развития РФ от 22.06.2020 г. № 55-к-9/1017 суд находит несостоятельными, поскольку указанное письмо не содержит каких либо разъяснений по вопросу включения либо не включения в МРОТ ежемесячного денежного вознаграждения педагогическим работникам за классное руководство (кураторство), а содержит разъяснения по вопросу статистического учета данной выплаты, относя данную выплату к заработной плате и подлежащей статистическому учету и отчетности в составе фонда оплаты труда.
Преподавание истицей часов по вакантной должности преподавателя, сверх установленной для истицы нормы часов педагогической нагрузки, не входит в должностные обязанности истицы по основной работе и является дополнительной работой, а именно работой по совместительству по другой должности - преподавателя. Поэтому доплата Ивановой Л.М. за преподавание часов по вакантной должности преподавателя иностранного языка не должна быть включена в ту часть заработной платы, которая меньше минимального размера оплаты труда. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
При этом, размер заработной платы истицы для сравнения с МРОТ должен соответствовать не установленному МРОТ, который соответствует установленной норме часов педагогической работы за ставку заработной платы – 720 часов в года, а исчисленный исходя из МРОТ и фактической нагрузки истицы – 842 часа в год или 1, 169 ставки.
Таким образом, из вышеприведенных положений законодательства следует, что ежемесячная заработная плата Ивановой Л.М. в должности преподавателя при отработке нормы рабочего времени (без учета доплаты за заведование кабинетом, за классное руководство, доплаты за вакансии) исходя из фактической нагрузки (1,169 ставки) и с учетом районного коэффициента ( 40%) и стажевой надбавки (30%) должна составлять в спорный период – с сентября 2022 г. по 31.12.2022 г не менее 30363,96 руб. (25974,30 (15279,00+4583,70(30%)+6111,60(40%)х1,169), с 01.01.2023 г. по 30.06.2023 г. – не менее 32277,73 руб. ((27611,40 (16242,00+4872,60 (30%)+6496,80 (40%)х1,169).
Согласно расчету, представленному истцом Ивановой Л.М. за период с сентября 2022 г. по июнь 2023 г. недоначислено и невыплачено заработной платы в связи с включением в заработную плату, составляющую МРОТ выплат за классное руководство, за заведование кабинетом, за вакансии в размере 49112,90 руб. Расчет истца стороной ответчика не оспорен. Суд проверив расчет истца и сопоставив его со сведениями, содержащимися в расчетных листках (л.д.76-80), приходит к выводу, что сведения отраженные в расчете соответствуют данным расчетных листков, арифметически расчет является правильным, поэтому принимается судом.
Таким образом, за период с сентября 2022 г. по июнь 2023 г. истице недоначислено и невыплачено заработной платы в размере 49112,90 руб.
Начисление и выплата истице заработной платы в меньшем, чем предусмотрено трудовым законодательством размере, является нарушением трудовых прав истицы.
Восстановить нарушенные трудовые права истицы следует путем взыскания с работодателя - ответчика ГПОУ «ХЖУ» недоначисленной и невыплаченной заработной платы в размере 49112,90 руб.
В связи с изложенным, исковые требования в части взыскания неодначисленной и невыплаченной заработной платы подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы ответчика ГПОУ ХЖУ, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление и поддержанные представителем ответчика Ланцовой С.В. в суде о пропуске истцом трехмесячного срока обращения в суд с требованиями о взыскании заработной платы, судом отклоняются, поскольку они не основаны на законе.
Так, заявляя о пропуске истцом срока обращения в суд, ответчик обосновывает тем, что Иванова Л.М. ежемесячно получала заработную плату, ей выдавались расчетные листки с указанием размера окладов, доплат, стимулирующих и компенсационных выплат, следовательно, о нарушении своего права истица узнала или должна была узнать при получении расчетных листков о начисленной заработной плате, поэтому пропустила трехмесячный срок, установленный ст.392 ТК РФ. Считает, что срок обращения в суд, установленный частью 2 статьи 392 ТК РФ – один год, не применим, поскольку данные нормы применяются к начисленной, но невыплаченной заработной плате.
Согласно части 1 статьи 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы.
Частью 2 статьи 392 ТК РФ установлено, за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 N 15 "О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 N 15) разъяснено, судам также следует иметь в виду, что статьей 392 ТК РФ установлены и специальные сроки обращения в суд за разрешением индивидуальных трудовых споров, а именно по спорам об увольнении работник вправе обратиться в суд в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (часть первая статьи 392 ТК РФ), по спорам о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, - в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении (часть вторая статьи 392 ТК РФ).
Исходя из вышеприведенных положений законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ следует, что по спорам о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику срок обращения в суд составляет один год со дня установленного срока выплаты указанных сумм, независимо от того, была начислена или не была начислена заработная плата работнику. В связи с изложенным, суд отклоняет доводы ответчика о том, что срок обращения в суд по требованиям о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы (оплаты отпуска) составляет три месяца.
Трудовым договором № 79 от 01.09.2022 г. место и сроки выплаты заработной платы не установлены ( пункты 16 и 17 трудового договора не заполнены) ( л.д.14-20).
Из анализа расчетных листков следует, что заработная плата за первую половину месяца перечислялась 25 числа каждого месяца, перечисления по окончательному расчету за отработанный месяц производились 9 (10) числа месяца, следующего за расчетным (л.д.76-80).
Таким образом, судом установлено, что срок выплаты заработной платы за расчетный месяц в ГПОУ «ХЖУ» установлен 10 числа месяца, следующего за расчетным.
С иском в суд прокурор района обратился 31.07.2023 г.
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 N 15 разъяснено, по смыслу статей 45, 46 ГПК РФ в их системной взаимосвязи со статьей 392 ТК РФ при обращении в суд прокурора, профессионального союза с заявлением в защиту трудовых прав, свобод и законных интересов работников, работающих у работодателя - физического лица (являющегося индивидуальным предпринимателем, не являющегося индивидуальным предпринимателем) или у работодателя - субъекта малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, начало течения срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора определяется исходя из того, когда о нарушении своего права узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление, если иное не установлено законом.
Истцом заявлены требования о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с сентября 2022 г. по июнь 2023 г.
Принимая во внимание срок выплаты заработной платы – 10-е число месяца, следующего за расчетным и дату обращения с иском в суд – 31.07.2023 г., то истец не пропустил срок обращения в суд по всем требованиям, поскольку: за сентябрь 2022 г –срок начал течь 10.10.2022 г. и истекает 09.10.2023 г., за октябрь 2022 г. – срок начал течь 10.11.2022 г. и истекает 09.11.2023 г., за ноябрь 2022 г. – срок начал течь 10.12.2022 г. и истекает 09.12.2023 г., за декабрь 2022 г. – срок начал течь 10.01.2023 г. и истекает 09.01.2024 г., за январь 2023 г. – срок начал течь 10.02.2023 г. и истекает 09.02.2024 г., за февраль 2023 г. – срок начал течь 10.03.2023 г. и истекает 09.03.2024 г., за март 2023 г. – срок начал течь 10.04.2023 г. и истекает 09.04.2024 г., за апрель 2023 г. – срок начал течь 10.05.2023 г. и истекает 09.05.2024 г., за май 2023 г. – срок начал течь 10.06.2023 г. и истекает 09.06.2024 г., за июнь 2023 г. – срок начал течь 10.06.2023 г. и истекает 09.06.2024 г.
В соответствии со статьей 114 ТК РФ работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
В соответствии с ч.1 ст.127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
В соответствии с частями 1-4 статьи 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.
Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней).
Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 7 статьи 139 ТК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 утвержден Порядок исчисления средней заработной платы (далее Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся: а) заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время (п.п.а); надбавки и доплаты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы), знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, руководство бригадой и другие ( п.п.к); выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы ( п.п.л); вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций (п.п.м); премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда (п.п.н); другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя ( п.п.о).
Расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев (пункт 4 Порядка).
При исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если: а) за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением перерывов для кормления ребенка, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации; б) работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам; в) работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;г) работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;д) работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;е) работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 Порядка).
В случае если работник не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней за расчетный период или за период, превышающий расчетный период, либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за предшествующий период, равный расчетному ( п.6 Порядка).
В соответствии с пунктом 9 Порядка при определении среднего заработка для оплаты отпусков используется средний дневной заработок.
Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.
Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней.
Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,3) (п.10 Порядка).
Поскольку ответчиком ГПОУ ХЖУ заработная плата истице начислялась и выплачивалась истице в период с сентября 2022 г. по май 2023 г. в меньшем размере, всего на сумму 48094,61 руб., то в заниженном размере истице была выплачена компенсация за неиспользованные 53,33 дня отпуска, поскольку указанная сумма заработной платы не учитывалась при расчете среднего дневного заработка для оплаты компенсации за неиспользованный отпуск.
Расчет недоначисленной и невыплаченной истице компенсации за неиспользованный отпуск, представленный истцом на сумму 7294,89 руб., стороной ответчика не оспорен, судом проверен, является правильным и принимается судом.
В связи с изложенным, исковые требования в части взыскания недоначисленной и невыплаченной компенсации за неиспользованный отпуск в размере 7294,89 руб. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Поскольку в силу положений ст.20 ТК РФ обязанность по выплате заработной платы лежит на работодателе, то недоначисленную и невыплаченную истице заработную плату в размере 49112,90 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск размере 7294,89 руб., следует взыскать с ответчика ГПОУ «ХЖУ».
В соответствии с Уставом ГПОУ «ХЖУ» является бюджетным учреждением, функции учредителя и собственника имущества учреждения от имени Забайкальского края осуществляют Министерство образования и науки Забайкальского края и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (п.п.1.7, 1.8, 1.9).
Согласно п.1.10 Устава ГПОУ «ХЖУ» находится в ведомственном подчинении Министерства образования и науки Забайкальского края. Министерство формирует и утверждает государственное задание для учреждения в соответствии с предусмотренными Уставом основными видами деятельности ( п.5.2.2 Устава).
В соответствии с п.1 ст.158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: 1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; 2) формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;3) ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; 4) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; 5) составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; 6) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; 7) вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; 8) определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями;9) формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания; 10) обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении; 12) формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств; 13) осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
В соответствии с п.1 ст.78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Согласно Закону Забайкальского края от 27.12.2021 N 2007-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов" субсидии на финансирование расходов государственных учреждений для исполнения государственного задания в области образования, на финансирование расходов доплат за классное руководство, на финансирование расходов, связанных с районным регулированием оплаты труда государственных образовательных организаций выделяются из бюджета Забайкальского края Министерству образования и науки Забайкальского края.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 16.07.2020 N 270 "О некоторых вопросах реализации постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2020 года N 203 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели" исполнительные органы государственной власти Забайкальского края, осуществляющие функции и полномочия учредителей в отношении бюджетных и автономных учреждений Забайкальского края, определены уполномоченными на принятие нормативных правовых актов, устанавливающих порядок определения объема и условия предоставления из бюджета Забайкальского края субсидий на иные цели в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 Порядка определения объема и условий предоставления из бюджета Забайкальского края субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Забайкальского края, утв. Приказом Министерства образования и науки Забайкальского края от 21.01.2021 N 50, Министерство образования и науки Забайкальского края осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств.
Таким образом, из вышеприведенных положений законодательства следует, что на Министерстве образования и науки Забайкальского края как на главном распорядителе бюджетных средств по финансированию расходов подведомственных ему учреждений на цели, связанные с оплатой труда работников учреждений лежит обязанность предоставить ГПОУ «ХЖУ» субсидии на финансовое обеспечение расходов ГПОУ «ХЖУ» по оплате недоначисленной и невыплаченной истцу заработной платы, невыплаченных отпускных.
В связи с изложенным, исковые требования в части возложения обязанности на Министерство образования и науки Забайкальского края профинансировать ГПОУ «ХЖУ» на оплату недоначисленной и невыплаченной заработной платы, оплату невыплаченных отпускных, истице подлежат удовлетворению.
Поскольку ответчик ГПОУ «ХЖУ» является налоговым агентом, обязанным удерживать у истца налог на доходы физических лиц с его доходов, полученных от ответчика, а суд не относится к налоговым агентам и при исчислении заработной платы в судебном порядке не вправе удерживать с работника налог на доходы физических лиц, то взыскиваемые судом суммы недоначисленной и невыплаченной заработной платы в размере 49112,90 руб. и компенсации за неиспользованный отпуск в размере 7294,89 руб., подлежат налогообложению в общем порядке.
Таким образом, с ответчика ГПОУ «ХЖУ» в пользу истца должны быть взысканы указанные суммы без учета налога на доходы физических лиц, а налог на доходы физических лиц подлежит учету и отчислению в доход государства при исполнении решения суда.
При таких обстоятельствах, в пользу истца взысканные судом суммы недоначисленной и невыплаченной заработной платы в размере 49112,90 руб. и компенсации за неиспользованный отпуск в размере 7294,89 руб. указаны без вычета НДФЛ, поскольку вычет НДФЛ при расчете подлежащих взысканию сумм противоречит требованиям закона, так как суд не является налоговым агентом и удержание налога на доходы физических лиц в соответствии с действующим законодательством (ст. 24, 226 Налогового кодекса Российской Федерации) производится при исполнении решения суда.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Прокурор и истец на основании п.1, п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ, ответчик – Министерство образования и науки Забайкальского края, на основании п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.
Ответчик – ГПОУ «ХЖУ», от уплаты государственной пошлины не освобожден.
На основании изложенного, принимая во внимание, что исковые требования удовлетворены в полном объеме, учитывая требования п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ, с ГПОУ «ХЖУ» в бюджет муниципального района «Хилокский район» надлежит взыскать государственную пошлину в размере 1892,23,00 руб.(800+1092,23(3%х36407,79)).
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» (░░░ 7523002319) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░ 752300421685) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░ 2022 ░., ░░░░░░-░░░░ 2023 ░. ░ ░░░░░ 49112,90 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7294,89 ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 56407,79 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░ 7536095430) ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» (░░░ 7523002319) ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 56407,79 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» (░░░ 7523002319) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1892,23 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 20.10.2023 ░.
░░░░░ – ░░░░░░░.
░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░