РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«17» мая 2018 года с. Началово
Приволжский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Мернова Н.В., при секретаре Рамазановой А.М., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Чернышев А.А. к Комитету по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» Астраханской области о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка без проведения торгов, обязании рассмотреть вопрос о заключении договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что 10.09.2010 он заключил с ООО «<данные изъяты> договор № на участие в долевом строительстве «Квартала жилой застройки», расположенного по адресу: <адрес> по которому ООО «<данные изъяты>», обязалось построить квартал жилой застройки и передать ему жилой дом проектной площадью <данные изъяты> кв.м. на земельном участке №, общей площадью <данные изъяты>. Земельный участок под строительство был выделен ООО «<данные изъяты>» на основании договора аренды земель несельскохозяйственного назначения, заключенного ДД.ММ.ГГГГ с администрацией МО «Приволжский район» Астраханской области. Договорные обязательства в части уплаты суммы в долевом строительстве он выполнил, им было внесено 1200000 руб., тогда как ООО «<данные изъяты>» свои обязательства не выполнило, им был возведён лишь фундамент, после чего строительство было приостановлено, а в последующем в отношении него была введена процедура банкротства. По этой причине он вынужден был обратиться в суд, и решением Приволжского районного суда Астраханской области от 28.11.2013 была произведена государственная регистрация вышеупомянутой сделки, а также за ним признано право собственности на объект недвижимого имущества – незавершённый строительством жилой дом, общей площадью 150,5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, готовностью объекта незавершённого строительством 23%. Данное решение вступило в законную силу 10.01.2014. На основании данного решения ему было выдано свидетельством о государственной регистрации права. Он неоднократно обращался к ответчику с заявлениями о предоставлении земельного участка в аренду. ДД.ММ.ГГГГ им была получена выписка из ЕГРПН, из содержания которой ему стало известно, что 25.02.2015 был зарегистрирован договор аренды от 12.01.2015 земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Участок был предоставлен в аренду ФИО сроком с 12.01.2015 по 11.01.2018. Решением Приволжского районного суда Астраханской области от 19.04.2016, его иск к Комитету по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» Астраханской области, ФИО о признании договора аренды земельного участка недействительным, обязании предоставить в аренду земельный участок был удовлетворен частично, признан недействительным договор № аренды земель несельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный Комитетом по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» Астраханской области и ФИО, в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью 1245 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> последствия недействительности сделки, стороны возвращены в первоначальное положение. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, административный ответчик сообщил, что для принятия решения о предоставлении земельного участка, необходимо утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 400 кв.м., образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером № с сохранением исходного в измененных границах, с чем он категорически не согласен. Земельный участок, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности объект незавершенного строительства, сформирован, имеет границы и кадастровый номер.
Административный истец, считая, что таким образом нарушаются его права и законные интересы по приобретению земельного участка в аренду, просил суд признать незаконным отказ административного ответчика, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, в предоставлении ему в аренду, без проведения торгов земельного участка по адресу: <адрес> также просил обязать рассмотреть вопрос о заключении договора аренды земельного участка.
Административный истец, его представитель Григорьев И.Э. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении административного иска в свое отсутствие, указав, что заявленные требования поддерживают в полном объёме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» Астраханской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах не явки не сообщил, возражений не представлено.
Суд, в силу положений ч. 6 ст. 226 КАС РФ в отсутствии доказательств уважительности неявки, находит возможным, рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя административного ответчика, равно как в отсутствие административного истца и его представителя, просивших о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, исследовав доказательства по делу, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
Судом установлено, что 10.09.2010 истец заключил с ООО <данные изъяты>» договор № на участие в долевом строительстве «Квартала жилой застройки, расположенного по адресу: <адрес>», по которому ООО «<данные изъяты>» обязалось построить квартал жилой застройки и передать истцу жилой дом проектной площадью 150,5 кв.м. на земельном участке № общей площадью 1200 кв.м. Земельный участок под строительство был выделен ООО «<данные изъяты> на основании договора аренды земель несельскохозяйственного назначения, заключенного 05.02.2007 года с администрацией МО «Приволжский район» Астраханской области. Договорные обязательства в части уплаты суммы в долевом строительстве он выполнил, им было внесено 1200000 руб., тогда как ООО «БЕСТ ХАУС» свои обязательства не выполнило, им был возведён лишь фундамент, после чего строительство было приостановлено, а в последующем в отношении него была введена процедура банкротства.
На основании решения Приволжского районного суда Астраханской области от 28.11. за истцом признано право собственности на объект недвижимого имущества – незавершённый строительством жилой дом, общей площадью 150,5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> готовностью объекта незавершённого строительством 23%. Данное решение вступило в законную силу 10.01.2014 года и, на основании него прошла государственная регистрация права собственности, выдано свидетельство о государственной регистрации права.
ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» Астраханской области и Гордеевым В.А. был заключен договор аренды №-А земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1245 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Решением Приволжского районного суда Астраханской области от 19.04.2016 его иск к Комитету по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» Астраханской области, ФИО о признании договора аренды земельного участка недействительным, обязании предоставить в аренду земельный участок удовлетворен частично, был признан недействительным договор № аренды земель несельскохозяйственного назначения от 12.01.2015, заключенный Комитетом по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» Астраханской области и ФИО, в отношении земельного участка с кадастровым номером 30:09:050405:326, площадью 1245 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> применены последствия недействительности сделки, стороны возвращены в первоначальное положение.
Чернышев А.А. с целью приобретения права аренды на указанный земельный участок для завершения строительства и ввода в эксплуатацию объекта незавершенного строительства неоднократно обращался к административному ответчику с соответствующими заявлениями, которые оставались без принятия решения в соответствии с действующим, на момент обращений, законодательством.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, административный ответчик сообщил, что для принятия решения о предоставлении земельного участка, необходимо утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 400 кв.м., образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 30:09:050405:326. с сохранением исходного в измененных границах,
В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», введенной в действие с 01 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно п. 3 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, введенной в действие с 01 марта 2015 года) полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
Исключений из данного правила указанным Федеральным законом не предусмотрено.
Согласно ст. 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.
На территории МО «Началовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области Советом МО «Началовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области 18.03.2013 было принято решение № 3 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Началовский сельсовет».
Таким образом, с 1 марта 2015 года у органа местного самоуправления поселения возникло право распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в случае утверждения ими правил землепользования и застройки в отношении части территорий поселений.
Однако, в силу п. 3 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, введенной в действие с 01 января 2017 года) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Ранее действовавшая редакция указанной нормы, введенная в действие с 01 марта 2015 года, по которой полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращались у органа местного самоуправления муниципального района и возникали у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения, с 01.01.2017 года прекратила своё действие.
Согласно решению Совета МО «Приволжский район» Астраханской области от 25.01.2017 года, вступившему в силу 07.02.2017 года, утверждено положение «О Комитете по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» Астраханской области, в соответствии с которым полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования отнесены к данному органу.
Исходя из этого, полномочия, ранее предоставленные законодательством по распоряжению земельными участками, у органа местного самоуправления поселения прекратились, с 01.01.2017 возникли у органа местного самоуправления муниципального района – администрации МО «Приволжский район» Астраханской области, а 07.02.2017 переданы органу местного самоуправления муниципального района – Комитету по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» Астраханской области.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ №, административный ответчик указал, что вопрос предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду для завершения строительства объекта незавершенного строительства будет рассмотрен после постановки на кадастровый учёт земельного участка площадью 400 кв.м., поскольку для принятия такого решения необходимо утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 400 кв.м., образуемого путём раздела земельного участка с кадастровым номером №, с сохранением исходного в изменённых границах.
Данное письмо административный истец расценил как отказ в предоставлении земельного участка.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 1 ст. 39.20 ЗК РФ установлено, что если иное не установлено настоящей статьёй или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Как установлено судом, административный истец является собственником объекта незавершённого строительства, назначение: жилое, степенью готовности 23%, расположенного по адресу: <адрес> следовательно, вправе претендовать на приобретение земельного участка, на котором расположено указанное строение.
Суд считает незаконным саму возможность преобразования земельного участка при выполнении условий, содержащихся в п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ.
Земельный участок, на который претендует административный истец, предоставлялся по договору аренды № земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «Приволжский район» Астраханской области и ООО «<данные изъяты>», находящийся на нём объект недвижимости, должен был быть возведен в рамках договора долевого участия в строительстве, в дальнейшем предполагался к предоставлению застройщику – физическому лицу.
Испрашиваемый земельный участок уже образован, границы его уточнены, что подтверждается сведениями из ГКН, административный истец является единственным владельцем объекта недвижимости, расположенного на нём, в связи с чем имеет право в силу закона на получение в аренду без проведения торгов. Соответствующие заявления административным истцом подавались неоднократно.
В соответствии с п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи.
Согласно пп. 10 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных п. 5 настоящей статьи.
На основании п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:
1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
В соответствии с п. 21 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137 (в редакции от 23.06.2014) «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 – 39.17 ЗК РФ. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что владельцам незавершенного строительства на земельном участке, выделенном для строительства жилого дома, по договору аренды, заключенном до 1 марта 2015 года, т.е. до введения в действие изменений в Земельный кодекс РФ, предоставляется право на заключение договора аренды однократно для завершения строительства вне зависимости от наличия регистрации объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требования административного истца в части признания незаконным отказа административного ответчика, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 30:09:050405:326 по адресу: <адрес>
В п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 36 от 27 сентября 2016 года «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органом местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Принятие решения по результатам рассмотрения обращения является диспозитивным правом компетентного лица (но не его обязанностью). При признании действий этого лица незаконным у суда имеется право обязать его рассмотреть в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.
В этой связи, признавая отказ административного ответчика в заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов незаконным, суд обязывает административного ответчика рассмотреть вопрос о заключении с административным ответчиком договора аренды земельного участка без проведения торгов.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление Чернышева А.А. подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175, 177, 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое Чернышев А.А. к Комитету по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» Астраханской области о признании незаконным отказ в предоставлении в аренду земельного участка без проведения торгов, обязании рассмотреть вопрос о заключении вора аренды земельного участка, удовлетворить.
Признать незаконными отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» Астраханской области, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, в предоставлении Чернышев А.А. в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» Астраханской области рассмотреть вопрос о заключении с Чернышев А.А. договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>м., по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
СУДЬЯ Н.В. Мернов