Дело № 2-134/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Сунтар 23 июня 2022 года
Сунтарский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Тарабукина А.П., при секретаре Федоровой Г.Г., с участием заместителя прокурора Сунтарского района РС(Я) Прокопьева А.С., представителя ответчика Семенова А.П. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сунтарского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» о возложении определенных обязанностей,
у с т а н о в и л:
Прокурор Сунтарского района РС(Я) обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, указав в обоснование, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения Сунтарским филиалом ГУП ЖКХ РС(Я) законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха при эксплуатации котельных на угле, по результатам которой установлено, что не обеспечены золоуловителем котельные «КСК» с. Кемпендяй, «Центральная» с. Куокуну, «Центральная» с. Нахара, что создает реальную опасность жизни и здоровью неопределенного круга лиц, нарушает конституционные права и граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. В связи с этим, просит обязать ГУП ЖКХ РС(Я) в срок до 31 декабря 2023 года оборудовать золоуловителями котельную «КСК» с. Кемпендяй по улице <.....>, котельную школы «Центральная» с. Куокуну по улице <.....> котельную № 2 школы «Центральная» с. Нахара по улице <.....>1.
В судебном заседании участвующий прокурор поддержал заявленное требование по изложенным в иске основаниям, пояснив, что до настоящего времени представление прокуратуры об устранении нарушений федерального законодательства, не исполнено.
Представитель ответчика Семенов А.П. пояснил, что предъявленный иск по существу не оспаривают, однако срок, установленный прокурором недостаточен для устранения недостатков котельной в с. Кемпендяй, которую планируется заменить на новую. В связи с чем, просит установить срок устранения недостатков по этой котельной до 31 декабря 2025 года.
Выслушав объяснения сторон и изучив материалы дела, суд находит, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Мероприятия по охране окружающей среды, предусмотренные в проектной документации здания или сооружения в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, должны обеспечивать предотвращение или минимизацию оказания негативного воздействия на окружающую среду (ст. 32 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический Регламент о безопасности зданий и сооружений).
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 25, 30 приведенного Федерального закона, производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: - внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха; - планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; - осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения; - соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух оборудования.
Пунктом 9.3.1 свода правил 89.13330.2016 «Котельные установки. Актуализированная редакция СНиП II-35-76», утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.12.2016 № 944/пр установлено, что котельные, предназначенные для работы на твердом топливе (угле, торфе, сланцах, древесных отходах и т.д.), должны быть оборудованы установками для очистки дымовых газов от золы. При применении твердого топлива в качестве аварийного, установка золоуловителей не требуется.
В соответствии с п. 9.3.2 вышеуказанных Правил выбор типа золоуловителей следует производить на основании технико-экономического сравнения вариантов установки золоуловителей различных типов в зависимости от объема очищаемых газов, требуемой степени очистки и возможной компоновки оборудования котельной. Золоуловители предусматривают индивидуальные к каждому котлу. При работе котельной на твердом топливе золоуловители не должны иметь обводных газоходов (п. 9.3.6).
Из приведенных норм закона и положений свода правил следует, что установка золоуловителей на котельных на твердом топливе является обязательным требованием.
Судом установлено, что ГУП «ЖКХ РС(Я)» на праве хозяйственного ведения принадлежат котельные «КСК» с. Кемпендяй, «Центральная» с. Куокуну и «Центральная» с. Нахара. Котлы в данных объектах котельных предназначены для работы на твердом топливе (угле) и не оборудованы установками для очистки дымовых газов от золы, что подтверждается реестром установленных золоуловителей в Сунтарском филиале (л.д. 10, 33-36).
09 марта 2022 года в адрес генерального директора ГУП «ЖКХ РС(Я)» и.о. прокурора Сунтарского района внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства (л.д.4-6).
Согласно ответа первого заместителя генерального директора ГУП «ЖКХ РС(Я)» К. от 03.06.2022 г. в адрес и.о. прокурора Сунтарского района, котельная с. Куокуну была построена до вступления в силу СНиП II-35-76, для установки золоуловителей в этой котельной необходимо провести реконструкцию дымовых труб, газоходов, а также полную реконструкцию котельной или же построить новую котельную. С учетом инвестиционных и ремонтных программ, планов оптимизации и финансирования филиала в котельной «Центральная» с. Нахара в 2022 году по ремонтной программе планируется установка золоуловителей. В рамках инвестиционной программы предприятия мероприятий по указанным в представлении котельным Сунтарского района не предусмотрено. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 №410 «О порядке согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ», в срок до конца августа каждого года, инвестиционная программа на текущий и последующий годы актуализируется. Однако в связи с ограниченными финансовыми возможностями предприятия, реализация вышеуказанного мероприятия не представляется возможным ранее 2024 года. По котельной «КСК» с. Кемпендяй готовится документация и расчеты для включения мероприятия по установке золоуловителей в инвестиционную программу и ремонтную программу предприятия на предстоящие годы (л.д.7-8).
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Невыполнение ответчиком обязанностей по установке золоуловителей в котельных Сунтарского филиала нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Суд не может принять доводы представителя ответчика о предоставлении им срока для устранения нарушений по котельной в с. Кемпендяй до 31 декабря 2025 года, поскольку это не отвечает целям и задачам разумного и своевременного исполнения решения суда, при этом суд отмечает, что иск подан в том числе и в защиту конституционных прав граждан проживающих на территории Сунтарского района РС(Я) на благоприятную окружающую среду, которые не должны нарушаться, а выявленные нарушения должны быть устранены в возможно короткие сроки, исключая волокиту исполнения решения суда и восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора района в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление прокурора Сунтарского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Возложить на Государственное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» обязанность в срок до 31 декабря 2023 года оборудовать золоуловителями котлы на твердом топливе в котельных Сунтарского филиала, а именно: - в котельной «КСК» по <.....>; - в котельной «Центральная» по <.....>; - в котельной № 2 «Центральная» по <.....>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Сунтарский районный суд РС(Я) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья п/п А.П. Тарабукин
Мотивированное решение суда
составлено 24 июня 2022 года
Копия верна
Судья А.П. Тарабукин