Петрозаводский городской суд РК Дело № 10RS0011-01-2020-015574-41 (№12-12/2021)
г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33
Р Е Ш Е Н И Е
29 января 2021 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Кайгородова Ольга Владимировна, при секретаре Мамонтовой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Петрозаводского городского округа «Академический лицей» на постановление врио заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия Горид Е.А. № от 17 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Петрозаводского городского округа «Академический лицей» (далее – МОУ «Академический лицей», Учреждение), ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>, дата государственной регистрации – ДД.ММ.ГГГГ, адрес места нахождения: <адрес>,
у с т а н о в и л:
Постановлением врио заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия Горид Е.А. № от 17 ноября 2020 года МОУ «Академический лицей» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель МОУ «Академический лицей» - директор Чеботарева Е.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении, указывая, что оспариваемым постановлением МОУ «Академический лицей» повторно привлечено к административной ответственности, так как обстоятельства в части перенаполняемости классов были зафиксированы актом плановой выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ и послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении от 30 марта 2020 года, вынесения постановления № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица к административной ответственности по ч.1 ст.6.7 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка в отношении МОУ «Академический лицей» по сообщению гражданина относительно санитарных правил, связанных с наполняемостью классов, и повторно выявлено несоответствие площади на одного обучающегося.
Заявитель полагает, что при вынесении постановления пропущен установленный ст.4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, так как правонарушение является длящимся и на момент выдачи предписания № от ДД.ММ.ГГГГ должностному лицу административного органа было очевидно, что имеет место нарушение нормы о наполняемости классов, а проведение ДД.ММ.ГГГГ повторного изучения документов по наполняемости классов в рамках внеплановой проверки и составление протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ срок давности не изменяют.
Кроме того, ссылается на нарушение положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в частности статьи 10, указывая, что административный орган вышел за рамки предмета проверки, так как в обращении гражданина не было указано о нарушении санитарных норм, связанных с наполняемостью классов. Кроме того, предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным по итогам проверки, проведенной в марте 2020 года, установлен срок выполнения предписания – ДД.ММ.ГГГГ, который на момент проведения проверки в сентябре 2020 года не истек, однако Учреждению выдано повторное предписание с новым сроком его выполнения – ДД.ММ.ГГГГ.
Относительно нарушений санитарных норм по наличию «второй смены» заявитель отмечает, что все обучающиеся МОУ «Академический лицей» учатся в первую смену, о чем Учреждением представлены соответствующие документы при рассмотрении дела об административном правонарушении. Также, распоряжением Главы Республики Карелия №127 в лицее организован каскадный режим начала дня, чтобы не допускать скученности на входе и организовать распоточивание обучающихся во время перемен и для организации полноценного горячего питания. Вместе с тем, на МОУ «Академический лицей» как на общеобразовательное учреждение не распространяются нормы о запрете обучения во вторую смену.
02 декабря 2020 года из Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в суд поступила идентичная по содержанию жалоба МОУ «Академический лицей».
Определением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 04 декабря 2020 года материалы дела об административном правонарушении № и материалы дела об административном правонарушении № по указанным выше жалобам МОУ «Академический лицей» объединены в одно производство.
Законный представитель МОУ «Академический лицей» - директор Чеботарева Е.В. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в жалобе, полагала, что в действиях МОУ «Академический лицей» отсутствует вина, а, следовательно, и состав административного правонарушения. Указала, что МОУ «Академический лицей» в соответствии с Уставом является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением Петрозаводского городского округа, на которое не распространяются нормы о запрете обучения во вторую смену, кроме того, в МОУ «Академический лицей» нет второй смены, все дети учатся в первую смену, а слово «лицей» используется лишь в качестве наименования общеобразовательного учреждения, и не указывает на вид общеобразовательного учреждения, поскольку Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» деление общеобразовательных организаций на виды не предусмотрено. Пояснила, что всего в МОУ «Академический лицей» 50 классов, на которые приходится 39 кабинетов, в связи с этим организован ступенчатый режим начала учебного дня в соответствии с требованием п.3.2 СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», проход учащихся в учебное заведение осуществляется через 4 входа. В соответствии с п.3 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ МОУ «Академический лицей» обязано обеспечить выполнение требований к наполняемости классов в МОУ «Академический лицей» в соответствии с п.4.9, п.10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 в срок до ДД.ММ.ГГГГ, при этом в п.1 вновь выданного предписания № от ДД.ММ.ГГГГ содержится аналогичное требование со сроком исполнения – ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку в указанных выше предписаниях перечень классов не приведен, МОУ «Академический лицей» полагает, что данное требование относится ко всем классам школы и подлежит исполнению в срок до ДД.ММ.ГГГГ, который представляется разумным, учитывая, что к указанному сроку МОУ «Академический лицей» сможет обеспечить его исполнение, так как в районе откроется новая школа и количество обучающихся в классе уменьшится. Отметила, что из-за ограничений, введенных в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, доходы привлекаемого лица от платных услуг в 2020 году составили <данные изъяты> рублей, МОУ «Академический лицей» находится в тяжелом финансовом положении и не имеет средств для оплаты административного штрафа.
В судебном заседании защитник Романченко Ю.М., действующий на основании доверенности, поддержал доводы жалобы и позицию законного представителя привлекаемого лица.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия Васильева Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, полагая оспариваемое постановление законным и обоснованным. Указала, что о наличии двух смен в МОУ «Академический лицей» свидетельствует, в том числе, расписание звонков, что противоречит действующим нормам законодательства, поскольку данное образовательное учреждение является лицеем, о чем свидетельствует наличие углубленного изучения иностранного языка. Просила учесть, что в данном случае не имеется повторного привлечения к административной ответственности МОУ «Академический лицей», поскольку проверки проведены административным органом по различным основаниям.
Заслушав законного представителя привлекаемого лица, защитника, представителя административного органа, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, обозрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.7 КоАП РФ, в отношении МОУ «Академический лицей», проверив дело в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, учитывая, что жалоба подана в суд в соответствии с требованиями ст.30.3 КоАП РФ и срок обжалования не пропущен, судья приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч.2 ст.6.7 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Пунктом 4.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 (действовавших в момент выявления административного правонарушения) (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10), установлено, что площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательной деятельности, из расчета: не менее 2,5 м2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий; не менее 3,5 м2 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий. При проектировании и строительстве общеобразовательных организаций высота потолка помещений и система вентиляции должны обеспечивать кратность воздухообмена. Расчетное количество обучающихся в классах определяется исходя из расчета площади на одного обучающегося и расстановки мебели, в соответствии с разделом V настоящих санитарных правил.
Согласно п.10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению. При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы.
В силу п.10.4 СанПиН 2.4.2.2821-10 учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается. В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену. В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается.
Согласно п.10.13 СанПиН 2.4.2.2821-10 перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.
Как следует из представленных материалов дела и оспариваемого постановления, ведущим специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия БондаревойА.В. по результатам предварительной проверки информации, указанной в обращении Грива И.Н. от ДД.ММ.ГГГГ (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ), в адрес руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия вынесено мотивированное представление от 10 сентября 2020 года о наличии правовых оснований к проведению в отношении МОУ «Академический лицей» внеплановой проверки в порядке п.2 ч.2 ст.10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, на основании которого врио заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия Горид Е.А. вынесено распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой выездной проверки в отношении МОУ «Академический лицей», согласованной заместителем прокурора Республики Карелия Шевченко В.Ю. ДД.ММ.ГГГГ.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения врио заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия Горид Е.А. № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МОУ «Академический лицей» проведена внеплановая выездная проверка с целью осуществления надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В ходе проверки выявлены нарушения СанПиН 2.4.2.2821-10, выразившиеся в следующем:
–образовательный процесс 6-х и 10-х классов лицея организован во вторую смену (нарушение п.10.4 СанПиН 2.4.2.2821-10);
–между сменами предусмотрен перерыв продолжительностью 30 минут для проведения уборки и дезинфекции в учебных кабинетах, при гигиеническом нормативе – 60 минут, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации (нарушение п.10.13 СанПиН 2.4.2.2821-10);
–согласно предоставленных сведений наполняемость классов начального звена и площадь на 1 обучающегося, без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели составляет:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
–количество учащихся во всех классах, кроме <данные изъяты>, исходя из соблюдения нормы площади на одного обучающегося 2,5 кв.м., превышает допустимое (нарушение п.п.4.9, 10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10).
Установленные в ходе проверки нарушения требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения зафиксированы в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам проверки МОУ «Академический лицей» выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ с требованиями обеспечить выполнение требований к наполняемости классов в соответствии с п.10.1, п.4.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 (п.1); обеспечить выполнение требований к организации образовательного процесса всех учащихся в первую смену в соответствии с требованиями п.10.4 СанПиН 2.4.2.2821-10 (п.2). Срок исполнения предписания – ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением врио заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия № от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, МОУ «Академический лицей» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.6.7 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа размере <данные изъяты> рублей. Штраф оплачен ДД.ММ.ГГГГ.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения МОУ «Академический лицей» в настоящем случае к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.6.7 КоАП РФ.
При вынесении оспариваемого постановления должностное лицо Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия исходило из наличия в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.7 КоАП РФ.
Между тем, с таким выводом должностного лица административного органа согласиться нельзя в связи со следующим.
В силу положений ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (часть 3). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ст.26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении подлежат, в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (ст.26.11 КоАП РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено, что Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Устав МОУ «Академический лицей», пунктом 1.4 которого установлен тип Учреждения: бюджетное образовательное учреждение.
Согласно п.2 ч.2 ст.23 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено два типа организаций общего образования: дошкольная образовательная организация и общеобразовательная организация. В отличие от действовавшего до 01сентября 2013 года Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании», Федеральный закон № 273-ФЗ не предусматривает деление типов на виды (лицеи, гимназии и иные образовательные организации, предполагавшие углубленное изучение ряда предметов).
СанПиН 2.4.2.2821-10 предъявляет требования к видам общеобразовательных учреждений, которые в связи с принятием Федерального закона № 273-ФЗ были упразднены и в настоящее время используются лишь в качестве наименования общеобразовательного учреждения.
При применении СанПиН 2.4.2.2821-10 необходимо учитывать, что Федеральный закон №273-ФЗ имеет большую юридическую силу, и при установлении п.10.4 СанПиН недопустимости обучения в учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях во вторую смену речь идет о недопустимости обучения во вторую смену в учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, а именно в тех классах, в которых идет изучение отдельных предметов.
В соответствии с п.3.2 СП3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в общеобразовательных организациях за каждым классом должен быть закреплен отдельный учебный кабинет, в котором дети обучаются по всем предметам, за исключением занятий, требующих специального оборудования (в том числе физическая культура, изобразительное искусство, трудовое обучение, технология, физика, химия).
Общеобразовательной организацией должна осуществляться работа по специально разработанному расписанию (графику) уроков, перемен, составленному с целью минимизации контактов обучающихся (в том числе сокращения их количества во время проведения термометрии, приема пищи в столовой).
Согласно п.3 приказа директора МОУ «Академический лицей» Чеботаревой Е.В. № по о/д от ДД.ММ.ГГГГ в целях соблюдения Постановления от 30 июня 2020 года №16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»» на 1 полугодие с 01 сентября 2020 года по 31 декабря 2020 года в МОУ «Академический лицей» установлен следующий режим учебного дня:
1 классы: начало уроков – 8:55, окончание последнего урока – 11:40;
2 классы: начало уроков – 8:00, окончание последнего урока – 12:15;
3-4 классы: начало уроков – 8:00, окончание последнего урока – 11:20;
5 классы: начало уроков – 8:00, окончание последнего урока – 11:20;
11 классы: начало уроков – 8:00, окончание последнего урока – 14:50;
7, 8, 9 классы: начало уроков – 8:30, окончание последнего урока – 14:05;
6 классы: начало уроков – 11:50, окончание последнего урока – 15:45;
10 классы: начало уроков – 11:50, окончание последнего урока – 16:30.
Пунктом 3.2 данного приказа классы начальной, основной и старшей школы закреплены за кабинетами (понедельник-пятница).
В соответствии с Положением о режиме занятий обучающихся МОУ «Академический лицей», утвержденным приказом директора МОУ «Академический лицей» Чеботаревой Е.В. № от ДД.ММ.ГГГГ, учебные занятия организуются в одну смену (п.2.6).
Пунктом 2.7 указанного Положения установлено, что в МОУ «Академический лицей» в первом полугодии 2020-2021 учебного года организован ступенчатый нелинейный режим начала учебного дня (приведен режим, утвержденный приказом директора МОУ «Академический лицей» Чеботаревой Е.В. № по о/д от ДД.ММ.ГГГГ).
С учетом изложенного судья приходит к выводу, что в МОУ «Академический лицей» образовательный процесс организован в одну смену со ступенчатым нелинейным режимом начала учебного дня. Каких-либо объективных данных, опровергающих указанное обстоятельство, в материалы дела об административном правонарушении не представлено.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о незаконности вменения в вину МОУ «Академический лицей» оспариваемым постановлением нарушений пунктов 10.4, 10.13 СанПин 2.4.2.2821-10.
Заслуживает внимания и довод защиты о необоснованном вменении в вину требований п.п.4.9, 10.1 СанПин 2.4.2.2821-10.
В судебном заседании установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения врио заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия ГвоздевойЮ.С. № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МОУ «Академический лицей» проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлено, что МОУ «Академический лицей» не обеспечило выполнение требований к наполняемости классов в соответствии с п.4.9, п.10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10, а именно: <данные изъяты>
Установленные в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам проверки МОУ «Академический лицей» выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, пункт 3 которого содержит требование обеспечить выполнение требований к наполняемости классов в МОУ «Академический лицей» в соответствии с п.4.9, п.10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10. Срок исполнения – ДД.ММ.ГГГГ.
Данное требование идентично требованию, содержащемуся в пункте 1 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения – ДД.ММ.ГГГГ. При этом, на момент проведения внеплановой проверки срок исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ не истек.
Предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. Таким образом, требования, изложенные в предписании, не могут быть взаимоисключающими, должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.
При этом исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная ст.19.5 КоАП РФ.
Руководствуясь п.3 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, директор МОУ «Академический лицей» Чеботарева Е.В. разумно полагала, что сформулированное в нем в общем виде требование касается всех классов общеобразовательного учреждения, а не только начальных классов (1-4 классы), нарушение требований к наполняемости которых были установлены в ходе плановой проверки ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в обоих предписаниях не конкретизировано, выполнение требования к наполняемости каких классов надлежит обеспечить юридическому лицу.
Идентичность содержания п.3 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ и п.1 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ с учетом различных сроков их выполнения создает неопределенность и сомнения в порядке и сроках исполнения, которые в силу ч.4 ст.1.5 КоАП РФ должны трактоваться в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности.
Получив по результатам внеплановой проверки предписание от ДД.ММ.ГГГГ, директор МОУ «Академический лицей» Чеботарева Е.В. справедливо полагала, что ранее представленное к исполнению нарушение в части наполняемости классов, срок которого не истек, перенесено в новое предписание с новым сроком исполнения – ДД.ММ.ГГГГ.
Действуя добросовестно, намереваясь устранить допущенное нарушение МОУ «Академический лицей» письмом от ДД.ММ.ГГГГ № обратилось в адрес Администрации Петрозаводского городского округа с просьбой оказать содействие в создании условий для исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, МОУ «Академический лицей» предпринимало меры к приведению общеобразовательного учреждения к нормам о наполняемости классов в отношении всех классов.
В силу ч.3.1 ст.10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при рассмотрении обращений и заявлений, информации о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, должны учитываться результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, информации, а также результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении соответствующих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
С учетом приведенной нормы Управлению Роспотребнадзора по Республики Карелия в ходе проведения внеплановой проверки надлежало учесть результаты плановой проверки, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что административным органом сделано не было и повлекло повторное вменение в вину МОУ «Академический лицей» нарушения требований п.п.4.9, 10.1 СанПин 2.4.2.2821-10.
Указанные обстоятельства, исключающие виновное поведение привлекаемого лица, свидетельствуют о незаконном привлечении МОУ «Академический лицей» к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.6.7 КоАП РФ.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного постановление врио заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия Горид Е.А. № от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.7 КоАП РФ, в отношении МОУ «Академический лицей» - прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
Жалобу Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Петрозаводского городского округа «Академический лицей» удовлетворить.
Постановление врио заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия Горид Е.А. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Петрозаводского городского округа «Академический лицей» отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Петрозаводского городского округа «Академический лицей» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (г.Петрозаводск, ул.Кирова, д.27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ № 1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья О.В. Кайгородова