Решение по делу № 2-363/2017 от 23.06.2017

Дело № 2-363/2017

    РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Корткерос 17 октября 2017 года

Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Буян Э.Ф., при секретаре Соловьевой М.В., с участием истца Касинец И.М., представителя ответчика АМР «Корткеросский» Мальцева В.А., представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО «КТК» - Нестеровой О.К., АСП «Корткерос»- Андреева И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Касинец И.М. к администрации МО МР «Корткеросский» об обязании восстановить систему дренажа

УСТАНОВИЛ:

Касинец И.М. обратился в суд, с учетом уточненных требований, об обязании администрации МО МР «Корткеросский» в кратчайшие сроки восстановить систему дренажа от дренажного колодца, расположенного возле <адрес>, до дренажного колодца, расположенного по адресу: <адрес> (<адрес> и проводить откачку воды с земельного участка, принадлежащего истцу, до момента восстановления работоспособности дренажа, путем установки емкости и дренажного насоса. В обоснование заявленных требований указано, что дом и земельный участок истца, расположенные по адресу <адрес>, регулярно подвергаются подтоплению грунтовыми водами. Данная проблема возникла с мая 2013г. - с момента начала работ по возведению пристройки к <адрес>», в виду повреждения проходимости дренажа вода переполняет дренажный колодец, расположенный рядом с домом и вытекает на участок. После обращения истца в АМР «Корткеросский», ответчиком было признано, что система дренажа не была учтена при строительстве пристройки к кинотеатру «Союз», работоспособность дренажной системы была восстановлена, подтопление дома и участка прекратилось. В июле 2016г. вновь его участок начал подтопляться, по факту его обращений в КТК был проверен факт утечек из системы холодного водоснабжения, который не подтвердился. Но было обнаружено, что дренажные колодцы на пересечении улиц <адрес> и <адрес> забиты песком. Дом и участок истца подвергаются постоянному подтоплению, проблема усугубляется в период дождей, что негативно сказывается на состоянии дома и участка (нижние бревна дома гниют, растения на участке часто стоят в воде).

В судебном заседание истец Касинец И.М. на уточненных требованиях настаивал, суду пояснил, что настаивает на требованиях к АМР «Корткеросский», поскольку в их ведении находятся полномочия по водоотведению.

Представитель администрации МР «Корткеросский» в судебном заседании иск не признал, считая, что дренажная система, о которой говорит истец, не является объектом муниципальной собственности и обязанностей по ее содержанию администрация не несет.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО «КТК» - Нестерова О.К. считает, что вины их учреждения в подтоплении участка истца нет, утечек воды не было. Дренажная система, на которую ссылается истец, нигде не числится, поскольку это старая подземная система отопления. Касинцу выдавались технические условия на подключение дома к канализационной сети, но договор с ним еще не заключался. Считает верным обращение истца к администрации района.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, АСП «Корткерос»- Андреев И.А. решение вопроса оставил на усмотрение суда.

Выслушав пояснения лиц, участвующих по делу, свидетелей ФИО8, ФИО9, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 11, 12 ГК РФ судебной защите подлежат нарушенные или оспоренные гражданские права в случаях, предусмотренных законом. В качестве способов защиты гражданских прав предусмотрено восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Исходя из ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно разъяснениям, данным судам в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

Из материалов дела усматривается, что Касинец И.М. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, доказательств принадлежности расположенного на нем жилого лома суду не представлено.

По мнению истца его права пользования земельным участком нарушены бездействием со стороны ответчика по проведению водоотведения, поскольку его земельный участок и расположенный на нем жилой дом подвергаются постоянному подтоплению, ввиду ненадлежащего содержания ответчиком имеющейся под землей системы дренажа, проходящего от колодца 3 до колодца 2, отображенных на схеме (л.д.16).

С учетом положений п. 4 ч. 1, 4 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон №131ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах сельских поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 этого же федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее по тексту – Закон № 416-ФЗ).

Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Частью 2 статьи 3 указанного федерального закона определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (пункт 1).

В соответствии с пунктом 1 части 1, части 1.1 статьи 6 Закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Согласно пунктам 2,?9, 23 и 28 статье 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения, для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.

Государственным стандартом Союза ССР ГОСТ 19185-73 "Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения", утвержденным и введенным в действие постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 31 октября 1973 года N 2410, а также Государственным стандартом Союза ССР ГОСТ 25150-82 (СТ СЭВ 2085-80) "Канализация. Термины и определения", введенным в действие постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24 февраля 1982 года N 805, установлено рекомендованное к применению определение термина "канализация": отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод.

Таким образом, из приведенных норм следует, что водоотведение подразумевает прием, транспортировку и очистку, в том числе, ливневых сточных вод, для чего предназначена ливневая канализация, представляющая собой канализационную сеть для отведения ливневых сточных вод.

Строительными нормами и правилами 2.06.15-85 "Инженерная защита территории от затопления и подтопления", утвержденными постановлением Госстроя СССР от 19 сентября 1985 года N 154 и зарегистрированными Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 19 июля 2011 года в качестве свода правил 104.13330.2011, было предусмотрено, что при проектировании инженерной защиты территории от затопления и подтопления надлежит разрабатывать комплекс мероприятий, обеспечивающих предотвращение затопления и подтопления территорий в зависимости от требований их функционального использования и охраны природной среды или устранение отрицательных воздействий затопления и подтопления. Защита территории населенных пунктов должна обеспечивать бесперебойное и надежное функционирование и развитие городских, градостроительных, производственно-технических, коммуникационных объектов и других территориальных систем и отдельных сооружений народного хозяйства. В качестве основных средств инженерной защиты следует предусматривать сооружения по регулированию и отводу поверхностного стока, дренажные системы и отдельные дренажи и другие защитные сооружения. Инженерная защита территории от затопления и подтопления должна быть направлена на предотвращение или уменьшение народнохозяйственного, социального и экологического ущерба, который определяется снижением количества и качества продукции различных отраслей народного хозяйства, ухудшением гигиенических и медико-санитарных условий жизни населения, затратами на восстановление надежности объектов на затапливаемых и подтопленных территориях (пункты 1.1, 1.2 и 1.9 указанных строительных норм и правил).

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 964-пр утвержден свод правил 104.13330 "Строительные нормы и правила 2.06.15-85 "Инженерная защита территории от затопления и подтопления", с момента введения в действие которого вышеназванные строительные нормы и правила признаны не подлежащими применению. В данном своде правил приведены положения, схожие с вышеназванными положениями (пункты 4.1, 4.1.1, 4.8 и 4.9 этого свода правил).

Исходя из части 1 статьи 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Как сказано выше, к одним из таких вопросов относится вопрос организации водоснабжения и водоотведения в границах сельского поселения, в целях решения которого администрация района обладает соответствующими полномочиями, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", в том числе полномочиями на принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно, а органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Кроме того, к вопросам местного значения также относятся участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, а также организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного характера (пункты 8 и 23 части 1 статьи 14 Закона №131-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Сводом правил 104.13330 "Строительные нормы и правила 2.06.15-85 "Инженерная защита территории от затопления и подтопления" подтопление определено, как комплексный гидрогеологический и инженерно-геологический процесс, при котором в результате изменения водного режима и баланса территории происходит повышение уровня подземных вод и/или влажности грунтов, приводящие к нарушению хозяйственной деятельности на данной территории, изменению физических и физико-химических свойств подземных вод и грунтов, видового состава, структуры и продуктивности растительного покрова, трансформации мест обитания животных. Этим же документом инженерная защита территорий, зданий и сооружений определена, как комплекс сооружений и мероприятий, направленных на предупреждение отрицательного воздействия опасных геологических, экологических и других процессов на территорию, здания и сооружения, а также защиту от их последствий.

Исходя из вышеприведенных норм Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация в границах сельского поселения отведения ливневых сточных вод и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование ливневой канализации и обеспечивающих предотвращение подтопления территории сельских поселений, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения поселения, решение которого осуществляется органами местного самоуправления муниципального района в пределах своих полномочий.

В ходе рассмотрения дела факт систематического подтопления земельного участка истца сторонами не оспаривается.

Как установлено судом, по пояснениям лиц, участвующих по делу, свидетелей, что ранее под землей, в т.ч. вдоль участка истца проходила теплотрасса. В последующем была проведена новая надземная теплотрасса, и лишь под дорогами подземная, в связи с чем старая теплотрасса перестала использоваться и обслуживаться, и со слов свидетеля ФИО8, использовалась коммунальными организациями, как дренажная система для отвода воды из подвалов многоквартирных домов. Из материалов дела следует, что в собственности какой либо организации данная система не находится, ранее действовавшим коммунальным службам и иным организациям передана не была.

Истец полагает, что данная старая система теплотрассы является дренажной системой (канализацией), ссылаясь на ответ ответчика о надлежащем функционировании дренажной системы, в связи с чем истец считает, что ответчик обязан ее восстановить.

Из представленных АО «КТК» документов следует, что водоотведением на территории СП «Корткерос» занимается данная организация по системам, находящимся в их использовании и обслуживании согласно представленной схеме (л.д. 36)

При этом, испрашиваемый истцом участок «дренажной системы» не является и не являлась частью канализационной системы, что также следует из материалов инвентаризации 2000г.

Согласно положениям ст. 130, 131 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Установлено, что спорная система представляет собой лотки с трубами, являющаяся бывшей подземной теплотрассой, т.е. фактически недвижимым имуществом. Но данное сооружение, которое истец считает системой канализации, как объект недвижимости не зарегистрировано, его состояние, протяженность, возможность использования, в т.ч. в виде системы канализации – дренажной системы, не установлена.

Таким образом, суду не представлено бесспорных доказательств, что спорное сооружение как система канализации существует и находится чьем-либо балансе.

Также судом не установлено, что на земельном участке истца создается чрезвычайна ситуация, в том понимании, которое дается законодательством.

Вместе с тем, истцом с Корткеросским филиалом АО КТК подписаны технические условия на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения. Доводы представителя Корткеросского филиала АО КТК и истца, что технические условия получены только для водоотведения бытовых отходов, поскольку из технической документации прием иных вод, в т.ч. сточных ливневых, невозможен, являются необоснованными, поскольку из заявления истца на подключение к системе водоотведения и подписанных технических условий данный факт не усматривается.

При выше установленных обстоятельствах, при наличии присоединения (подключения) к системе действующего водоотведения (канализации) судом нарушений прав истца по отсутствию водоотведения не усматривается. Со слов истца после подключения к системе происходит осушение его участка, но истец настаивает на требованиях и мотивирует их тем, что ему приходится откачивать воду и нести дополнительные финансовые затраты, с чем он не согласен, в связи с чем считает АМР «Корткеросский» обязанной производить работы по водоотведению.

Кроме того, по представленным документам достоверно не установлено, что подтопление земельного участка истца происходит из-за отсутствия водоотведения или бездействия со стороны ответчика, поскольку подтопление осуществляется не только в период проливных дождей, но и в период отключения водоснабжения населения <адрес>.

Кроме того, истец обращался в АО КТК и по вопросу утечки холодного водоснабжения.

Соответственно однозначно установить причину подтопления участка истца из-за отсутствия водоотведения по имеющимся материалам не представляется возможным.

Наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (статья 123 часть 3, Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (часть первая статьи 56 ГПК Российской Федерации), и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

Фактически по материалам дела судом установлено, что истцу предоставляется Корткеросским филиалом АО «КТК» услуга по водоотведению через имеющуюся функционирующую канализационную сеть. В месте с тем к доводам истца, что водоотведение через действующую дренажную систему должно быть бесплатно, а он несет дополнительные финансовые затраты при работе им установленного насоса, при наличии подключения к системе водоотведения и отсутствии оплаты за услуги водоотведения суд относится критически, поскольку предоставляемая услуга водоотведения является возмездной.

Таким образом, в судебном заседании факта нарушения бездействием ответчика прав и законных интересов истца по владению своим имуществом либо наличия реальной угрозы нарушения этих прав, не установлено.

Кроме того, суд считает, что истцом избран неверный способ защиты своих прав по обязанию ответчика восстановить систему дренажа в испрашиваемом виде, поскольку, как установлено судом, заброшенная теплотрасса, не принадлежит ответчику, соответственно на АМР не может быть возложено обустройство не принадлежащего ему имущества.

Требования об обязании обустройства водоотведения со стороны ответчика вытекают из публичных требований и могут быть заявлены уполномоченными органами в интересах неопределенного круга лиц, в частности при устранении и возможности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В исковых требованиях Касинец И.М. к администрации МР «Корткеросский» об обязании в кратчайшие сроки восстановить систему дренажа от дренажного колодца, расположенного возле <адрес>, до дренажного колодца, расположенного по адресу: <адрес> и проводить откачку воды с земельного участка, принадлежащего истцу, до момента восстановления работоспособности дренажа, путем установки емкости и дренажного насоса, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Корткеросский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья         Буян Э.Ф.

Решение в окончательной форме принято 23 октября 2017 года

2-363/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Касинец И.М.
Ответчики
Администрация МО МР "Корткеросский"
Суд
Корткеросский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
kortsud.komi.sudrf.ru
23.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.06.2017Передача материалов судье
28.06.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.07.2017Предварительное судебное заседание
13.09.2017Судебное заседание
17.10.2017Судебное заседание
23.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее