50RS0039-01-2020-007085-35
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 августа 2020 года г.Раменское М.о.
Раменский городской суд Московской области
в составе: председательствующего судьи Бессмертновой Е.А.,
при секретаре Володиной Н.В.,
с участием представителя истца адвоката Пайгачкиной В.Ю., представителя ответчика Куприченковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4403/2020 по иску Ермоловой Е. П. к Администрации Раменского городского округа Московской области, Управлению Земельных отношений Раменского городского округа Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги, обязании принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка,
установил:
Ермолова Е.П. обратилась в суд с административным иском к Администрации Раменского городского округа Московской области о признании незаконным решения Администрации Раменского городского округа Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов»; обязании принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность за плату без проведения торгов земельного участка (л.д. 6-10). В обоснование иска указала, что <дата>г. между Ермоловой Е.П. и Управлением земельных отношений Раменского городского округа был заключен договор аренды земельного участка <номер> в отношении земельного участка, образованного из земель, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адрес: <адрес>, с кадастровым номером <номер>, площадью <...> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ИЖС. В соответствии с п. 2.1 договора, договор заключен сроком на <...> лет. Стоимость арендной платы составляет <...> вносится ежемесячно не позднее 10 числа текущего месяца. Ермолова Е.П. направила в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства. По результатам рассмотрения данного уведомления, <дата>г. Администрация Раменского городского округа выдала уведомление <номер> о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения такого объекта на земельном участке с указанием на согласование осуществления строительства с Федеральным агентством воздушного транспорта, ЛИИ им. М.М. Громова, АО «Московским авиационно-ремонтным заводом ДОСА АФ» и Главным управлением культурного наследия Московской области. По результатам проведенных согласований и рассмотрения уведомления об окончании строительства объекта ИЖС, <дата>г. Администрация Раменского городского округа выдала уведомление №UV<номер> о соответствии построенного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности. Постановлением Администрации Раменского городского округа Московской области <номер> от <дата>. указанному объекту недвижимости был присвоен почтовый адрес: <адрес>. Указанный жилой дом был поставлен на кадастровый учет, ему присвоен <номер>, право собственности в установленном законом порядке было зарегистрировано на заявителя Ермолову Е.П. <дата>г. Ермолова Е.П. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов в связи с возведением на нем объекта капитального строительства – жилого дома. Решением <номер> от <дата>. Ермоловой Е.П. в предоставлении государственной услуги «предоставление земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность без проведения торгов» было отказано по причине расположения на испрашиваемом земельном участке объекта не капитального строительства, не достижением цели предоставления арендуемого участка. Считая данное решение незаконным, Ермолова Е.П. обратилась в суд с настоящим иском.
В судебном заседании истец отсутствовала, извещалась надлежащим образом. Представитель Ермоловой Е.П. по доверенности и по ордеру адвокат Пайгачкина В.Ю. заявленные требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации Раменского городского округа Московской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, представлено мнение по иску в письменном виде.
Представитель административного ответчика Управления земельных отношений Раменского городского округа Московской области по доверенности Куприченкова А.И. в судебном заседании иск не признала, указала, что на момент осмотра на земельном участке произрастали сорные травы, возведено строение, не обладающее признаками капитального строения.
Суд, выслушав доводы представителей административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, полагает, что административный иск подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что <дата>г. между Ермоловой Е.П. и Управлением земельных отношений Раменского городского округа заключен договор аренды земельного участка <номер> в отношении земельного участка, образованного из земель, государственная собственность на который не разграничена, площадью <...> расположенного по адрес: <адрес>, с кадастровым номером <номер>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ИЖС.
Согласно п. 1.2 указанного договора земельный участок предоставлен для индивидуального жилищного строительства.
Из п. 2.1 следует, что договор заключен на 9 лет с <дата>г. по <дата>
Размер годовой арендной платы за земельный участок устанавливается по результатам аукциона в соответствии с протоколом о результатах аукциона от <дата> <номер> в размере <...>. Арендная плата вносится ежемесячно не позднее <...> числа текущего месяца.
Договор аренды заключен на 9 лет с <дата>г. по <дата>г.
Ермолова Е.П. направила в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.
<дата>г. Администрация Раменского городского округа выдала уведомление <номер> о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения такого объекта на земельном участке с указанием на согласование осуществления строительства с Федеральным агентством воздушного транспорта, ЛИИ им. М.М. Громова, АО «Московским авиационно-ремонтным заводом ДОСА АФ» и Главным управлением культурного наследия Московской области.
По результатам проведенных согласований и рассмотрения уведомления об окончании строительства объекта ИЖС, <дата>г. Администрация Раменского городского округа выдала уведомление <номер> о соответствии построенного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Постановлением Администрации Раменского городского округа Московской области <номер> от <дата> указанному объекту недвижимости был присвоен почтовый адрес: <адрес>.
Указанный жилой дом был поставлен на кадастровый учет, ему присвоен <номер>, право собственности в установленном законом порядке было зарегистрировано за заявителем Ермоловой Е.П.
<дата>г. Ермолова Е.П. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов в связи с возведением на нем объекта капитального строительства – жилого дома.
Решением <номер> от <дата>. Ермоловой Е.П. в предоставлении государственной услуги «предоставление земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность без проведения торгов» было отказано по причине расположения на испрашиваемом земельном участке объекта не капитального строительства, не достижением цели предоставления арендуемого участка.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлением Правительства Московской области от 25.04.2011 N 365/15 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, государственными органами Московской области", Законом Московской области N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", Законом Московской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений", Положением о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 N 842/27, Министерством имущественных отношений Московской области было принято распоряжение от 26.12.2018г № 15ВР-1814 об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов".
Разделом 13 Регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, среди которых п. 13.2.34 - установленный вид разрешенного использования земельного участка не соответствует его фактическому использованию.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок предназначен для индивидуального жилищного строительства.
Ермоловой Е.П. на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом площадью <...> с кадастровым номером <номер> расположенный по адресу: <адрес>, о чем в ЕГРН внесена запись <номер> от <дата>
Статья 39.16 Земельного Кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Кроме того, согласно определению Верховного Суда РФ от 30.06.2009 N 18-В09-32, в силу п. 2 той же статьи, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Таким образом, из содержания данных правовых норм следует, что вопросы приватизации земельных участков относятся к ведению Российской Федерации, и отказ в приватизации земельного участка возможен только по основаниям, установленным федеральным законодательством. При этом право выбора предоставляемого права (собственность или аренда) принадлежит указанным лицам.
В соответствии со п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к объектам капитального строительства, относятся здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В обоснование своих доводов истцом представлено техническое заключение эксперта Максимкиной И.Н., из которого следует, что принадлежащий на праве собственности Ермоловой Е.П. жилой <адрес> с кадастровым номером <номер> общей площадь. <...>. м, возведенный на предоставленном ей в аренду <дата>. земельном участке площадью <...> с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес>, Раменский городской округ, <адрес>, является объектом недвижимости и объектом капитального строительства; соответствует обязательным санитарным, градостроительным, строительным, противопожарным и другим нормам и правилам, обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта. Экспертом исследован объект недвижимости, технический план здания, подготовленный <дата>. кадастровым инженером ООО «ГеоРамень», указано, что архитектурно-планировочное решение исследуемого жилого дома на момент осмотра <дата>г. соответствует данным, отраженным в Техническом плане здания. Анализ данных публичной кадастровой карты, данных Технического плана здания, выписки из ЕГРН от <дата> (на здание) и выписки из ЕГРН от <дата>. (на земельный участок) с результатами обследования земельного участка, расположенного на участке строения и прилегающей территории показал, что исследуемый жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером <номер>. Жилой дом представляет собой одноэтажную постройку общей площадью <...> Стены исследуемого строения деревянные (каркасно-обшивные с утеплением), фундамент ленточный из монолитного ж/бетона; перекрытие деревянное; крыша двухскатная, кровля из металлического оцинкованного профлиста по деревянным стропилам и обрешетке; оконные блоки – деревянные, двери – деревянные, филенчатые; крыльцо деревянное; внутренняя отделка – обшивка деревянной вагонкой. В исследуемом доме имеется электроснабжение (Ермоловой Е.П. выданы Технические условия для присоединения к электрическим сетям, заключен договор <номер> об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям). В холодное время года в доме планируется устройство отопления от эл.конвекторов, а также устройство автономного водоснабжения (из колодца насосом) и канализации (выгребная яма). С технической точки зрения перемещение данного объекта (жилого дома) без несоразмерного ущерба его назначению невозможно.
Техническое заключение в порядке ст. 56 ГПК РФ ответчиками не оспорено, каких-либо оснований не доверять представленному техническому заключению у суда не имеется. Указанное техническое заключение суд считает возможным положить в основу судебного акта.
Таким образом, исходя из всей совокупности представленных суду доказательств, в числе которых выписка из ЕГРН, подтверждающая право собственности Ермоловой Е.П. на жилой дом, расположенный на спорном земельном участке, техническое заключение эксперта Максимкиной И.Н., анализа приведенных выше норм права, суд приходит к выводу, что на земельном участке с кадастровым номером <номер> расположен жилой дом, являющийся объектом капитального строительства.
Отказ административного ответчика в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов» не основан на положениях Административного регламента, решение от <дата>г. об отказе в предоставлении такой услуги является незаконным.
В соответствии с п.1.1 Положения об управлении земельных отношений Раменского муниципального района, утвержденного решением Совета депутатов Раменского муниципального района <номер> от <дата>., управление земельных отношений Раменского муниципального района является отраслевым органом администрации Раменского муниципального района Московской области, учрежденным в качестве юридического лица в форме казенного учреждения, осуществляющего исполнительно-распорядительную деятельность в сфере земельных отношений; разрабатывает проекты нормативных правовых актов и распорядительных документов Раменского муниципального района Московской области по вопросам формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью в сфере земельных правоотношений, в том числе готовит проекты договоров купли-продажи аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления земельными участками и иных гражданско-правовых договоров, методик расчета арендной платы в указанной сфере.
Таким образом, в соответствии с нормативно-правовыми актами, действующими на территории муниципального образования, предварительное согласование предоставления земельных участков оформляется постановлением Администрации Раменского городского округа, подготовка которого осуществляется Управлением земельных отношений Раменского городского округа Московской области.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что для устранения допущенных нарушений прав Ермоловой Е.П. надлежит обязать Администрацию Раменского городского округа Московской области принять постановление о предварительном согласовании предоставления ей в собственность за плату без проведения торгов земельного участка.
Руководствуясь гл. 22 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования удовлетворить.
Признать незаконным решение <номер> от <дата>г. Администрации Раменского городского округа Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов».
Обязать Администрацию Раменского городского округа Московской области принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность Ермоловой Е. П. за плату без проведения торгов земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <номер> площадью <...> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ИЖС, на основании заявления Ермоловой Е. П. о предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» от <дата>г.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения через Раменский городской суд.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 28 августа 2020г.