Решение по делу № 33-6273/2019 от 14.08.2019

ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело

Строкаг


            АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 сентября 2019 года г. Воронеж

Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Квасовой О.А.,

судей Глазовой Н.В., Кожевниковой А.Б.,

при секретаре Бронякиной А.А.,

с участием прокурора Беляевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Квасовой О.А.

гражданское дело по иску Кабунина Леонида Алексеевича к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» о взыскании недоплаченной ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью, возложении обязанности произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью

по апелляционной жалобе представителя ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области»

на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 09 июля 2019года

(судья Багрянская В.Ю.)

установила:

Кабунин Л.А. обратился в суд с вышеназванным иском к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области», ссылаясь на нарушение ответчиком его прав. В обоснование своих требований он указал на то, что является ликвидатором аварии на Чернобыльской АЭС, имеет II группу инвалидности, связанную с ликвидацией ее последствий, в связи с чем ответчик ежегодно и до подачи настоящего иска в суд на основании решения Центрального районного суда г. Воронежа от 28 июля 2011 года производил ему выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, предусмотренной Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1, с применением коэффициентов, утвержденных законодательством РФ; при этом ответчиком с 2016 года не были приняты во внимание положения Федерального закона от 06 апреля 2015 года №68-ФЗ, согласно которому размер индексации на 2016 год определен Правительством Российской Федерации как 1,07, в то время как ответчик индексировал выплаты на индекс 1,04. Ссылаясь на образование в связи с неверной индексацией ответчиком вышеназванной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годах, Кабунин Л.А. просил:

взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» в его пользу недоплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 52 749 рублей;

обязать ответчика произвести перерасчет выплачиваемой истцу ежемесячной суммы компенсации в возмещение вреда здоровью и производить ее выплату с ДД.ММ.ГГГГ и производить ее дальнейшую выплату с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года, исходя из индекса роста потребительских цен в соответствии с определяемым Правительством РФ коэффициентом индексации (Л.д. 2-5).

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 09 июля 2019года заявленные Кабуниным Л.А. требования удовлетворены в полном объеме (л.д.54, 55-56).

Представитель ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене состоявшегося решения как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, ссылается на то, что ежемесячная денежная компенсации в возмещения вреда здоровью выплачивается истцу на основании судебного акта, а не на основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в связи с чем подлежащие выплате Кабунину Л.А. суммы должны индексироваться в ином порядке, предусмотренном для индексации сумм, выплачиваемых по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта, предусматривающего взыскания за счет средств федерального бюджета, просит решение суда отменить, постановить новое, которым в удовлетворении заявленных истцом требований отказать (л.д. 61-63).

Прокурор в возражениях на апелляционную жалобу указывает на несостоятельность изложенных представителем ответчика доводов, законность и обоснованность постановленного решения, просит оставить его без изменения, жалобу представителя ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» - без удовлетворения (л.д. 69-70).

В судебное заседание явились: представитель истца Кабунина Л.А. – Ишков Е.А., представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» – Игнатченко В.А., прокурор Воронежской областной прокуратуры Беляева М.В..

Истец Кабунин Л.А. в судебное заседание не явился, судом был надлежащим образом извещен, в том числе путем публикации сведений на официальном сайте Воронежского областного суда, о причинах неявки не сообщил, каких-либо доказательств наличия уважительных причин отсутствия в судебное заседание не представил.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.

Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин неявки на момент рассмотрения дела, указанное лицо судебной коллегии не представило, в связи с чем на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения присутствующих лиц, судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» – Игнатченко В.А. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, в иске истцу отказать.

Представитель Кабунина Л.А. – Ишков Е.А. в судебном заседании просил приобщить к материалам дела возражения на апелляционную жалобу, в полном объеме поддержал изложенные в них доводы, настаивал на оставлении решения суда без изменения, жалобы представителя ответчика - без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора Беляевой М.В., указывающей на законность и обоснованность постановленного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.

Порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, регулируется Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В силу п.3 ст. 5 указанного Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 06 апреля 2015 года N68-ФЗ "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" действие вышеуказанной нормы первоначально было приостановлено до 1 января 2016года, а затем - до 1 января 2017 года и до 1 января 2018 года. Этим же законом определен порядок индексации выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законами №1244-1, №175-ФЗ, №2-ФЗ.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 06 апреля 2015 года N 68-ФЗ (в редакции от 19 декабря 2016 года) размер индексации выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.Как следует из разъяснений, изложенных в п. 36 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 года N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", согласно статье 318 Гражданского кодекса Российской Федерации иной порядок увеличения суммы, выплачиваемой непосредственно на содержание гражданина, может быть предусмотрен законом.

В частности, размер индексации сумм, выплачиваемых по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта, предусматривающего взыскание за счет средств федерального бюджета, может быть предусмотрен федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год (абз. 2).

Как указал Конституционный суд Российской Федерации в определении от 28 сентября 2017 года N 2101-О, реализуя дискреционные полномочия и учитывая объем финансовых средств, предусмотренный Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" на цели социальной защиты граждан, пострадавших от воздействия радиации в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, законодатель принял выраженное в оспариваемой норме (Федеральный закон от 06 апреля 2015 года N68-ФЗ) решение о приостановлении до 1 января 2016 года (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 года N 371-ФЗ - до 1 января 2017 года, а в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 года N 455-ФЗ - до 1 января 2018 года) действия части третьей статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которой размеры выплат гражданам, установленные данным Законом (включая ежемесячную компенсацию в возмещение вреда здоровью), ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

При этом приостановление действия данной нормы не означало прекращение в течение указанного хронологического периода индексации ежемесячных компенсаций в возмещение вреда здоровью, выплачиваемых заявителям. Данная выплата была проиндексирована в 2015 году с применением коэффициента 1,055 согласно пункту 1 части 1 статьи 8 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". С 1 февраля 2016 года была осуществлена индексация на разницу между названным коэффициентом и фактическим индексом роста потребительских цен за 2015 год, установленную постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2016года N 42 в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2015 года N 68-ФЗ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2016года N 42, на которое имеется ссылка в определении Конституционный суд Российской Федерации от 28 сентября 2017 года N 2101-О, установлен размер индексации 1,07 для выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", к которым на основании п. 1 ч. 1 ст. 4 вышеназванного Федерального закона относится и Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Установлено судом и из материалов дела следует, что решением Центрального районного суда г. Воронежа от 28 июля 2011 года исковые требования Кабунина Л.А. к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» удовлетворены: взысканы с ответчика в пользу истца недоплаченные суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 221 090, 82 рублей; возложена обязанность на ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» назначить и выплачивать Кабунину Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 34 625, 19 рублей с последующей индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год до изменения законодательства (л.д. 19-30).

Данным судебным постановлением, в том числе, установлено, что Кабунин Л.А. является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, инвалидом II группы вследствие данной катастрофы, а также пенсионером Министерства обороны Российской Федерации. В связи с изложенными обстоятельствами истцу производятся выплаты льгот и компенсаций на основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Разрешая заявленные истцом требования, руководствуясь вышеприведенными положениями законодательства и оценив по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что при исполнении решения Центрального районного суда г. Воронежа от 28 июля 2011 года ответчик обязан был руководствоваться положениями названного ранее Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2016года N 42, однако ошибочно осуществил Кабунину Л.А. индексацию возмещения вреда здоровью с применением коэффициента 1, 04, вместе установленного 1,07, в связи с чем, проверив представленный стороной истца расчет, удовлетворил заявленные им требования в полном объеме.

Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции. Основания и мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, приведены в мотивировочной части решения суда и, оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.

Доводы апелляционной жалобы представителя ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» о том, что подлежащие выплате Кабунину Л.А. суммы должны индексироваться в ином порядке, предусмотренном для индексации сумм, выплачиваемых по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта, предусматривающего взыскания за счет средств федерального бюджета, то есть ссылка на п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 года N 54, не могут быть приняты судебной коллегией в качестве состоятельных, поскольку основаны на неправильном толковании стороной ответчика соответствующих норм законодательства.

Судебная коллегия обращает внимание, что по своей сути положения ст.318 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются в том случае, если иное не установлено специальным законодательством. При этом отношения, возникшие между сторонами по делу, регулируются специальными нормами в рамках публично-правового механизма возмещения вреда, поскольку возмещение вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может отождествляться с какими-либо иными обязательными выплатами; особенности такого возмещения обусловлены конституционно - правовой природой соответствующих отношений, включая их длящийся характер, чем предопределяется правовой статус указанных граждан.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, иной оценке доказательств, имеющихся в материалах дела, в связи с чем не могут являться основанием для отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Воронежа от 09 июля 2019года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи коллегии

33-6273/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Кабунин Л.А.
Кабунин Леонид Алексеевич
Ответчики
ФУ ВК ВО
Суд
Воронежский областной суд
Судья
Квасова Ольга Алексеевна
Дело на странице суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
21.08.2019[Гр.] Передача дела судье
17.09.2019[Гр.] Судебное заседание
07.10.2019[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2019[Гр.] Передано в экспедицию
22.07.2020Передача дела судье
22.07.2020Судебное заседание
22.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2020Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее