РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
01 июня 2018 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе:
председательствующего Соболевой Ж.В.
РїСЂРё секретаре Ррлица Р.Рџ.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело в„– РїРѕ РёСЃРєСѓ Лысенко Р¤РРћ7 действующей РІ интересах Р¤РРћ12 Лаврентьевны Рє Администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Тольятти Рѕ предоставлении жилого помещения РІРѕ внеочередном РїРѕСЂСЏРґРєРµ,
установил:
Рстица обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј, РІ котором просила обязать администрацию Рі.Рѕ. Тольятти предоставить Р¤РРћ26 РІРЅРµ очереди жилое помещение РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма РЅР° состав семьи РѕРґРёРЅ человек.
Р’ судебном заседании истица Рё ее представитель Лебедева Рћ.Р’., действующая РїРѕ устному ходатайству, исковые требования поддержали. РЎСѓРґСѓ пояснили, что Р¤РРћ13., РЅР° основании решения Центрального райсуда Рі.Тольятти РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ была восстановлена РІ списках нуждающихся РІ жилых помещениях муниципального жилищного фонда РїРѕ Рї.4 С‡.1 СЃС‚.51 Р–Рљ Р Р¤. ДД.РњРњ.ГГГГ Р¤РРћ14. РІ лице опекуна Лысенко Р•.Рњ. обратилась РІ администрацию Рі.Рѕ. Тольятти СЃ заявлением Рѕ предоставлении жилья, однако ответчик РїРёСЃСЊРјРѕРј РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ сообщил РёРј, что жилое помещение будет предоставлено РїРѕ поступлению денежных средств РёР· федерального или областного бюджетов. Считают, что данным отказом ответчик нарушает права Р¤РРћ27 поскольку реализация права истицы РЅР° внеочередное обеспечение жилым помещением РЅРµ может зависеть РѕС‚ времени поступления денежных средств. РџСЂРѕСЃСЏС‚ удовлетворить исковые требования РІ полном объеме.
Представитель ответчика администрации г.о.Тольятти Колмакова М.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Суду пояснила, что обеспечение жилыми помещениями граждан, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, входящих в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № является расходным обязательством РФ, однако финансирование из федерального и областного бюджетов на приобретение (строительство) жилья гражданам данной категории в бюджет города поступает. Обеспечение истицы жилым помещением будет осуществляться при поступлении средств из федерального или областного бюджетов. В удовлетворении иска просила отказать.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья обозначен федеральным законодательством.
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Рнвалиды Рё семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся РІ улучшении жилищных условий, вставшие РЅР° учет после 1 января 2005 РіРѕРґР°, обеспечиваются жилым помещением РІ соответствии СЃ жилищным законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Рнвалидам может быть предоставлено жилое помещение РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма общей площадью, превышающей РЅРѕСЂРјСѓ предоставления РЅР° РѕРґРЅРѕРіРѕ человека (РЅРѕ РЅРµ более чем РІ РґРІР° раза), РїСЂРё условии, если РѕРЅРё страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст.6 ФЗ РФ № 189 от 29.12.2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан, в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В соответствии с подп.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.Согласно п.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ.
РЎСѓРґРѕРј установлено, что Р¤РРћ15 ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, является инвалидом первой РіСЂСѓРїРїС‹ РїРѕ общему заболеванию. Согласно справке Р’Рљ в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ ГБУЗ РЎРћ «Тольяттинский психоневрологический диспансер» заболевание Р¤РРћ18 РІС…РѕРґРёС‚ РІ перечень тяжелых форм хронических заболеваний, РїСЂРё которых невозможно совместное проживание граждан РІ РѕРґРЅРѕР№ квартире, утвержденный постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– Рё подпадает РїРѕРґ действие СЃС‚.58 Р–Рљ Р Р¤ – предоставление жилого помещения общей площади, превышающей РЅРѕСЂРјСѓ предоставления РЅР° РѕРґРЅРѕРіРѕ человека, РЅРѕ РЅРµ более чем РІ РґРІР° раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего РѕРґРЅРѕР№ РёР· тяжелых форм хронических заболеваний, указанных РІ предусмотренном Рї.4 С‡. 1 СЃС‚.51 Р–Рљ Р Р¤ перечне.
ДД.РњРњ.ГГГГ РЅР° основании решения Центрального районного СЃСѓРґР° Рі. Тольятти Р¤РРћ16. была признана недееспособной. РќР° основании распоряжения заместителя главы Рі.Рѕ. Тольятти РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-СЂ/Р· над Р¤РРћ17 установлена опека, Лысенко Р•.Рњ. назначена её опекуном.
Распоряжением заместителя главы Рі.Рѕ. Тольятти РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-СЂ/5 «Об отказе РІ принятии граждан РЅР° учет РІ качестве нуждающихся РІ жилых помещениях» Р¤РРћ19 было отказано РІ принятии РЅР° учет РІ качестве нуждающихся РІ жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ предоставлением документов, РЅРµ подтверждающих право состоять РЅР° учете РІ качестве нуждающихся РІ жилых помещениях РЅР° основании Рї.2 С‡.1 СЃС‚.54 Р–Рљ Р Р¤.
Решением Центрального райсуда Рі.Тольятти РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ гражданскому делу РїРѕ РёСЃРєСѓ Лысенко Р•.Рњ., действующей РІ интересах Р¤РРћ20 Рє администрации Рі.Рѕ.Тольятти Рѕ признании отказа РІ принятии граждан РЅР° учет РІ качестве нуждающихся РІ жилом помещении незаконным, обязании принять РЅР° учет нуждающихся РІ жилом помещении, распоряжение заместителя главы Рі.Рѕ. Тольятти РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-СЂ/5 РІ части отказа РІ принятии Р¤РРћ21 ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения РІ качестве нуждающейся РІ жилом помещении признано незаконным. РЎСѓРґ обязал администрацию Рі.Рѕ.Тольятти восстановить Р¤РРћ22 РІ СЃРїРёСЃРєРµ нуждающихся РІ жилом помещении РїРѕ основаниям, предусмотренным Рї. 4 С‡.1 СЃС‚.51 Р–Рљ Р Р¤. Решение СЃСѓРґР° вступило РІ законную силу ДД.РњРњ.ГГГГ.
Представитель ответчика РЅРµ оспаривает право истицы РЅР° получение жилого помещения РІРѕ внеочередном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РІ соответствии СЃ Рї.3 С‡.2 СЃС‚.57 Р–Рљ Р Р¤, однако считает, что жилое помещение Р¤РРћ23 будет предоставлено РїРѕ поступлению денежных средств РёР· федерального Рё/или областного бюджета.
РЎСѓРґ РЅРµ может согласиться СЃ доводами представителя администрации Рі.Рѕ. Тольятти, так как РѕРЅРё РЅРµ имеют РїРѕРґ СЃРѕР±РѕР№ правового обоснования, поскольку право Р¤РРћ24. РЅР° обеспечение жилым помещением РІРѕ внеочередном РїРѕСЂСЏРґРєРµ предусмотрено действующим законодательством - С‡.2 СЃС‚.57 Р–Рљ Р Р¤ Р–Рљ Р Р¤ Рё Федеральным законом РѕС‚ 24.11.1995 N 181-ФЗ "Рћ социальной защите инвалидов РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации", Рё реализация этого права РЅРµ может быть поставлена РІ зависимость РѕС‚ каких-либо дополнительных факторов. Доводы ответчика Рѕ наличии иных лиц, имеющих право РЅР° внеочередное улучшение жилищных условий, принятых РЅР° учет ранее истицы, СЃСѓРґ РЅРµ может принять РІРѕ внимание, поскольку действующее РЅР° настоящий момент жилищное законодательство РЅРµ ставит право РЅР° внеочередное предоставление жилья РІ зависимость РѕС‚ наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право РЅР° получение жилой площади РІРЅРµ очереди, РѕС‚ обеспечения жильем РґСЂСѓРіРёС… очередников, РѕС‚ времени постановки РЅР° учет РІ качестве нуждающихся РІ улучшении жилищных условий, РѕС‚ включения РІ СЃРїРёСЃРѕРє граждан, имеющих право РЅР° получение жилого помещения РІРЅРµ очереди (СЃРїРёСЃРѕРє внеочередников), тем более РѕС‚ времени включения РІ СЃРїРёСЃРѕРє. Нет РІ действующем жилищном законодательстве Рё указаний РЅР° предоставление жилья РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ очередности лицам равной категории. Отсутствие РІ законодательстве указания РЅР° СЃСЂРѕРє, РІ течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право РЅР° его внеочередное предоставление, свидетельствует Рѕ том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права РЅР° получение жилого помещения РІРЅРµ очереди, Р° РЅРµ РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ какой-либо очереди.
Таким образом, отказ Администрации г.о. Тольятти в предоставлении жилого помещения со ссылкой на льготную очередь, нарушает гарантированное ч.2 ст.57 ЖК РФ право истца на внеочередное получение жилья.
Р¤РРћ25 РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ признана нуждающейся РІ улучшении жилищных условий Рё принята РЅР° учет РЅР° внеочередное получение жилого помещения РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма, соответственно органы исполнительной власти Рё органы местного самоуправления обязаны обеспечить ее жильем.
Доводы представителя Администрации г.о. Тольятти о том, что они не являются надлежащими ответчиками по делу, суд считает несостоятельными, поскольку органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий. Поскольку истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении после ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, при реализации его права на получение жилого помещения в силу положений части 3 статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", части 2 статьи 49 и пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации он имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, то есть, реализуют это право через органы местного самоуправления.
Оценивая доказательства, РІ совокупности, СЃСѓРґ считает необходимым обязать администрацию РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Тольятти предоставить Р¤РРћ11. РІРЅРµ очереди жилое помещение РЅР° состав семьи РѕРґРёРЅ человек РїРѕ установленным нормам, действующим РЅР° момент предоставления жилья.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56,192-198 ГПК РФ, суд,
решил:
РСЃРє удовлетворить.
Обязать Администрацию РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Тольятти предоставить Р¤РРћ10, ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения РЅР° состав семьи РѕРґРёРЅ человек РІРЅРµ очереди жилое помещение РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма РїРѕ установленным нормам, действующим РЅР° момент предоставления жилья.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.Тольятти.
Председательствующий: подпись Соболева Ж.В.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
<данные изъяты>