Решение по делу № 33а-347/2021 от 28.12.2020

Судья Сааринен И.А.

№ 33а-347/2021

10RS0011-01-2020-013496-67

2а-6786/2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 февраля 2021 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Данилова О.И.,

судей Соляникова Р.В., Кудряшовой Е.П.

при ведении протокола помощником судьи Макаршиной А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 19 ноября 2020 г. по административному исковому заявлению Герчиной Марии Михайловны к Администрации Петрозаводского городского округа о признании незаконным бездействия, понуждении совершить определенные действия.

Заслушав доклад судьи Соляникова Р.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что Герчина М.М. является матерью Герчина Михаила, 22 марта 2019 года рождения, имеет статус матери-одиночки, с 23 сентября 2020 г. приступила к работе на условиях неполного рабочего дня, в связи с чем обратилась в Администрацию Петрозаводского городского округа (далее – Администрация) с заявлением о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении (далее – МДОУ) в ближайшем к месту ее жительства - микрорайон «Перевалка», в чем ей было отказано в связи с отсутствием мест для детей в возрасте от 1 года до 2 лет.Полагая, что тем самым нарушается право на обеспечение ее ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении вблизи места жительства, административный истец просила возложить на Администрацию обязанность предоставить ее ребенку место в МДОУ на территории Петрозаводского городского округа с учетом территориальной доступности в группе полного дня (12 часового пребывания) с момента вступления решения суда в законную силу, а в случае не предоставления места в МДОУ в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу – возложить на административного ответчика обязанность по оплате за его содержание в ином (негосударственном) образовательном учреждении в соответствии с ч.4 ст.67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе административный истец просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление и принять новое решение об удовлетворении административного иска, поскольку судом первой инстанции не было принято во внимание, что ее ребенок достиг возраста для обеспечения его местом в МДОУ для получения дошкольного образования в апреле 2020 г., с апреля 2019 г. состоит на учете в органах местного самоуправления для предоставления места в МДОУ, воспитывается одной матерью, в связи с чем предоставление места в МДОУ без учета территориальной доступности создает препятствия для его трудоустройства на условиях полного рабочего дня. Указывая, что с учетом права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных и муниципальных учреждениях, установлена обязанность органов местного самоуправления обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня, в связи с чем орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в МДОУ, своевременно принимать меры к увеличению их числа. Обращает внимание на неприменение судом первой инстанции положений Конвенции о правах ребенка.

В суде апелляционной инстанции административный истец поддержала доводы апелляционной жалобы.

Административный ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд своего представителя не направил.

Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из дела следует, что сын административного истца (...), (...) года рождения, 23 апреля 2019 г. был зарегистрирован в базе данных об очередности по устройству детей в муниципальное дошкольное образовательное учреждение под номером очереди на дату регистрации 8156.

К категории детей, подлежащих первоочередному приему в образовательное учреждение, ребенок отнесен с 31 июля 2020 г. - даты представления подтверждающего документа.

9 сентября 2020 г. административный истец, как имеющая в силу пп. 1 п. 14 ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» право на первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях по месту жительства, обратилась в Администрацию с соответствующим заявлением.

Уведомлением от 6 октября 2020 г. административный ответчик сообщил о том, что в районе проживания административного истца – «(...)» сформирована одна группа для детей возраста от 1 до 2 лет в МДОУ «(...)», которая на момент рассмотрения заявления полностью укомплектована.

В связи с отказом административного истца от предложенных ей мест в иных образовательных учреждениях, она была уведомлена о том, что вопрос об устройстве ее ребенка будет рассмотрен комиссией по комплектованию детских садов в порядке льготной очереди.

Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие мест в образовательном учреждении по месту жительства административного истца по причине приема туда детей в льготном порядке в соответствии с очередностью влечет невозможность устройства ее ребенка в это учреждение.

Судебная коллегия с данным выводом суда соглашается.

Частью 2 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ гарантировано право каждого на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесен к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (п. 1 ч. 1 ст. 9 того же закона).

В силу ч. 3 ст. 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

При этом в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 5 и 6 настоящей статьи и ст. 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (ч. 4 ст. 67 названного закона).

В силу п.п. 9, 19 и 20 Рекомендаций по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенных в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 08-1063, список детей, нуждающихся в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении с 1 сентября текущего календарного года, формируется на определенную дату;дети, родители которых заполнили заявление о постановке на учет после установленной даты, включаются в список детей, которым место необходимо предоставить с 1 сентября следующего календарного года; при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях родителям могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка; при отказе родителей или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных учреждений изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет.

В случае, если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в дошкольном образовательном учреждении ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (п. 21 названных рекомендаций).

Приведенные выше нормы не предусматривают обязанность органа местного самоуправления обеспечить место в избранном законным представителем ребенка дошкольном учреждении в условиях отсутствия в нем мест при наличии возможности обеспечения местом ребенка в аналогичных и иных расположенных на территории муниципального образования детских дошкольных учреждениях.

В соответствии с п. 3.6.3 Административного регламента Администрации Петрозаводского городского округа по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)», утвержденного постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 20 декабря 2019 г. № 3571, комплектование образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее – ДОО)детьми осуществляется членами комиссии по комплектованию муниципальных бюджетных образовательных организаций Петрозаводского городского округана основании очереди с учетом:а) даты постановки ребенка на учет в очереди;б) возрастных категорий детей;в) права на внеочередной (или первоочередной) прием ребенка в дошкольное образовательное учреждение;г) наличия свободных мест в ДОО для каждой возрастной категории детей.При комплектовании ДОО возрастная категория детей определяется по количеству полных лет, исполнившихся ребенку по состоянию на 31 августа текущего календарного года.

При комплектовании сначала рассматриваются заявления заявителей, имеющих права на внеочередной (или первоочередной) прием ребенка в ДОО, затем рассматриваются заявления заявителей, состоящих на учете в очереди на общих основаниях (п. 3.6.4 названного регламента).

В свою очередь п. 3.6.6 того же Регламента предусмотрено, что в случае отсутствия свободных мест в приоритетных для заявителя ДОО, указанных в заявлении, председатель или иной член комиссии информирует об этом заявителя посредством телефонной связи и предлагает заявителю место в другом ДОО на территории Петрозаводского городского округа, имеющем свободные места.

Установив соблюдение административным ответчиком приведенной выше последовательности действий, приняв во внимание, что на дату комплектации ДОО документ о наличии права на первоочередное предоставление места в ДОО по месту жительства административным истцом представлен не был, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований в заявленной формулировке не имеется.

Возложение обязанности на Администрацию предпринять меры по зачислению ребенка административного истца в единственное в районе ее проживания ДОО привело бы к нарушению требований п. 1.9 действовавшего в период возникновения спорных правоотношений СанПиН 2.4.1.3049-13, в соответствии с которыми количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой комнаты - для групп раннего возраста (до трех лет) - не менее 2,5 кв.м на одного ребенка и для дошкольного возраста (от трех до семи лет) - не менее 2 кв.м, и повлекло бы нарушение прав других лиц на образование.

Обоснованно отказано судом и в удовлетворении требований о возложении на Администрацию обязанности по оплате за содержаниеребенка административного истца в ином (негосударственном) образовательном учреждении, поскольку вариативность форм получения дошкольного образования в случае невозможности зачисления ребенка в ДОО не предполагает производство обозначенной выплаты.

Судом правильно отмечено, что формой материальной поддержки в рассматриваемом случае является денежная выплата, предусмотренная решением Петрозаводского городского Совета от 9 июня 2011 г. № 27/03-70 «О денежной выплате малообеспеченным гражданам, имеющим детей в возрасте от полутора до трех лет, не получившим направление Администрации Петрозаводского городского округа на зачисление в образовательную организацию, реализующую основную общеобразовательную программу дошкольного образования, либо получившим такое направление с правом зачисления ребенка в такую образовательную организацию с начала очередного учебного года», которая, как усматривается из дела, назначена административному истцу.

По изложенным мотивам решение суда является законным, а оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 19 ноября 2020 г. по настоящему делуоставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33а-347/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Герчина Мария Михайловна
Ответчики
Администрация Петрозаводского городского округа
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Соляников Роман Викторович
Дело на сайте суда
vs.kar.sudrf.ru
29.12.2020Передача дела судье
04.02.2021Судебное заседание
25.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.02.2021Передано в экспедицию
04.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее