Решение по делу № 2-134/2019 от 08.04.2019

Дело № 2-134/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Мороковой О.В.

при секретаре Лихачевой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

22 апреля 2019 года гражданское дело по иску Тороповой Н.Н. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) о включении в стаж, дающий право на досрочное назначения страховой пенсии, периодов нахождения на курсах повышения квалификации, семинаре, донорских дней

установил:

Торопова Н.Н. обратилась в суд к ГУ УПФР в Прилузском районе с иском о включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации, семинара, донорских дней в льготный стаж для назначения досрочной страховой пенсии. Заявленные требования мотивированы тем, что обращалась в УПФ РФ в Прилузском районе (межрайонное) за досрочным назначением пенсии. Решением УПФР от 09.08.2016 года в назначении пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной деятельности. При этом, в стаж лечебной деятельности не засчитаны периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 22.01.2003 по 18.02.2003, с 25.11.2008 по 26.12.2008, с 10.09.2013 по 11.10.2013, с 14.04.2014 по 18.04.2014, с 03.04.2018 по 13.04.2018, участие на семинаре 25.04.2007, донорские дни с 18.12.2014 по 19.12.2014, с 25.11.2015 по 28.11.2015, 13.03.2016, 27.03.2016, 26.06.2016, 27.11.2016, 09.07.2017, 22.10.2017, 25.11.2017, 12.02.2017, 23.02.2017, 04.06.2017, 19.08.2018, 01.04.2018. Не согласившись с данным решением, Торопова Н.Н. обратилась в суд с настоящим иском.

В судебном заседании Торопова Н.Н.не присутствует, извещена надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела, в иске просила рассмотреть дело без её участия.

Представитель ответчика Потапова С.А., действующая по доверенности от 18.01.2019 года, в суде с требованиями Тороповой Н.Н. не согласна по основаниям, представленным в возражениях.

Выслушав правовую позицию представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев пенсионное дело Тороповой Н.Н., суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно данной норме закона одним из условий назначения страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781, Правила N 781).

Согласно пункта 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Материалами дела установлено, что 11 июля 2016 года Торопова Н.Н. обратилась в ГУ УПФР в Прилузском районе (межрайонное) с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ УПФ РФ в Прилузском районе (межрайонное) 09.08.2016 Тороповой Н.Н. отказано в установлении пенсии ввиду недостаточности требуемого стажа работы в связи с лечебной деятельностью.

Документами, имеющимися в материалах пенсионного дела, подтвержден стаж работы истца в связи с лечебной деятельностью, осуществляемой в сельской местности по состоянию на день обращения – 20 лет 09 месяцев 29 дней, при этом в лечебный стаж ответчиком не включены периоды нахождения Тороповой Н.Н. на курсах повышения квалификации с 22.01.2003 по 18.02.2003, 25.11.2008 по 26.12.2008, 10.09.2013 по 11.10.2013, 14.04.2014 по 18.04.2014, 03.04.2018 по 13.04.2018, на семинаре 25.04.2007, донорские дни с 18.12.2014 по 19.12.2014, 25.11.2015 по 28.11.2015, 13.03.2016, 27.03.2016, 26.06.2016, 27.11.2016, 09.07.2017, 22.10.2017, 25.11.2017, 12.02.2017, 23.02.2017, 04.06.2017, 19.08.2018, 01.04.2018.

Не согласившись с решением УПФР, Торопова Н.Н. обратилась в суд с иском, в котором просит включить в стаж лечебной деятельности периоды нахождения на курсах повышения квалификации, семинаре и донорские дни.

Рассматривая требования истца в части включения в льготный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации и семинаре, суд руководствуется следующим.

В соответствии с абзацем 1 ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Из уточняющей справки ГУЗ РК «Койгородская ЦРБ» следует, что Торопова Н.Н. с 01 июня 1996 по 10 июля 2016 года работала в должности фельдшера отделения скорой медицинской помощи ГУЗ РК «Койгородская ЦРБ».

В пункте 4 Списка N 781 от 29.10.2002 г. поименована должность "фельдшер", а также указаны больницы всех наименований.

Следовательно, должность истца входит в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения

Материалами дела установлено, что в период работы у истца были отвлечения от лечебной деятельности.

Так, с 22.01.2003 по 18.02.2003, 25.11.2008 по 26.12.2008, 10.09.2013 по 11.10.2013, 14.04.2014 по 18.04.2014, 03.04.2018 по 13.04.2018 истец находилась на курсах повышения квалификации, 25.04.2007 – на семинаре, что подтверждается приказами о направлении работка в командировку и лицевыми счетами.

Согласно ст. 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель.

В силу ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

В силу пункта 2 части 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (подпункт 8 пункта 1 статьи 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).

Поскольку в указанные периоды истец продолжала работать и за ней сохранялась средняя заработная плата на период нахождения на семинарах и курсах, с которой работодатель осуществлял отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, на повышение квалификации и семинары она направлялась работодателем на основании соответствующих приказов, что связано с особенностями осуществления трудовой деятельности имеются основания для зачета исключенных периодов в лечебный стаж истца.

При этом, учитывая, что периодам нахождения на курсах повышения квалификации с 22.01.2003 по 18.02.2003, 25.11.2008 по 26.12.2008, 10.09.2013 по 11.10.2013, 14.04.2014 по 18.04.2014, 03.04.2018 по 13.04.2018 и семинаре 25.04.2007 года предшествовали периоды работы Тороповой Н.Н., исчисляемые в календарном порядке, то суд приходит к выводу о включении спорных периодов в специальный стаж в календарном исчислении.

Рассматривая требования Тороповой Н.Н. о включении в специальный стаж донорских дней, суд исходит из следующего.

Исходя из приказов от 11.12.2014, от 27.10.2015, от 25.03.2016, от 29.06.2016, от 30.11.2016, от 17.02.2017, от 09.06.2017, от 18.07.2017, от 20.10.2017, от 19.03.2018 Тороповой Н.Н. были предоставлены донорские дни.

В соответствии со статьей 186 Трудового кодекса Российской Федерации
(в ред., действовавшие в спорные периоды времени) в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. В случае, если по соглашению с работодателем работник в день сдачи крови и ее компонентов вышел на работу (за исключением тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, когда выход работника на работу в этот день невозможен), ему предоставляется по его желанию другой день отдыха. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов. При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.

В соответствии с Федеральным законом "О донорстве крови и ее компонентов" N 125-ФЗ от 20 июля 2012 года, донорство крови и ее компонентов, которые используются для медицинской помощи и могут быть получены только от человека, является свободно выраженным добровольным актом гражданина, при этом гражданин совершает этот акт с риском для собственного здоровья в интересах охраны жизни и здоровья других людей, а значит, в интересах государства и общества в целом, в связи с чем государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья, донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предопределяет обязанности по отношению к донорам как государства, так и организаций независимо от форм собственности.

С учетом системного толкования приведенных выше положений законодательства, донорские дни засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку в эти дни за истцом сохраняется средний заработок и место работы.

Следовательно, в лечебный стаж истца подлежат включению в календарном исчислении донорские дни с 18.12.2014 по 19.12.2014, 25.11.2015 по 28.11.2015, 13.03.2016, 27.03.2016, 26.06.2016, 27.11.2016, 09.07.2017, 22.10.2017, 25.11.2017, 12.02.2017, 23.02.2017, 04.06.2017, 19.08.2018, 01.04.2018.

Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Тороповой Н.Н. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) о включении в стаж, дающий право на досрочное назначения страховой пенсии, периодов нахождения на курсах повышения квалификации, семинаре, донорских дней - удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) включить в стаж Тороповой Н.Н. в связи с лечебной деятельностью в календарном исчислении периоды:

- нахождения на курсах повышения квалификации: с 22.01.2003 года по 18.02.2003 года, с 25.11.2008 года по 26.12.2008 года, с 10.09.2013 года по 11.10.2013 года, с 14.04.2014 года по 18.04.2014 года, с 03.04.2018 года по 13.04.2018 года;

- участия в семинаре 25.04.2007 года;

- донорские дни с 18.12.2014 года по 19.12.2014 года, с 25.11.2015 года по 28.11.2015 года, 13.03.2016 года, 27.03.2016 года, 26.06.2016 года, 27.11.2016 года, 09.07.2017 года, 22.10.2017 года, 25.11.2017 года, 12.02.2017 года, 23.02.2017 года, 04.06.2017 года, 19.08.2018 года, 01.04.2018 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня принятия настоящего решения.

Председательствующий

2-134/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Торопова Наталия Николаевна
Ответчики
Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное)
Суд
Прилузский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
priluz.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2020Дело оформлено
25.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее