Дело № 2-3727/2023 Председательствующий – Калиматова З.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-617/2024
2 апреля 2024 г. г. Магас
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего – Дзаитова М.М.,
судей – Горокаевой Х.А. и Кориговой М.М.,
при секретаре судебного заседания Анташкиевой Х.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Эгиева Исраила Султангиреевича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии решения о постановке на жилищный учет, и возложении обязанности рассмотреть рапорт о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом даты подачи рапорта
по апелляционной жалобе МВД по Республике Ингушетия на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 7 июня 2023 г.
Заслушав доклад судьи Дзаитова М.М., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Эгиев И.С. обратился в Магасский районный суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что с 2010 года по настоящее время проходит службу в органах внутренних дел МВД по Республики Ингушетия. В период прохождения службы 5 февраля 2013 г. он подавал рапорт на имя министра внутренних дел по Республике Ингушетия с просьбой принять его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья в рамках реализации Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Однако 4 апреля 2022 г. из письма МВД по Республике Ингушетия он узнал, что не состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то есть по его рапорту не было принято решение.
Полагая свои жилищные права нарушенными, уточнив требования, просил суд признать незаконным бездействие МВД по Республике Ингушетия, обязать рассмотреть в установленный законом срок его рапорт от 5 февраля 2013 г., восстановить его в соответствующей очереди на получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не позднее 5 апреля 2013 г., обязать в случае отсутствия в архивах рапорта с приложенными документами от 5 февраля 2013 г. и протокола о постановке его на учет принять у него имеющиеся документы за 2013 г.
Решением Магасского районного суда от 7 июня 2023 г. исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель МВД по Республике Ингушетия Коригов Д.М. ставит вопрос об отмене указанного решения, ссылаясь на то, что выводы суда основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика Коригова Д.М., поддержавшего доводы жалобы, представителя истца Гаракоева М.И., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела не допущены нарушения такого характера.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из разъяснений, данных в постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 г., следует, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требования решение отвечает.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в целях улучшения жилищных условий что 5 февраля 2013 г. Эгиев И.С. обратился к ответчику с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом состава семьи из 5-ти человек с приложением всех необходимых документов, что подтверждается копией заявления с соответствующей отметкой МВД по Республике Ингушетия.
Из письма МВД по Республике Ингушетия от 2 мая 2022 г. следует, что истец не состоит на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. При этом в архивах ЖБК МВД по Республике Ингушетия отсутствует протокол и рапорт о постановке истца на данный учет.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, граждан РФ, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно ч. 1 ст. 4 этого закона сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника органов внутренних дел на единовременную социальную выплату признаётся при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 2 ст. 4); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (п. 2 ч. 2 ст. 4); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (п. 3 ч. 2 ст. 4); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжёлой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности (п. 4 ч. 2 ст. 4); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (п. 5 ч. 2 ст. 4); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке (п. 7 ч. 2 ст. 4).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учёт в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 6 ст. 4 Федерального закона N 247-ФЗ).
Частью 4 ст. 4 Федерального закона N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учётом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчёта её размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством РФ (ч. 5 ст. 4 Федерального закона N 247-ФЗ).
Во исполнение нормы ч. 5 ст. 4 Федерального закона N 247-ФЗ Правительством РФ принято постановление от 30 декабря 2011 г. N 1223, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
Согласно п. 5 Правил принятие сотрудника на учёт для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы: копия финансового лицевого счёта, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи. В случае, если по независящим обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "а" названного пункта), копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи (подпункт "б" названного пункта), копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака) (подпункт "в" названного пункта), копия (копии) свидетельства о рождении ребёнка (детей) сотрудника (подпункт "г" названного пункта), справка о стаже службы сотрудника в органах внутренних дел в календарном исчислении (подпункт "д" названного пункта), копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы (подпункт "е" названного пункта), копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации) (подпункт "ж" названного пункта), копия документа, удостоверяющего статус Героя Российской Федерации (в случае если сотрудник удостоен звания Героя Российской Федерации) (подпункт "з" названного пункта), копия документа, подтверждающего участие в боевых действиях на территории Афганистана (в случае если сотрудник является ветераном боевых действий на территории Афганистана) (подпункт "и" названного пункта).
Копии документов, указанные в п. 5 Правил, должны быть заверены в соответствии с законодательством Российской Федерации или представлены с предъявлением подлинников документов (п. 6 Правил).
Для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учёт для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (далее - комиссия, п. 10 Правил).
Решение о принятии (отказе в принятии) сотрудников на учёт для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией по предоставлению сотрудникам единовременной социальной выплаты, образованной правовым актом федерального органа исполнительной власти, не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных п. 5 Правил (подп. "в" п. 14, п. 10, п. 15 Правил).
Согласно п. 16 Правил отказ в принятии сотрудника на учёт для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведённой комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учёт.
По смыслу приведённых нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определённых ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 247-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учёт при отсутствии соответствующих условий. Срок принятия указанных решений – 2 месяца.
Разрешая по существу заявленные требования, суд первой инстанции, указав, что рапорт истца от 5 февраля 2013 г. о постановке на учет в составе семьи из 5-ти человек жилищно-бытовой комиссией МВД Республике Ингушетия не рассмотрен, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Из представленного суду апелляционной инстанции журнала учета рапортов № 265, заведенного за период с 9 января 2013 г. по 1 ноября 2013 г., усматривается, что рапорт истца Эгиева И.С. принят 12 февраля 2013 г. под номером 766.
Проанализировав приведенные выше нормы законодательства и оценив применительно к ним изложенные обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, а также надлежащей оценки имеющихся в деле доказательств, которым подтверждены обстоятельства, на которые ссылается истец.
Ссылки в жалобе на иное толкование закона относительно данного спора также не может повлечь отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку при рассмотрении данного спора установлены иные фактические обстоятельства, имеющие правовое значение для дела.
Иные доводы выводы судов объективно не опровергают, обстоятельства по делу установлены правильно, требования разрешены в соответствии с нормами закона и представленными доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на его обоснованность и законность, ввиду чего изложенные в ней доводы не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 7 июня 2023 г. по делу по исковому заявлению Эгиева Исраила Султангиреевича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии решения о постановке на жилищный учет, и возложении обязанности рассмотреть рапорт о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом даты подачи рапорта оставить без изменения.
Апелляционную жалобу МВД по Республике Ингушетия оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Подлинное за надлежащими подписями
Верно:
Судья Дзаитов М.М.