Решение по делу № 2а-1629/2021 от 15.10.2020

Дело Уа- 1629/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Красноярск 22 июня 2021 года

Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Кравченко О.Е.

при секретаре Кельм Д.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Наливкина Т.В. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании отказа незаконным и возложении обязанности;

У С Т А Н О В И Л:

Наливкина Т.В. обратилась в суд с административным иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным решения органа местного самоуправления. Требования мотивирует тем, что она является собственником жилого помещения – Х многоквартирном жилом доме расположенном по адресу: Х с целью оформления прав на земельный участок, занимаемый многоквартирным жилым домом, она обратилась с заявлением об образовании земельного участка необходимого в целях эксплуатации многоквартирного жилом дома по Х в целях оформления земельного участка в собственность, в котором ей было отказано. Земельный участок с кадастровым номером У под многоквартирным жилым домом не сформирован, при этом, право общей долевой собственности возникает у собственников помещений в МКД после формирования земельного участка под многоквартирным домом и проведения его государственного кадастрового учета. Образование одного земельного участка для нескольких многоквартирных жилых домов не соответствует положениям ст. 36 Жилищного кодекса РФ. Формирование земельного участка относится к области публичных правоотношений, органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе отказаться от ее выполнения. Считает, что отказ в формировании земельного участка под МКД является незаконным, нарушающим ее права и законные интересы.

В судебное заседание административный истец, ее представитель не явились, были уведомлены о дне, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, в котором заявленные требования поддерживали.

Представитель ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, будучи надлежащим образом уведомленным, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении не предоставил, ранее представил в суд письменный отзыв.

Заинтересованные лица ООО УК «ЖСК», ООО «ЭнергоАудитИнвест», МП «МУК Красняорская», Злотникова В.И., в судебное заседание не явились представителей не направили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не представляли.

Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле о дне, времени и месте его рассмотрения, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся административного истца, ответчика и заинтересованного лица по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами (часть 13 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 189-ФЗ) закреплен специальный порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен.

Из пунктов 2, 3, 5 названной статьи следует, что переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома состоит из двух этапов: формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.

В силу частей 2 и 5 статьи 16 Закона № 189-ФЗ земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

В соответствии с частью 4 статьи 16 Закона № 184 образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.

Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что публичный орган обязан подготовить документацию по планировке территории, в состав которой входит проект межевания территории квартала, в соответствии с правилами Градостроительного кодекса Российской Федерации, после чего сформировать участок, который переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. №12-11).

Осуществляя свои дискреционные полномочия в области правовой регламентации отношений, объектом которых являются земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах - исходя из правовой природы общего имущества многоквартирных домов как имущества, не имеющего самостоятельной потребительской ценности и предназначенного в первую очередь для обеспечения возможности пользования указанными помещениями, - установил в ЖК РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36), а в Законе № 189-ФЗ - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Наливкиной Т.В. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: Х.

В сентябре 2020 года Наливкина Т.В. обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: Х

Согласно ответу Департамента муниципального имущества и земельных отношений У от 00.00.0000 года, по обращению Наливкиной Т.В. указано, что МКД по Х расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером Х, который стоит на кадастровом учете с видом разрешённого использования – занимаемый многоквартирным жилым домом, при этом указано, что образование испрашиваемого земельного участка под МКД №Х возможно при условии раздела существующего земельного участка с кадастровым номером У, что относится к компетенции общего собрания собственников МКД, в указанных целях истице предложено обратиться к кадастровому инженеру.

Как указывает сам административный ответчик в своем письменном отзыве, согласно данным системы ЕГИМС земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100174:221, в силу п. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» перешел в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирных жилых домов № Х, был 00.00.0000 года поставлен на государственный кадастровый учет в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 00.00.0000 года У.

Согласно выписке из ЕГРН от 26.11.2020г., на земельный участок с кадастровым номером У в настоящее время зарегистрировано право общей долевой собственности в пользу третьего лица Злотниковой В.И.

Разрешая по существу заявленные административные требования, дав оценку оспариваемому решению, суд находит отказ незаконным, поскольку Право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный многоквартирный дом, возникает в силу положений ЖК РФ и Закона № 189-ФЗ, следовательно, административный истец, как собственник помещения в многоквартирном доме, вправе требовать формирования границ земельного участка в целях надлежащей эксплуатации такого дома.

Вместе с тем, из материалов дела, а также содержания ответа на обращение административного истца от 30.09.2020г., следует, что орган местного самоуправления в лице Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска не выполнил требования действующего законодательства по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу: Х для предоставления в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

При этом суд обращает внимание, что формирование административным ответчиком самостоятельно, без какого-либо достаточного обоснования и требований закона земельного участка с кадастровым номером У под четырьмя многоквартирными домами ( Х») не может свидетельствовать о выполнении требований закона по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом по Х, вопреки положениям ст. 62 КАС РФ, административным ответчиком не представлены убедительные, объективные и достаточные доказательства невозможности формирования отдельного земельного участка под многоквартирным домом по Х и необходимости формирования земельного участка одновременно под четырьмя многоквартирными домами, заключение кадастрового инженера отсутствует, ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы, также не заявлено.

Более того, доводы административного ответчика на невозможность формирования отдельного земельного участка под многоквартирным жилым домом по Х, в том числе в связи с его размером площади в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 года № В-122, не имеют правового значения по делу, поскольку исходя из положений, указанных в абзаце 2 пункта 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 36 от 27 сентября 2016 года «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд, разрешая требования по существу не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Исходя из общих требований нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, уполномоченный орган должен установить и указать все основания, препятствующие удовлетворению заявления заинтересованного лица, обратившегося с данным вопросом, таким образом, в дальнейшем при проверке в судебном порядке законности принятого решения, уполномоченный орган не вправе ссылаться на иные основания, не приведенные в нем.

Таким образом, учитывая, что со стороны административного ответчика объективных и достоверных доказательств свидетельствующих о несоответствии испрашиваемого земельного участка требованиям земельного законодательства, являющихся в силу положений Земельного кодекса РФ основанием для отказа, а также свидетельствующих о необходимости формирования участка в ином порядке и границах, то оспариваемый отказ ущемляет права истца, как собственника жилого помещения в многоквартирном жилом доме расположенного на данном земельном участке.

Учитывая, что вопрос о формировании земельного участка, занятого указанным многоквартирным домом, относится к компетенции административного ответчика, суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность в месячный с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Наливкиной Т.В. о формировании земельного участка под многоквартирным домом по Х

По мнению суда месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу, в течение которого необходимо подготовить и направить Наливкиной Т.В. ответ на ее обращение, отвечает требованиям разумности с учетом всех обстоятельств по делу.

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС РФ суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность сообщить в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу об исполнении настоящего решения суда в суд первой инстанции и административному истцу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Наливкина Т.В. Т.В. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании отказа незаконным и возложении обязанности - удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска от 30.09.2020 года, У об отказе в формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу: Х для предоставления в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Возложить обязанность на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Наливкина Т.В. о формировании земельного участка под указанным домом.

Возложить обязанность на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска сообщить административному истцу Наливкина Т.В. и Октябрьскому районному суду г. Красноярска об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: (подпись)

Мотивированное решение изготовлено 30.06.2021г.

Копия верна.

Судья: О.Е. Кравченко

2а-1629/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Наливкина Татьяна Викторовна
Ответчики
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска
Другие
Бинчурова Елена Сергеевна
Коркина Ирина Юрьевна
Курсова Екатерина Владимировна
Суд
Октябрьский районный суд г. Красноярск
Судья
Кравченко О.Е.
Дело на странице суда
oktyabr.krk.sudrf.ru
15.10.2020Регистрация административного искового заявления
15.10.2020Передача материалов судье
16.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2020Судебное заседание
24.03.2021Судебное заседание
12.05.2021Судебное заседание
13.05.2021Судебное заседание
22.06.2021Судебное заседание
30.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее