Дело № 2а-163/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 января 2020 г. Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Щербаковой Я.А., при секретаре Двоеглазовой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск Ложкиной Елены Николаевны к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Железногорску Красноярского края УФССП России по Красноярскому краю о признании незаконным действий судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника в размере 50%, обязании вернуть исполнительный лист взыскателю,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с административным иском, с требованием о признании незаконным действий судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника в размере 50%, обязании вернуть исполнительный лист взыскателю, мотивируя свои требования следующим. Решением Рудничного районного суда г. Прокопьевска от 05.04.2017 с Ложкиной Е.Н. в пользу КПКГ «Алмаз» взыскана задолженность по договору займа № ДЗ-2016428 от 11.08.2016 г. в размере 567 490,96 руб., обращено взыскание на заложенное имущество - жилой дом, расположенный по <адрес>, путем реализации жилого дома в виде продажи с публичных торгов, назначив начальную продажную цену в размере 227500 руб. В целях исполнения решения суда, выданы два исполнительных листа, о взыскании задолженности и обращении взыскания на заложенное имущество. Исполнение решения суда в части обращения взыскания на имущество осуществляло ОСП Мариинску, Мариинскому и Чебулинскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области. 16.07.2019 г. исполнительное производство прекращено. В нарушении действующего законодательства, решения суда об обращении взыскания на имущество ответчика, СПИ ОСП по г.Железногорску Красноярского края 17.09.2018 г. вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника в размере 50%. Поскольку имущественное положение ответчика, истцом не проверено, не принято во внимание наличие имущества, на которое обращено взыскание, нарушен порядок исполнительских действий, предусмотренных ст. 68 и 69 Закона «Об исполнительном производстве», истец просит признать действия судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по городу Железногорску Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю ОСП Норбаа Ч.В. незаконными по взысканию с заработной платы от 17.09.2018г., обязать судебного пристава -исполнителя приостановить исполнительное производство по взысканию с заработной платы, обязать пристава- исполнителя вынести постановление об обращении взыскания на имущество должника Ложкиной Е.Н.
В судебном заседании истица, представитель истца Гаренских А.В. исковые требования поддержали, суду пояснили, что СПИ в силу закона не имеет право самостоятельно выбирать исполнительные действия, позволяющие исполнить решение суда в том случае, если речь идет о судебном решении об обращении взыскания на заложенное имущество. СПИ следовало установить наличие имущества и в последнюю очередь принимать решение об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника.
Представитель ответчика УФССП России по Красноярскому краю Еремеева Т.В. в судебном заседании иск не признала, суду пояснила, что решение в части обращения взыскания на заложенное имущество не исполнялось в ОСП по г. Железногорску Красноярского края, в ОСП по г. Железногорску Красноярского края на исполнении был лист о взыскании задолженности, проверяя имущественное положение задолжника, было установлено, что у должника Ложкиной Е.Н. имеется официальный доход, а именно: ФГУЗ КБ-51 в соответствии со ст. 68 ФЗ «0б исполнительном производстве» судебным приставом-исполнителем вынесено постановления об обращении взыскания на заработную плату в размере 50% от основного дохода. Для признания незаконного действия (бездействия) должностного лица судебного пристава-исполнителя обязательно наличие одновременно двух условий: не соответствие закону и нарушение прав и законны интересов заявителя. Истцом не доказано нарушение прав истца. Учитывая, что удержания из заработной платы производятся с сентября 2018г., и истец знала об удержаниях, представитель ответчика полагает, что истцом пропущен срок обращения за судебной защитой.
Судебный пристав-исполнитель Норбаа Ч.В. в судебном заседании иск не признала, суду пояснила, что 17.09.2018г. ею вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника в размере 50%, поскольку иных возможных действий совершить было невозможно, сведения об имуществе проверялись, и кроме ипотечного имущества ничего установлено не было, было принято решение об обращении взыскания на заработную плату.
Заинтересованные лица СПИ Потылицина Е.А., представитель КПКГ «Алмаз» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
В отдел судебных приставов по г. Железногорску 07.07.2017 поступил исполнительный документ - исполнительный лист ФС №018775823 от 05.04.2017 г., выданный органом: Рудничный районный суд г. Прокопьевска о взыскании задолженности в сумме 576 365,86 руб. в отношении должника Ложкиной Елены Николаевны пользу КПКГ «Алмаз».
11.07.2017 в соответствии со ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» на основании указанного исполнительного документа в отношении должника Ложкиной Елены Николаевны возбуждено исполнительное производство № 26901/17/24089-ИП.
должник Ложкина Е.Н. ознакомлена с постановлением с возбуждении исполнительного производства №26901/17/24089-ИП.
17.09.2018 г. СПИ ОСП по г.Железногорску Красноярского края вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника в размере 50%.
Из материалов дела также следует, что постановлением Отдела судебных приставов по г.Мариинску, Мариинскому и Чебулинскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области от 04.07.2017 в отношении Ложкиной Е.Н. возбуждено исполнительное производство.
Актом от 19.03.2018 судебным приставом Малакановой С.С. был наложен арест на имущество должника по адресу<адрес>, с оценкой в 227500 руб.
13.04.2018 судебным приставом-исполнителем Лапиной В.В. вынесено постановление № 42012/1/63037 о передаче вышеуказанного арестованного имущества для реализации путем проведения торгов в форме аукциона в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях за общую стоимость 227500 руб.
13.04.2018 г. СПИ ОСП по г.Мариинску, Мариинскому и Чебулинскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области была составлена заявка на торги арестованного имущества, вынесено постановление о передаче арестованного имущества на торги.
27.05.2019 была составлена заявка на торги арестованного имущества, вынесено постановление о передаче арестованного имущества на торги.
05.06.2019 получено сообщение от МТУ Росимущества в Кемеровской и Томской областях, согласно которому реализации подлежит заложенное имущество в виде спорного дома, принадлежащего Ложкиной Е.Н., однако в соответствии с выпиской из ЕГРН от 18.04.2019 дом принадлежит на праве общей долевой собственности Ложкиной Е.Н. и двум ее детям.
15.07.2019 от взыскателя КПКГ «Алмаз» поступило заявление об отзыве исполнительного листа для внесения уточнений в исполнительный лист.
16.07.2019 вынесено постановление об отзыве имущества с реализации, вынесено постановление о снятии ареста с имущества, вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении ИД взыскателю.
В соответствии со статьей 360 КАС РФ постановления старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту - Закон N 229-ФЗ), в соответствии с которой постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации согласно частям 1, 2 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В соответствии со статьей 2 Закона № 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Пунктами 1 и 2 статьи 4 указанного Федерального закона установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах законности, а также своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
В соответствии со ст. 68 ФЗ «Об исполнительном производстве», мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока. Мерами принудительного исполнения являются:1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях;5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение;9) принудительное выселение должника из жилого помещения;10) принудительное освобождение нежилого помещения от пребывания в нем должника и его имущества;10.1) принудительное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;10.2) принудительное освобождение земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества;11) иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.
Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций (статья 13 Закона о судебных приставах).
В соответствии со ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: 1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; 3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; 4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; 5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; 6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; 7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; 8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; 9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; 11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; 12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; 13) взыскивать исполнительский сбор; 14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; 15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; 15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации; 16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы; 16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств; 17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.3. Полученные судебным приставом-исполнителем в ходе принудительного исполнения судебных актов, актов других органов или должностных лиц персональные данные обрабатываются им исключительно в целях исполнения исполнительных документов в необходимом для этого объеме с учетом требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".4. Исполнительные действия вправе совершать также главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации, старший судебный пристав и их заместители при осуществлении контроля в установленной сфере деятельности. 5. Исполнительные действия, указанные в пунктах 15, 15.1 части 1 настоящей статьи, совершаются судебным приставом-исполнителем при наличии информации об извещении должника в порядке, предусмотренном главой 4 настоящего Федерального закона, о возбуждении в отношении его исполнительного производства и при уклонении должника от добровольного исполнения требований исполнительного документа, за исключением случаев объявления должника в розыск.
Таким образом, встатье 64 Закона об исполнительном производстве определено, что судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным лицом, сам выбирает не только круг мер принудительного характера, но и вид исполнительных действий, при этом судебные приставы-исполнители самостоятельно определяют объем и последовательность совершаемых ими исполнительных действий в рамках находящегося у них в производстве исполнительного производства. При этом исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Учитывая приведенные нормы закона в совокупности с установленными судом обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что в результате совершения исполнительных действия права истца нарушены не были.
Доводы стороны истца о том, что СПИ не имел права обращать взыскание на заработную плату и иные доходы должника в размере 50% до реализации недвижимого имущества основаны на неверном толковании законодательства. Ввиду отсутствия оснований для признания постановления незаконном, суд не усматривает основания для приостановления исполнительного производства. Также суд не усматривает, в отсутствии нарушений со стороны СПИ, оснований для вмешательства в исполнительное производство путем возложении на СПИ обязанности проведения тех или иных действий.
Руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения, путем подачи жалобы в Железногорский городской суд.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться 01.02.2020 года с 17 часов.
Судья Я.А. Щербакова