Дело № 2а-2233/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 декабря 2021 года г. Чита
Читинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Беспечанского П.А., при секретаре Голомазовой С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю, ведущему судебному приставу – исполнителю Межрайонного отделения по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю Ермоленко Т.С. об освобождении от исполнительского сбора,
установил:
Административный истец обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее. Решением Улетовского районного суда Забайкальского края от 02.02.2021 года на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить текущий ремонт котельной № и ее тепловых сетей в объеме, определенном актом общего осеннего осмотра и ведомостью дефектов от 11.09.2019 года, в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу выполнить капитальный ремонт котельной № и ее тепловых сетей в объеме, определенном актом общего осеннего осмотра и ведомостью дефектов от 11.09.2019 года. 31.01.2021 года в Межрайонном отделении по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому возбуждено исполнительное производство №. 19.07.2021 года ведущим судебным приставом – исполнителем Ермоленко Т.С. в отношении Учреждения вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Во исполнение решения суда котельная № включена в перечень объектов ТХ, требующих проведение капитального ремонта специализированными организациями на 2022 год. Таким образом, со стороны административного истца предпринимаются меры к исполнению решения суда путем подачи соответствующих документов уполномоченным лицам учредителя с целью решения вопроса финансирования требуемых работ. Причиной неисполнения в настоящее время решения суда является ограниченные ресурсы Учреждения, не включение учредителем в производственное задание требуемых работ. На основании изложенного, истец просит суд освободить на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению ведущего судебного пристава – исполнителя Межрайонного отделения по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю от 19.07.2021 года в рамках исполнительного производства №
В судебном заседании представитель административного истца Булыгина Г.А. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель судебный пристав – исполнитель МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю Ермоленко Т.С., представитель УФССП России по Забайкальскому краю, представитель Военной прокуратуры гарнизона Дровяная в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определены Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно части 1 статьи 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В силу ст. 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Частью 11 статьи 30 Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 указанного Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона № 229-ФЗ).
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105 Закона № 229-ФЗ).
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
Положениями ч. 1 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 ст. 112 указанного Федерального закона, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 3 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Из материалов дела следует, что решением Улётовского районного суда Забайкальского края по делу 2-225/2020 на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить текущий ремонт котельной № и ее тепловых сетей в объеме, определенном актом общего осеннего осмотра и ведомостью дефектов от 11.09.2019 года, в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу выполнить капитальный ремонт котельной № и ее тепловых сетей в объеме, определенном актом общего осеннего осмотра и ведомостью дефектов от 11.09.2019 года.
31.05.2021 года в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ возбуждено исполнительное производство №.
19.07.2021 года вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 50 000 руб.
В качестве оснований для освобождения от уплаты исполнительского сбора административный истец указал на то, что решение суда, вступившее в законную силу, не представляется возможным исполнить в связи с отсутствием финансирования, кроме того, истцом предпринимаются меры к исполнению решения суда, котельная № включена в перечень объектов, требующих проведение капитального ремонта специализированными организациями на 2022 год, также на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, установленный судом срок для добровольного исполнения решения не истек.
Вышеизложенные факты следует расценивать как уважительную причину неисполнения решения суда.
Каких-либо доказательств, что должник имел возможность в установленный срок исполнить требования исполнительного листа, однако умышленно или вследствие халатности, небрежности, или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил, судом не установлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии вины ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ в неисполнении требований исполнительного документа в установленный срок, что дает основание для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 19 ░░░░ 2021 ░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 24.12.2021 ░.