Решение по делу № 2а-25/2020 от 10.12.2019

УИД 24RS0026-01-2019-000778-06

                                                                                              Дело № 2а-25/2020

    Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 февраля 2020 года                                                                           с.Каратузское

Каратузский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Криндаль Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Красноярскому краю к Калининой Л. В. о взыскании недоимки и пени по страховым взносам,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 10 по Красноярскому краю (далее по тексту Межрайонная ИФНС России № 10 по Красноярскому краю) предъявила в суде административный иск к Калининой Л.В. о взыскании недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, указав, что административный ответчик являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, поскольку до 09.08.2017 г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

За период с 01.01.2017 г. по 09.08.2017 г. Калининой Л.В. надлежало оплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд на выплату страховой пенсии в размере 14216,13 руб.

Также за указанный период времени надлежало оплатить страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Фонд обязательного медицинского страхования 2788,55 руб.

В связи с неоплатой данных взносов в предусмотренный законом срок, начислены пени, размер которых по взносам на обязательное пенсионное страхование составил -154,72 руб., на обязательное медицинское страхование – 30,35 руб.

Налоговый орган просит взыскать с административного ответчика указанные суммы.

Представитель административного истца Дашук А. Ю. письменно просил рассмотреть дело в отсутствие представителя налогового органа.

Административным ответчиком Калининой Л.В. не представлено возражений относительно заявленных требований.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 291 КАС РФ административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.

Обсудив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом на основании представленных административным истцом материалов, установлено, что административный ответчик до 09.08.2017 г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. С 09.08.2017 г. данный статус прекращен.

В соответствии со ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

Согласно п. 1 ст. 430 НК РФ, индивидуальные предприниматели-плательщики страховых взносов, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах.

Фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование определяется следующим образом:

В случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300000 руб.,- в размере определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п. 2 ст. 425 НК РФ.

В случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300000 руб.,- в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное страхование, установленного п. 2 ст. 425 НК РФ плюс 1% суммы дохода плательщика, превышающего 300000 руб. за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п. 2 ст. 425 НК РФ.

Фиксированный размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 2 п. 2 ст. 425 НК РФ.

Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую или иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату снятия с учета в налоговых органах включительно.

Статьей 245 НК РФ предусмотрены тарифы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

В соответствии с п. 5 ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

Согласно ст. 75 НК РФ в случае уплаты налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки уплачивается пеня. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Поскольку Калинина Л.В. до 09.08.2017 г. являлась индивидуальным предпринимателем, то на нее законодательно установлена обязанность по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

С учетом даты прекращения статуса индивидуального предпринимателя, указанные страховые взносы в 2017 г. должны быть оплачены не позднее 24.08.2017 г.

Однако в указанный срок административным ответчиком не исполнена обязанность по оплате страховых взносов, в связи с чем с 25.08.2017 г. налоговым органом начислена пеня.

06.10.2017 г. в адрес Калининой Л.В. направлено требование № <...> об уплате страховых взносов и пени.

Согласно данному требованию административному ответчику предложено в срок до 31.10.2017 г. погасить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 14216,13 руб., пени по данному виду взноса 154,72 руб., а также задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 2788,55 руб. и пени 30,35 руб.

В требовании также указан код бюджетной классификации по каждому виду платежа.

Данное требование административным ответчиком не исполнено, что послужило основанием для обращения административного истца в суд с настоящим иском.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно п.2 ст. 45 Налогового кодекса РФ взыскание налога с физических лиц производится в порядке, установленном ст. 48 НК РФ.

В случае, когда физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, прекращена его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, взыскание задолженности производится за счет имущества физического лица в порядке, установленном статьей 48 НК РФ.

В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).

    Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с иском о взыскании налога. Данное ходатайство мотивировано наличием большого количества должников перед бюджетом и необходимостью проверки сведений о задолженности по имущественным налогам и подготовки пакета документов для суда.

Как уже указывалось выше, согласно требованию об уплате налога от 05.10.2017 г., административному ответчику надлежало в срок до 31.10.2017 г. погасить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и пени.

Поскольку данное требование налогоплательщиком не исполнено, то, начиная с 01.11.2017 г. и в течение шести месяцев, налоговый орган праве обратиться в суд с заявлением о взыскании налоговых платежей и санкций. Последним днем для обращения в суд в данном случае будет являться 01.05.2018 г.

    С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций административный истец не обращался.

    Административный истец обратился в суд с настоящим иском 06.11.2019 г. (поступило в суд 10.12.2019 г.), то есть спустя более года со дня истечения срока на подачу искового заявления о взыскании задолженности по налогам.

    Суд находит, что у налогового органа имелось достаточно времени (шесть месяцев) с 01.11.2017 года для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке. Тем более что Инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Каких-либо доказательств, подтверждающих объективную невозможность направления административного искового заявления в максимально короткий срок со дня истечения срока исполнения требования об оплате налогов, истцом не представлено.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Следует учесть, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При таком положении, учитывая отсутствие оснований для восстановления пропущенного срока, заявленное административным истцом требование о взыскании с Калининой Л.В. недоимки и пени по страховым взносам, удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

                                                       Р Е Ш И Л :

Межрайонной ИФНС России № 10 по Красноярскому краю в удовлетворении исковых требований к Калининой Л. В. о взыскании недоимки и пени по страховым взносам отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение пятнадцати дней со дня получения копии решения, через Каратузский районный суд.

Председательствующий                              Т.В.Криндаль

2а-25/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России №10 по Красноярскому краю
Ответчики
Калинина Любовь Владимировна
Суд
Каратузский районный суд Красноярского края
Судья
Криндаль Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
karatuz.krk.sudrf.ru
10.12.2019Регистрация административного искового заявления
11.12.2019Передача материалов судье
12.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
13.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.12.2019Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
06.02.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
11.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее