Судья Водяницкая А.Х. Дело № 33-9490/2022 (2-212/2022)
УИД 52RS0033-01-2022-000133-45
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 02 августа 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе: председательствующего судьи Симагина А.С.
судей Цыгулева В.Т., Козлова О.А.,
при секретаре судебного заседания Сулевой Ю.А.
с участием прокурора Селезневой О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Козлова О.А., дело по апелляционной жалобе администрации Белозёровского сельсовета Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области
на решение Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 30 марта 2022 года
по гражданскому делу по иску прокурора Дальнеконстантиновского района Нижегородской области, обратившегося в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Белозеровского сельсовета Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области об обязании к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Дальнеконстантиновского района Нижегородской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Белозеровского сельсовета Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области об обязании к совершению действий.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Дальнеконстантиновского района проведена проверка соблюдения администрацией Белозеровского сельсовета Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области требований законодательства в сфере муниципального контроля. В ходе проверки было установлено, что администрация Белозеровского сельсовета Дальнеконстантиновского муниципального района осуществляет муниципальный контроль в сфере благоустройства территории Белозеровского поселения, однако положение о муниципальном контроле в сфере благоустройства территории Белозеровского поселения не разработано и сельским Советом Белозеровского сельсовета Дальнеконстантиновского муниципального района не принято. В связи с чем, 31 января 2022 года в адрес главы администрации Белозеровского сельсовета Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области внесено представление, которое признанно законным и обоснованным, однако до настоящего времени нарушения не устранены, а именно: не разработано положение о муниципальном контроле в сфере благоустройства территории Белозеровского поселения.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки, объяснением главы администрации.
На основании изложенного истец прокурор Дальнеконстантиновского района Нижегородской области просил суд обязать администрацию Белозёровского сельсовета Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области разработать положение о муниципальном контроле в сфере благоустройства территории Белозеровского поселения для дальнейшего его принятия сельским Советом Белозеровского сельсовета Дальнеконстантиновского муниципального района.
Решением Дальнеконстантиновского районного суда от 30 марта 2022 года исковые требования прокурора Дальнеконстантиновского района Нижегородской области, обратившегося в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Белозеровского сельсовета Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области об обязании к совершению действий, удовлетворены.
Администрация Белозёровского сельсовета Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области обязана разработать положение о муниципальном контроле в сфере благоустройства территории Белозеровского поселения для дальнейшего его принятия сельским Советом Белозеровского сельсовета Дальнеконстантиновского муниципального района в течение 06 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе администрация Белозеровского сельсовета Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения в части установленного срока для исполнения обязанности по разработке положения о муниципальном контроле в сфере благоустройства территорий, просит решение суда в указанной части изменить, увеличив срок до девяти месяцев.
В силу ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2013 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения: относится осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуру и - предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Согласно части 1 статьи 7 Закона№131 по вопросам местного значения органами местного самоуправления - и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальное правовые акты.
В соответствии со ст. 17 Закона №131 органы местного самоуправления организуют и осуществляют, муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Организация и осуществление видов муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле" в Российской Федерации" нормативно-правовое регулирование отношений, возникающих в связи с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля, осуществляется настоящим Федеральным законом, а в случаях и пределах, установленных настоящим Федеральным законом, также другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля устанавливается для вида муниципального контроля - положением о виде Муниципального контроля, утверждаемым представительным органом муниципального образования.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Дальнеконстантиновского района проведена проверка соблюдения администрацией Белозеровского сельсовета Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области требований законодательства в сфере муниципального контроля.
Установлено, что администрацией Белозеровского сельсовета Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области муниципальная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности не разработана и не принята.
В связи с чем, 31.01.2022 в адрес главы администрации Белозеровского сельсовета Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области внесено представление, которое признанно законным и обоснованным, однако, до настоящего времени нарушения не устранены, а именно не разработано положение о муниципальном контроле в сфере благоустройства территории Белозеровского поселения.
Оценив представленные сторонами доказательства в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, установив, что непринятие администрацией Белозеровского сельсовета Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области мер по разработке муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности свидетельствует о ненадлежащем решении администрацией вопроса местного значения, то есть нарушает права муниципального образования, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора и возложении обязанности на администрацию Белозеровского сельсовета Дальнеконстантиновского района Нижегородской области устранить вышеназванные нарушения.
Ответчик не оспаривает решение суда в части возложения обязанности разработать положение о муниципальном контроле в сфере благоустройства территории Белозеровского поселения. В соответствии с положениями статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда в указанной части судебной коллегией не проверялась. Объективных причин для проверки в интересах законности решения суда в полном объеме суд апелляционной инстанции не усматривает.
Довод апелляционной жалобы о необходимости увеличения установленного судом срока для исполнения решения суда до девяти месяцев отклоняется судебной коллегией как необоснованный, поскольку установленный судом срок в шесть месяцев является разумным.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Из содержания приведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса интересов сторон.
Устанавливая срок исполнения решения, суд первой инстанции исходил из необходимости реального исполнения судебного постановления, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов ответчика.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в установленный судом срок.
Увеличение срока исполнения решения суда приведет к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.
Кроме того, при недостаточности установленного судом срока для исполнения решения суда, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке его исполнения в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 30 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Белозёровского сельсовета Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трёх месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Полный текст мотивированного апелляционного определения изготовлен [дата] г