УИД: 50RS0<номер>-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<дата> <адрес>
Раменский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Кочетковой Е.В.,
при секретаре ФИО11,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <номер> по исковому заявлению ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО1, ФИО19, ФИО7, ФИО8 к Территориальному управлению Росимущества в <адрес>, ФИО2, ФИО3, ФИО9, ФИО10 о признании права собственности на земельные участки, установлении границ земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО1, ФИО17, ФИО7, ФИО8 обратились в суд с уточненным иском к Территориальному управлению Росимущества в <адрес>, ФИО2, ФИО3, ФИО9, ФИО10, требованиями которого просят признать за ними право собственности на земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>, сельское поселение Никоновское, квартал 29 и установить границы земельных участков.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что принадлежащие им земельные участки входили в состав земельного участка, площадью 24 500 кв.м., с кадастровым номером <номер>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, животноводческого-растениеводческого направления, по адресу: <адрес>, сельское поселение Никоновское, квартал 29. На основании постановления Главы сельского поселения Никоновское <номер> от <дата> разрешенное использование изменено: под дачное строительство с правом возведения жилого дома и правом регистрации и проживания в нем. Сособственниками было принято решение о разделе земельного участка, в результате чего были проведены кадастровые работы. Кадастровым инженером ФИО12 проведено межевание, установление и согласование границ между сособственниками, постановка на кадастровый учет земельных участков. В результате принято решение о разделе данного земельного участка на 13 самостоятельных участков и один земельный участок - дорога общего пользования. Всем земельным участкам был присвоен кадастровый номер и определены координаты, таким образом, все земельные участки фактически были выделены в натуре между собственниками. Таким образом, в результате раздела общего земельного участка с кадастровым номером <номер> были образованы новые самостоятельные земельные участки, в том числе земельные участки истцов. Истцами в установленном законом порядке проведена процедура согласования между участниками общедолевой собственности раздела земельной доли, каждый участок имеет индивидуализирующие признаки, соответственно произведен выдел долей из общей долевой собственности. Зарегистрировать самостоятельно право собственности не представляется возможным, т.к. государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков образуемых при разделе, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков. На основании изложенного, истцы обратились с названными требованиями в суд.
В судебное заседание истцы ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО1, ФИО17, ФИО7, ФИО8 не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом. Представители истцов по доверенностям (л.д. <...>) ФИО15 и ФИО16 в судебном заседании настаивали на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика Территориального управления Росимущества в <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом (л.д.<...>).
Ответчики ФИО2, ФИО3, ФИО9, ФИО10 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом (л.д.<...>).
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание также не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом (л.д.<...>).
Представитель третьего лица Управления земельных отношений Раменского городского округа <адрес> в судебное заседание также не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, направлял письменное мнение (л.д.<...>) согласно которого решение оставил на усмотрение суда и просил рассматривать дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица Администрации Раменского городского округа <адрес> в судебное заседание также не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, направлял письменные возражения (л.д.157-158), согласно которых просил отказать в удовлетворении иска и рассматривать дело в отсутствие представителя.
Неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. Такой вывод не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц, перечисленных в ст. 35 ГПК РФ, в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, в силу ст. 167 ГПК РФ, дело постановлено рассмотреть в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, заслушав представителей истцов, исследовав материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2), условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3).
В развитие приведенных конституционных положений Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1). Это предполагает закрепление требования об учете целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения с установлением особенностей их использования (статьи 77, 78 и 79).
Аналогичное по смыслу положение содержится в Федеральном законе "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (подпункт 1 пункта 3 статьи 1).
Тем самым правовой режим земель формируется с учетом их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно договора определения долей от <дата> (л.д.<...>) ФИО2, ФИО1, ФИО17, ФИО9, ФИО6, ФИО8, ФИО10, ФИО5, ФИО7, ФИО3 и ФИО13 заключили соглашение о разделе долей земельного участка с кадастровым номером <номер>, общей площадью 24 500 кв.м., принадлежащего им на праве общей долевой собственности, находящегося по адресу: <адрес>, Никоновский с/о, квартал 29, уч. 10 на землях сельскохозяйственного назначения, предоставленный для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
По заявлению ФИО4 кадастровым инженером ФИО12 подготовлен проект межевания земельных участков (л.д.111-123). Данный проект был подготовлен с целью образования 13 земельных участков путем выдела в счет доли в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер>
Уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от <дата> (л.д.<...>) государственный кадастровый учет и государственная регистрация права приостановлены, поскольку представленный проект межевания составлен в отношении земельных участков площадью менее 20 000 кв.м., выделяемых из земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для крестьянско-фермерского хозяйства, площадь земельного участка, на который заявлены учетные действия, менее установленного Законом размера, неверно приведена площадь измененного земельного участка, не приведены сведения о собственниках измененного земельного участка.
В связи с истечением срока приостановления, уведомлениями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от <дата> (л.д.<...>) истцам отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права.
Определением суда от <дата> (л.д. 193-194) по данному гражданскому делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ООО ГК "Эксперт".
Согласно заключения экспертов <номер> (л.д. 200-230) экспертами установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050235:26, площадью 24 500 кв.м., установлены в соответствии с требованиями законодательства, сведения о местоположении границ учтены в ЕГРН в виде координат характерных точек. В соответствии со ст.11.9 ЗК РФ и ст.<адрес> от <дата> <номер>-ОЗ, раздел (выдел доли) земельного участка с кадастровым номером <номер> невозможен, так как площади образуемых земельных участков меньше предельных минимальных размеров (2,0 га = 20 000 кв.м.). В рамках подготовки настоящего заключения, разработать вариант выдела доли раздела земельного участка, в т.ч. в соответствии с долями в праве собственности на земельный участок, согласно фактическому пользованию, с учетом предложения сторон, не представляется возможным. В рамках подготовки настоящего заключения, разработать вариант выдела доли/раздела земельного участка также не представляется возможным. В результате проведенных исследований в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер> с видом разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства животноводческо- растениеводческого направления, установлено: в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утв. Приказом Росреестра от <дата> № П/0412, вид разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства животноводческо-растениеводческого направления, равнозначен видам «1.0 Сельскохозяйственное использование», «1.1 Растениеводство», «1.7 Животноводство»; согласно градостроительному регламенту, в составе Правил землепользования и застройки территории (части территории) Раменского городского округа <адрес> в ред. Постановления Администрации Раменского городского округа <адрес> от <дата> <номер>, в территориальной зоне СХ-2 не предусмотрено образование земельных участков с видами разрешенного использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства животноводческо-растениеводческого направления», 1.0 Сельскохозяйственное использование», «1.1 Растениеводство», «1.7 Животноводство»; предельные параметры, в том числе минимальные размеры, для исследуемого земельного участка установлены ст.4 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от <дата> <номер>-Ф3 и ст.<адрес> от <дата> <номер>-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории <адрес>»; минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляет 2,0 гектара (ст.<адрес> от <дата> <номер>-ОЗ); земельный участок не относится к землям, в отношении которых не применяются нормы минимальных размеров, согласно <адрес> от <дата> <номер>-ОЗ.
Суд принимает в качестве доказательства данное заключение экспертов, поскольку оснований не доверять заключению судебной экспертизы не имеется, в заключении полно и объективно отражены ответы на поставленные судом вопросы, эксперты обладают соответствующей квалификацией, предупреждены судом об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, выводы экспертов логичны, не противоречат соответствующим положениям действующих нормативно-правовых актов и другим материалам дела. Лицами, участвующими в деле данное экспертное заключение оспорено не было.
При вынесении решения, суд принимает во внимание, что отношения участников общей долевой собственности на земельные участки, связанные с выделом земельного участка, являющегося долей одного или нескольких участников общей долевой собственности, урегулированы земельным законодательством Российской Федерации.
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Требования к земельным участкам, образуемым любым из перечисленных выше способов (в том числе посредством выдела) содержатся в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяются или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства. При этом, требования настоящего пункта не распространяются на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. <адрес> от <дата> <номер>-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории <адрес>" минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляет 2,0 гектара, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
Как следует из п. 3 ст. 6 названного выше Закона предельный минимальный размер земельного участка, выделяемого из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель сельскохозяйственного назначения, составляет 40 гектаров.
Нормы минимальных размеров земельных участков, установленные ст. 6 указанного закона, не применяются к земельным участкам:
- предоставленным для ведения сельского хозяйства либо сформированным в счет долей в праве общей собственности на земельный участок до вступления в силу настоящего Закона;
- в случае выдела земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 4 Федерального закона;
- если земельный участок меньшей площади находится в пределах естественных границ на местности;
- в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. <адрес> <номер>-ОЗ).
Исключений, предусмотренные пунктами 2 и 3 ст. <адрес> <номер>-ОЗ к указанному земельному участку, не имеется.
Согласно пункту 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от <дата> № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (пункт 1); фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином (пункт 2); фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (пункт 3).
Фермерское хозяйство согласно статье 5 указанного Закона считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, которые формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Истцами не представлено доказательств тому, что они относятся к лицам, осуществляющим деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, в связи с чем отсутствуют законные основания для выделения долей истцов в указанном размере из общего земельного участка.
Более того, согласно п. 5 ст. <адрес> от <дата> <номер>-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории <адрес>" не допускается совершение сделок с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, если в результате таких сделок образуются новые земельные участки, размеры и местоположение которых не соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и настоящей статьей.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о выделе долей, принадлежащих истцам на праве общей долевой собственности на земельный участок.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО1, ФИО20, ФИО7, ФИО8 к Территориальному управлению Росимущества в <адрес>, ФИО2, ФИО3, ФИО9, ФИО10 о признании права собственности на земельные участки, установлении границ земельных участков – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Раменский городской суд <адрес>.
Судья Е.В. Кочеткова
Мотивированный текст решения изготовлен <дата>