Решение по делу № 2-4143/2021 от 14.04.2021

66RS0-47

Дело (15)

Мотивированное решение изготовлено 12.08.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург <//>

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Каломасовой Л.С., при секретаре судебного заседания Афонасьевой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зинченко Сергея Владимировича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области, Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области о признании действий незаконными, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Зинченко С.В. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области (далее — ГУ МВД России по Свердловской области), Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области (далее — Управление Росгвардии по Свердловской области), в котором просил признать действия жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Свердловской области незаконными в части нарушения сроков рассмотрения заявления Зинченко С.В. для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также даты постановки Зинченко С.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изменить дату постановки Зинченко С.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления, обязать жилищную комиссию Управления Росгвардии по <адрес> поставить Зинченко С.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления — <//>.

В обоснование исковых требований указано, что в период с 1996 года по 2003 год Зинченко С.В. проходил службу в Министерстве обороны Российской Федерации, в период с 2004 года по 2016 год — в МВД России, с октября 2016 года по настоящее время — в Управлении Росгвардии по <адрес>. <//> Зинченко С.В. в ГУ МВД России по <адрес> было подано заявление о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решением жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по <адрес> от <//> Зинченко С.В. принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В последующем по информации, полученной из отдела материального обеспечения, Зинченко С.В. стало известно о том, что он состоит на учете с <//> (по дате принятия решения жилищно-бытовой комиссии), а не с даты подачи заявления — <//>. <//> Зинченко С.В. подан рапорт о рассмотрении вопроса о постановке его на учет с даты подачи заявления - <//>, однако решением жилищной комиссии Управления Росгвардии по <адрес> от <//> дата постановки Зинченко С.В. на учет была оставлена без изменения. Полагая, что жилищные права истца и членов его семьи на принятие на учет с даты подачи заявления нарушены, Зинченко С.В. обратился в суд с настоящим иском.

В судебном заседании истец Зинченко С.В. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ МВД России по <адрес> Гузаев И.М. в судебном заседании исковые требования не признал по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, указав, что в соответствии с действующими в сфере органов внутренних дел нормативными правовыми актами предусмотрена постановка на учет для получения единовременной социальной выплаты с момента принятия соответствующего правового акта об утверждении решения жилищно-бытовой комиссии о принятии сотрудника на учет. Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности.

Представитель ответчика Управления Росгвардии по <адрес> Болдашов В.М. исковые требования не признал по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, поддержав доводы о том, что постановка на учет производится с момента принятия акта об утверждении решения жилищно-бытовой комиссии о принятии сотрудника на учет. Кроме того, указал, что Управление Росгвардии по <адрес> является ненадлежащим ответчиком по делу, истцом пропущен срок исковой давности.

Третьи лица Зинченко О.Г., Зинченко С.С., Зинченко Е.С. в судебное заседание не явилась, извещены надлежащим образом и в срок, о причинах неявки не уведомили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав обстоятельства дела, доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в период с 1996 года по 2003 год Зинченко С.В. проходил службу в Вооруженных силах Российской Федерации, в период с 2004 года по 2016 год — в МВД России, с октября 2016 года по настоящее время — в Управлении Росгвардии по <адрес>.

Согласно журналу принятых заявлений сотрудников органов внутренних дел ГУ МВД России по <адрес>, <//> Зинченко С.В. подано в ГУ МВД России по <адрес> заявление о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. По состоянию на <//> выслуга лет Зинченко С.В. в календарном исчислении составляла 16 лет 02 месяца 04 дня, в льготном исчислении — 16 лет 11 месяцев 21 день.

Решением жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по <адрес> от <//> (утв. <//> -р) Зинченко С.В. принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Из книги учета сотрудников органов внутренних дел, принятых на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в ГУ МВД России по <адрес>, реестра лиц, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в Управлении Росгвардии по <адрес>, следует, что Зинченко С.В. состоит на указанном учете с <//>.

Решением жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по <адрес> от <//> (утв. <//> -р) Зинченко С.В. снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в ГУ МВД России по <адрес>.

Решением жилищной комиссии Управления Росгвардии по <адрес> от <//> (утв. <//> р) Зинченко С.В. принят на учет для предоставления единовременной социальной выплаты в Управлении Росгвардии по <адрес>.

Решением жилищной комиссии Управления Росгвардии по <адрес> от <//> (утв. <//> р) внесены изменения в учетное дело Зинченко С.В. по составу семьи, Зинченко С.В. постановлено считать состоящим на учете для получения единовременной социальной выплаты с семьей в составе трех человек.

Решением жилищной комиссии Управления Росгвардии по <адрес> от <//> (утв. <//> р) внесены изменения в учетное дело Зинченко С.В. по составу семьи, Зинченко С.В. постановлено считать состоящим на учете для получения единовременной социальной выплаты с семьей в составе четырех человек.

Решением жилищной комиссии Управления Росгвардии по <адрес> от <//> (утв. <//> р) дата постановки Зинченко С.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения — <//> была оставлена без изменения.

В силу пункта 19 статьи 11 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действующего на момент возникновения правоотношений сторон, сотрудник органов внутренних дел имеет право на обеспечение жилым помещением его и членов его семьи в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.

Согласно п.16 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации», за лицами, переведенными в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации из органов внутренних дел Российской Федерации, состоявшими на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, сохранено право на включение в список очередников по новому месту службы с даты постановки на учет по прежнему месту службы для получения жилого помещения или предоставления единовременной субсидии на его приобретение.

На момент возникновения спорных отношений вопросы, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулировались Федеральным законом от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).

Возникшие между сторонами правоотношения, в том числе, регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты" (вместе с "Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты").

На момент возникновения спорных правоотношений, связанных с обращением истца в декабре 2013 года, в соответствии с п.п. 5, 11, 15, 16, 20, 21, 31 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась.

Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов.

Решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.

Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.

Отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.

Сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.

Книга учета ведется комиссией и является документом строгой отчетности. Изменения, вносимые в книгу учета, заверяются печатью и подписью должностного лица, на которое возложена ответственность за ведение книги учета

Единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.

Из анализа вышеприведенных законоположений следует, что законодательно непосредственно дата принятия на учет сотрудника не определена, сами сведения о сотруднике подлежат внесению в сведения учета с момента принятия решения о таковом. Между тем, непосредственно при определении порядка очередности сотрудника учитываются стаж службы и дата подачи заявления, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату. Иное противоречило бы вышеприведенным Правилам, учитывая, что при определении порядка очередности во внимание принимается совокупность двух условий: стажа службы и даты подачи заявления.

Согласно абзаца 2 пункта 25 Правил (в действующей редакции) для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений частей 3,8,10 статьи 4 и части 10 статьи 20 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Таким образом, дата подачи заявления о принятии на учет имеет юридическое значение и принимается во внимание непосредственно при определении порядка очередности для предоставления единовременной выплаты.

Из материалов дела следует, что истцом подано заявление <//>, соответственно, именно данная дата является юридически значимой для определения факта возникновения права, при том, что в силу прямого указания Правил дата подачи заявления отражается в книге учета, и оно должно быть рассмотрено в течение двух месяцев со дня принятия заявления.

При этом суд исходит из того, что само по себе принятие решения более поздней даты не свидетельствовало бы о нарушении права истца в случае, если такая постановка была осуществлена по дате подачи им соответствующего заявления и очередность при такой постановке не была нарушена.

Однако доказательства в подтверждение этого суду не представлены.

Напротив, как следует из представленного реестра лиц, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в Управлении Росгвардии по <адрес>, соблюдение очередности при постановке сотрудников на учет отсутствует, некоторые сотрудники в 2013 году поставлены на учет на следующий день или через несколько дней после даты подачи заявления, в то время, как истец был поставлен на учет спустя 10 месяцев с даты подачи заявления.

Тот факт, что на момент подачи истцом заявления не были созданы самостоятельные жилищные комиссии, не свидетельствует о возможности игнорирования даты волеизъявления гражданина на признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Ссылки на Указ Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» судом не принимаются, поскольку данный правовой акт регулирует иные правоотношения, связанные с переводов лиц в войска национальной гвардии, а не устанавливает порядок принятия на учет.

Приказ МВД России от 30.03.2012 № 207 "О порядке формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета", которым утвержден порядок формирования автоматической базы по ведению учета, вышеизложенных выводов не опровергает, поскольку порядок ведения данной базы предусматривает как дату подачи заявления, так и дату принятия сотрудника на учет (номер, дата правового акта), не содержит норм, предусматривающих внесение сведений в данную базу без учета очередности подачи сотрудниками заявлений; дата подачи заявления является в базе первоначальной датой.

Доводы ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности суд не может признать состоятельными.

В силу ст. 195, ч. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (ст. 199 Кодекса).

Согласно ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности во всяком случае не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства.

Пропуск срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Как следует из объяснений истца, о нарушении своих прав он узнал в июне 2020 года при получении сведений из отдела материального обеспечения о том, что он значится на указанном учете с <//>.

Учитывая, что о нарушении своих прав истцу стало известно только в июне 2020 года, предметом спора являются жилищные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности истцом не пропущен.

Доводы ответчика о том, что Управление Росгвардии по <адрес> является ненадлежащим ответчиком по делу, судом отклоняются, поскольку <//> истец снят с учета для получения единовременной социальной выплаты в ГУ МВД России по <адрес>, принят на соответствующий учет в Управлении Росгвардии по <адрес> <//>, учетное дело Зинченко С.В. находится в Управлении Росгвардии по <адрес>, изменения в учетное дело истца вносились Управлением Росгвардии по <адрес>, соответственно, восстановление нарушенного права истца возможно только путем совершения Управлением Росгвардии по <адрес> соответствующий действий.

Суд не усматривает оснований для удовлетворения требования истца о признании незаконными действий жилищной комиссии, поскольку факт незаконности в рамках искового производства входит в предмет доказывания и является юридически значимым в целях применения соответствующего способа судебной защиты о понуждении совершить действия или воздержаться от таковых.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 196 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Зинченко Сергея Владимировича удовлетворить частично.

Обязать Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области поставить Зинченко Сергея Владимировича на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления - 03.12.2013.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья: (подпись) Л.С. Каломасова

Копия верна.

Судья:

Помощник судьи:

2-4143/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Зинченко Сергей Владимирович
Ответчики
Главное Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области
Другие
Информация скрыта
Зинченко С.С.
Зинченко О.Г.
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга
Судья
Каломасова Лидия Сергеевна
Дело на странице суда
leninskyeka.svd.sudrf.ru
14.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.04.2021Передача материалов судье
20.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.05.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.06.2021Предварительное судебное заседание
29.07.2021Судебное заседание
05.08.2021Судебное заседание
05.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее