дело №3-160/2015
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Волгоград 14 апреля 2015 года
Волгоградский областной суд в составе
председательствующего Ждановой С.В.,
при секретаре Шишкиной А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Зелёный дом» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости и возложении на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
ООО «Зелёный дом», являясь арендатором земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № <...>, общей площадью 22881+/-53 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов, с разрешённым использованием: для строительства многофункционального торгового комплекса, 19 декабря 2014 года обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка. Комиссией дан ответ об отсутствии у неё полномочий по рассмотрению заявления со ссылкой на то, что результаты определения кадастровой стоимости в соответствии с п.12 Постановления Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316 могут быть оспорены только в судебном порядке. После чего заявитель обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований он указал на то, что кадастровая стоимость земельного участка составляет 169508397 руб. 06 коп. и не соответствует его рыночной стоимости – 68148000 руб., что является существенным нарушением его прав и законных интересов, поскольку размер арендной платы за земельный участок исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
В ходе судебного заседания представитель заявителя – Голиков С.В. уточнил требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере, равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 мая 2014 года - дату определения кадастровой стоимости земельного участка и внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости, в размере 65394 000 рублей, согласно заключения судебной экспертизы.
Кроме того, Голиков С.В. заявление в части требований о возложении на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости не поддержал, просил производство по делу прекратить.
Судом вынесено отдельное определение о прекращении производства по делу в указанной части требований.
Представитель заинтересованного лица филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области Барыкина О.А., не возражая против удовлетворения заявленных требований, возражала против привлечения указанного органа в качестве заинтересованного лица. Также пояснила, что кадастровая стоимость спорного земельного участка была определена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области по состоянию на 15 мая 2014 года, в связи с изменением его количественных характеристик.
Представитель Губернатора Волгоградской области Поляков А.С. не возражал против удовлетворения заявленных требований.
К участию в деле привлечены Губернатор Волгоградской области; филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области (далее ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области) – как орган, определивший кадастровую стоимость спорного земельного участка, в отношении которого произошло изменение количественных характеристик; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (Управление Росреестра по Волгоградской области), администрация городского округа город-герой Волгоград, Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области (после переименования Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области), Комитет земельных ресурсов администрации г.Волгограда – как органы, представляющие интересы муниципального образования, в бюджет которого поступают налоговые платежи за земельный участок.
Управление Росреестра по Волгоградской области, администрация городского округа город-герой Волгоград, Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Комитет земельных ресурсов администрации г.Волгограда о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие вышеуказанных заинтересованных лиц.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы гражданского дела, оценив доводы, изложенные в заявлении, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.
Использование земли в Российской Федерации является платным.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности") в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, в том числе и решением суда.
При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Оспаривание юридическими лицами кадастровой стоимости предусмотрено только в случае отклонения комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Комиссия) заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Из материалов дела следует, что ООО «Зелёный дом» пользуется земельным участком по адресу: <адрес> с кадастровым номером № <...>, общей площадью 22881+/-53 кв.м., на правах, установленных договором аренды от 18 июля 2006 года № № <...>, заключённом между заявителем и администрацией Волгограда, а также дополнительным соглашением к указанному договору аренды, заключенном 26 июня 2014 года между заявителем и Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области, из которого следует, что срок аренды установлен до 06 июля 2016 года. Земельный участок относится к категории: земли населённых пунктов, с разрешённым использованием: для строительства многофункционального торгового комплекса.
В данном случае из вышеназванного дополнительного соглашения следует, что размер арендной платы по договору аренды исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Следовательно, определение в отношении спорного объекта недвижимости кадастровой стоимости влияет на обязанность ООО «Зелёный дом» по уплате арендной платы, и у заявителя имеется правовая заинтересованность в приведении кадастровой стоимости земельного участка в соответствие с его рыночной стоимостью.
Из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом, исходя из анализа положений упомянутой статьи, следует, что датой установления стоимости объекта недвижимости в таких случаях является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, несмотря на то, что для целей определения их кадастровой стоимости применяются средние показатели кадастровой стоимости, установленные при проведении государственной кадастровой оценки земель.
В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке, а также в случаях изменения характеристик земельного участка, влияющих на кадастровую стоимость (отнесение земельного участка к другой категории земель, изменение вида разрешенного использования земельного участка или уточнения площади земельного участка) определение кадастровой стоимости проводится в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222.
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области определил кадастровую стоимость спорного земельного участка по состоянию на 15 мая 2014 года, в связи с изменением его количественных характеристик, которая, согласно сведений из кадастровой справки о кадастровой стоимости земельного участка составляет 169508397 руб. 06 коп.
Из кадастрового паспорта земельного участка следует, что сведения о нём внесены в государственный кадастр недвижимости 15 мая 2014 года.
Таким образом, принимая во внимание то, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена на основании статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, то датой определения кадастровой стоимости земельного участка является дата внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости, то есть 15 мая 2014 года.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя заявителя была проведена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 15 мая 2014 года.
Согласно заключению эксперта от 19 марта 2015 года № № <...> величина рыночной стоимости указанного выше земельного участка по состоянию на 15 мая 2014 года составляет 65394 000 рублей.
Судом установлено, что вышеуказанное заключение эксперта соответствует требованиям, предъявляемым ст. 86 ГПК РФ, а также требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в части, применимой к рассматриваемым правоотношениям, и Федерального стандарта оценки (ФСО-1), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года № 256.
Так, экспертное заключение содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответ на поставленный судом вопрос. Выводы эксперта о рыночной стоимости земельного участка сделаны на основе сравнительного подхода с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, опубликованных в сети Интернет, с применением корректирующих коэффициентов. По мнению суда, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов экспертом произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей рынка недвижимости в конкретном населенном пункте в соответствующий период и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Достоверность выводов эксперта сторонами сомнению не подвергалась.
При таких данных, оценив по правилам ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ представленное заключение эксперта, которое было выполнено в рамках проведения судебной экспертизы, эксперт предупреждён об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, экспертиза проведена экспертом Г.А.В. имеющим необходимое образование и стаж работы в оценочной деятельности с 2003 года, рыночная стоимость оспариваемого объекта недвижимости проведена на дату внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости - 15 мая 2014 года, суд приходит к выводу о том, что заключение эксперта является допустимым доказательством по делу, подтверждающим достоверность указанной в нём итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости.
Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что заявитель представил доказательства, подтверждающие заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, в связи с чем заявление подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах кадастровая стоимость спорного земельного участка подлежит установлению равной его рыночной стоимости в указанном размере.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть пятая статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Судом установлено, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости представителем заявителя подано в Комиссию 19 декабря 2014 года. При этом Комиссией дан ответ об отсутствии у неё полномочий по рассмотрению заявления, со ссылкой на то, что результаты определения кадастровой стоимости в соответствии с п.12 Постановления Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316 могут быть оспорены только в судебном порядке.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном названным федеральным законом порядке.
Принимая во внимание изложенное, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Возражения представителя филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области Барыкиной О.А. в отношении неправомерного привлечения указанного органа в качестве заинтересованного лица являются несостоятельными, исходя из следующего.
Государственную функцию по организации государственной кадастровой оценки земель осуществляет непосредственно Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (пункт 5.2.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии").
Как следует из положений Устава федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", данное учреждение, находясь в ведении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляет полномочия по государственному кадастровому учету объектов недвижимости.
Поскольку орган кадастрового учета обладает полномочиями на внесение рыночной стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, указанное учреждение привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-194 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░» ░░ 19 ░░░░░░░ 2014 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № <...>, ░░░░░ ░░░░░░░░ 22881+/-53 ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 15 ░░░ 2014 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 65394 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.
<.......>
<.......>
<.......>