Дело № 2-4431/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 сентября 2015 года Ялтинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующей судьи Кулешовой О.И., при секретаре Зымалеве В.В., с участием представителя заявителя Вартаньянц М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тениешвили З. Ш. о признании незаконным отказа в регистрации транспортного средства, заинтересованное лицо: отделение № 3 Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Крым,
УСТАНОВИЛ:
Тениешвили З.Ш. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа отделения № 3 Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Крым в регистрации транспортного средства, принадлежащего ему на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, изложенном в ответе от ДД.ММ.ГГГГ г., и обязании отделения № 3 Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Крым зарегистрировать за ним транспортное средство марки «<данные изъяты>», тип <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, номер шасси <данные изъяты>, цвет кузова (кабины) красный, объем двигателя <данные изъяты> куб. см., категория <данные изъяты>, полная масса <данные изъяты>, масса без груза <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>. В обоснование заявленный требований указано, что отказ в регистрации транспортного средства является незаконным в связи с отсутствием правовых оснований для этого.
Представитель заявителя по доверенности Вартаньянц М.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель заинтересованного лица отделения № 3 МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Заслушав пояснения представителя заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ЧП «Магистраль Сервис Плюс» и Тениешвили З.Ш. был заключен договор купли-продажи, в соответствии с которым последний приобрел транспортное средство марки «<данные изъяты>», тип <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, номер шасси <данные изъяты>, цвет кузова (кабины) красный, объем двигателя <данные изъяты> куб. см., категория <данные изъяты>, полная масса <данные изъяты>, масса без груза <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты> (л.д. 4).
Свидетельство о регистрации транспортного средства подтверждает факт того, что товар принадлежал продавцу – ЧП «Магистраль Сервис Плюс» на праве собственности (л.д. 6).
ДД.ММ.ГГГГ по акту приема-передачи транспортного средства Продавец передал Покупателю в собственность технически исправный автомобиль, указанный в договоре купли-продажи транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5).
ДД.ММ.ГГГГ Тениешвили З.Ш. перечислил ЧП «Магистраль Сервис Плюс» денежные средства в сумме 46 000,00 рублей, в том числе без налога (НДС) по договору от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).
ДД.ММ.ГГГГ Тениешвили З.Ш. обратился к начальнику Отделения № 3 МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым с заявлением о перерегистрации транспортного средства, приобретенного у ЧП «Магистраль Сервис Плюс» по договору купли-продажи транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).
По результатам рассмотрения указанного заявления, ДД.ММ.ГГГГ за исх. № за подписью начальника отделения № 3 МРЭО ГИБДД МВД России по Республике Крым в адрес Тениешвили З.Ш. было направлено письмо с указанием того, что согласно предоставленных документов транспортное средство не подлежит регистрации согласно постановления № 897 от 05.09.2014 г. Правительства Российской Федерации, п. 3 приказа № 1001 от 24.11.2008 г. МВД Российской Федерации, где указано, что регистрационные действия с транспортными средствами, принадлежащими юридическим лицам, ранее зарегистрированным на территории Республики Крым и г. Севастополя в соответствии с законодательством Украины до внесения их в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц) Российской Федерации, не производится (л.д. 9).
Не согласившись с вышеуказанными действиями административного органа, выраженными в отказе, изложенном в форме ответа на обращение, Тениешвили З.Ш. обратился в суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что у заинтересованного лица имелись предусмотренные законом основания для отказа заявителю в регистрации транспортного средства, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ возлагается на орган или лица, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.08.2013 N 605 утвержден "Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним" (далее - административный регламент).
Административным регламентом определен исчерпывающий перечень документов, необходимых, в соответствии с нормативными правовыми актами, для предоставления государственной услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителям, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления.
Пунктом 15 Административного регламента определен перечень документов, представляемых заявителями, а именно: документы на транспортное средство (пункт 15.4.1. Административного регламента): паспорт транспортного средства; регистрационный документ, подтверждающий государственную регистрацию транспортного средства и присвоение ему государственного регистрационного знака (а также выдававшиеся ранее свидетельства о регистрации транспортных средств, технические паспорта (технические талоны) транспортных средств); свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства для транспортного средства, изготовленного в Российской Федерации в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение, или изготовленного в Российской Федерации в индивидуальном порядке из сборочного комплекта либо являющегося результатом индивидуального технического творчества, или выпускаемого в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу.
Пунктом 15.5. Административного регламента предусмотрено, что в представляемых для совершения административных действий документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты, должны содержаться: дата и место их составления, предмет и условия сделки (решения государственного органа), стоимость транспортного средства (при наличии), для физического лица - фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства, паспортные данные, для юридического лица - ИНН, полное наименование, юридический адрес, подписи сторон (если наличие подписей предусмотрено формой документа), идентификационные данные транспортного средства, а также серия, номер, дата выдачи паспорта транспортного средства и (или) регистрационного документа и (или) регистрационного знака (при их наличии), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
К документам, удостоверяющим право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты относятся: заключенный в установленном порядке договор (купли-продажи, мены, дарения и другие договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации), удостоверяющий право собственности на транспортное средство, номерной агрегат; документы, выдаваемые органами социальной защиты населения о выделении транспортных средств инвалидам либо об изменении права собственности на такие транспортные средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; решения судов, судебные приказы, постановления органов принудительного исполнения судебных актов; выписки из передаточных актов (касающиеся транспортных средств) при слиянии юридических лиц, присоединении юридического лица к другому юридическому лицу или преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы); выписки из разделительного баланса (касающиеся транспортных средств) при разделении юридического лица либо при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц в соответствии со статьями 57, 58 Гражданского кодекса Российской Федерации; свидетельства о праве на наследство; заверенная выписка (копия) протокола тиражной комиссии, или правил проведения лотереи и акт передачи транспортного средства, полученного собственником в качестве выигрыша, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; иные документы, удостоверяющие право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" установлено, что паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами Российской Федерации - на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 1 июля 1997 года.
Согласно пункта 19 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24.11.08 N 1001, транспортные средства, ввезенные на территорию Российской Федерации, регистрируются за юридическими или физическими лицами, указанными в документах, которые были выданы таможенными органами Российской Федерации при таможенном оформлении транспортных средств, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На момент приобретения Тениешвили З.Ш. автомобиля перерегистрация транспортных средств производилась в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 N 897 "Об особенностях регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и выдаче водительских удостоверений на территориях Республики Крым и г. Севастополя" (утратило силу 01.01.2015).
В соответствии с пунктом 1 вышеуказанного Постановления Правительства РФ, регистрация автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее - транспортные средства), принадлежащих гражданам Российской Федерации, проживающим на территориях Республики Крым и г. Севастополя, приобретшим гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - граждане), и юридическим лицам, зарегистрированным на указанных территориях в соответствии с законодательством Украины до 18 марта 2014 г. (далее - юридические лица), выдача российских национальных и международных водительских удостоверений на территориях Республики Крым и г. Севастополя осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом следующих особенностей: а) регистрационные действия, связанные с заменой регистрационных документов и государственных регистрационных знаков, могут совершаться с выдачей паспортов транспортных средств на основании: паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, содержащего сведения о его регистрации по месту жительства на территориях Республики Крым или г. Севастополя; регистрационных документов и государственных регистрационных знаков, выданных на транспортные средства, принадлежащие гражданам и юридическим лицам, в соответствии с законодательством Украины до 18 марта 2014 г.; документов, подтверждающих уплату сборов за совершение юридически значимых действий, если они предусмотрены в соответствии с законодательством Российской Федерации; документов, подтверждающих государственную регистрацию юридического лица - собственника транспортного средства, выданных до 18 марта 2014 г.; страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, выданного в соответствии с законодательством Украины до 18 марта 2014 г., срок действия которого не истек.
Исходя из положений данного Постановления Правительства РФ от 05.09.2014 N 897 следует, что обязательным условием для постановки автомобиля на учет является приобретение права собственности на транспортное средство до 18 марта 2014 года, что в рассматриваемом споре отсутствует, и автомобиль должен принадлежать юридическому лицу на основании регистрационных документов (свидетельства о регистрации транспортного средства).
Согласно статьи 1 Федерального закона от 05.05.2014 N 124-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", вступившего в законную силу с 01.07.2014, Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 52-ФЗ) дополнен статьей 19, частью 1 которой предусмотрено, что в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (за исключением юридических лиц, имущество которых находится в собственности публично-правового образования, или юридических лиц, участником которых является публично-правовое образование), могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 января 2015 года. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с настоящей статьей сведений о юридических лицах, учредительные документы которых приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации, не является реорганизацией указанных юридических лиц, не влечет их прекращение (ликвидацию) и не требует применения правил, предусмотренных статьей 60 Кодекса. Обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и которые до 1 января 2015 года не обратились с заявлением в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, имеют право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации с момента приобретения статуса филиала (представительства) иностранного юридического лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из положений вышеуказанных нормативных правовых актов следует, что ранее зарегистрированное в соответствии с законодательством Украины юридическое лицо, которое не привело свою организационно-правовую форму в соответствие с законодательством Российской Федерации, вправе осуществлять отчуждение имеющегося у него имущества, в том числе и транспортные средства. Однако, при переходе права собственности транспортного средства оно считается принадлежащим иностранному юридическому лицу, которое подлежит государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации после проведения таможенных процедур и получения необходимых документов, в том числе паспорта транспортного средства в таможенных органах.
Из материалов дела следует, что ЧП «Магистраль Сервис Плюс» продало Тениешвили З.Ш. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ транспортное средство, в отношении которого таможенные процедуры не проводились, паспорт транспортного средства на него таможенными органами не выдавался, что подтверждает правоту отказа административного органа.
В соответствии с пунктом 22 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД РФ N 605 от 07.08.2013, основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги к рассмотрению является отсутствие одного или нескольких необходимых для проведения регистрационного действия документов, предусмотренных пунктом 15 Административного регламента, либо если представленные документы не соответствуют предъявляемым к ним требованиям.
Таким образом, правовые основания для перерегистрации в органах МРЭО транспортного средства отсутствуют, отказ в регистрации транспортного средства был дан в соответствии с действующим на тот момент законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 249, 255, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Тениешвили З. Ш. о признании незаконными действий отделения № 3 Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Крым по отказу в регистрации транспортного средства, возложении обязанности провести регистрацию транспортного средства, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Ялтинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен 18.09.2015 г.
Судья