Решение в окончательной форме изготовлено 03 ноября 2021 года
Дело № 2а-1954/2021
Уникальный идентификатор дела: 66RS0012-01-2021-002556-22
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Каменск-Уральский
Свердловской области 21 октября 2021 года
Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области
в составе: председательствующего судьи Толкачевой О.А.,
с участием представителя административного истца Барсукова С.А. (доверенность от 07.05.2021), представителя административного соответчика Прокуратуры Свердловской области Пермяковой Т.И. (доверенность от 15.10.2021), при секретаре Табатчиковой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Черноскутова С.А. к прокурору города Каменска-Уральского Васильеву В.В., Прокуратуре Свердловской области о признании бездействия незаконным,
установил:
Черноскутов С.А. обратился в суд с административным иском, в котором просит признать бездействие прокурора г.Каменска-Уральского Свердловской области Васильева В.В. незаконным, возложить на прокурора г.Каменска-Уральского Васильева В.В. обязанность рассмотреть жалобу по существу, провести прокурорскую проверку и дать оформленный должным образом письменный ответ.
В обоснование заявленных требований указал, что 13.08.2021 он направил в адрес прокурора г.Каменска-Уральского Васильева В.В. жалобу на бездействие сотрудников МО МВД России «Каменск-Уральский». 18.08.2021 данная жалоба была вручена адресату почтальоном. Вместе с тем, данная жалоба, по утверждению административного истца, была оставлена адресатом без разрешения, ответ на неё не получен по настоящее время.
Определением суда от 28.09.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Прокуратура Свердловской области.
Будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания административный истец Черноскутов С.А. в суд не явился, уполномочил на представление своих интересов представителя.
Представитель административного истца Барсуков С.А., действуя на основании доверенности, в судебном заседании требования административного иска поддержал по изложенным в нём основаниям.
Также будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания в суд не явился прокурор г.Каменска-Уральского Васильев В.В. Его явка в судебное заседание обязательной признана не была.
Представитель Прокуратуры Свердловской области Пермякова Т.И., действуя на основании доверенности, в судебном заседании указала на непризнание требований административного иска. Настаивала на том, что обращение Черноскутова С.А., предъявленное от его имени представителем Барсуковым С.А., рассмотрено в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 № 45. Ответ прокурора г.Каменска-Уральского от 16.09.2021 № 1833ж-2021 дан в установленный срок и в пределах компетенции должностного лица.
В соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом с занесением в протокол судебного заседания вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав объяснения представителя административного истца Барсукова С.А., представителя административного соответчика Пермяковой Т.И., исследовав доказательства в материалах административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд вправе признать незаконными оспариваемые решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенные государственными или иными публичными полномочиями только при наличии совокупности следующих условий: оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ). В том случае, если совокупность указанных условий отсутствует, суд в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 227 названного Кодекса отказывает в удовлетворении административного иска.
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и личные обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» наделяет прокуратуру специальными полномочиями, необходимыми для выполнения возложенных на нее функций. Реализация данных полномочий является исключительной прерогативой органов прокуратуры, работники которой несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным.
Согласно ч. ч. 2, 4 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
В силу положений части 2 статьи 8, статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления и рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно статье 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Аналогичные положения содержатся в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 (далее - Инструкция от 30.01.2013 № 45).
Так, в соответствии с пунктом 4.2 Инструкции от 30.01.2013 № 45 поступившие в органы прокуратуры обращения, в том числе по поводу решений нижестоящих прокуроров, разрешаются с изучением копий судебных решений, материалов прокурорских проверок и иных материалов. При необходимости обращения могут быть разрешены с изучением уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, истребованием нормативных документов, получением объяснений от граждан, а также должностных и иных лиц, действия которых обжалуются. Для оперативности истребования дел и проверочных материалов используются технические средства информации и связи.
Пунктом 5.1 Инструкции от 30.01.2013 № 45 предусмотрено, что обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Если установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.
На основании пункта 6.1 Инструкции от 30.01.2013 № 45 обращения, в том числе взятые на контроль (особый контроль), считаются разрешенными только в том случае, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты в соответствии с действующим законодательством необходимые меры и даны исчерпывающие ответы заявителям.
Ответ на обращение (запрос), поступившее в органы прокуратуры по информационным системам общего пользования, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу.
Пунктом 6.5 Инструкции от 30.01.2013 № 45 предусмотрено, что при отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован. В нем дается оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован. Кроме того, в ответе заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
Из материалов административного дела следует и судом установлено, что 18.08.2021 в прокуратуру г. Каменска-Уральского почтой поступила жалоба Барсукова С.А., действующего в интересах Черноскутова С.А., на бездействие сотрудников МО МВД России «Каменск-Уральский», в которой заявитель указывал, что по его заявлению в МО МВД России «Каменск-Уральский» не предоставлена возможность ознакомления с материалами проверки, а также он не извещен о принятом по обращению решении.
Согласно имеющейся на жалобе резолюции проведение проверки по обращению Черноскутова С.А. в лице его представителя Барсукова С.А. поручено уполномоченному помощнику прокурора.
31.08.2021 в адрес начальника МО МВД России «Каменск-Уральский» зам.прокурора г.Каменска-Уральского Карповой Н.В. направлен запрос о предоставлении информации, а также копий подтверждающих её документов относительно разрешения заявления представителя Барсукова С.А. об ознакомлении с материалами проверки по обращению Черноскутова С.А., зарегистрированному в КУСП 07.05.2021 за № 7098.
По результатам проведенных проверочных мероприятий, полученной информации установлено, что 12.07.2021 в отдел полиции № 23 МО МВД России «Каменск-Уральский» поступило заявление Барсукова С.А. об ознакомлении с материалами проверки КУСП № 7098 от 07.05.2021. В обращении в качестве почтового для направления корреспонденции указан адрес ООО «Юридическая контора «Сергей Барсуков и партнеры»: <адрес>. 10.08.2021 за подписью вр.и.о. отдела полиции №23 МО МВД России «Каменск- Уральский» по результатам рассмотрения обращения направлен ответ Черноскутову С.А., но не по адресу, указанному в обращении в качестве почтового, а по адресу регистрации самого Черноскутова С.А.: Свердловская <адрес>.
В силу изложенного прокурором г. Каменска-Уральского Васильевым В.В. в порядке ст. 4 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» начальнику ОП № 23 МО МВД России «Каменск- Уральский» направлена информация о допущенных недостатках при рассмотрении обращений граждан, о недопущении подобных нарушений законодательства.
В свою очередь, по результатам рассмотрения обращения Черноскутова С.А. в лице его представителя Барсукова С.А. за подписью прокурора г.Каменска-Уральского Васильева В.В. 16.09.2021 Барсукову С.А. как представителю Черноскутова С.А. по адресу, указанному в обращении (623430, Свердловская <адрес>) направлен мотивированный ответ за № 1833ж-2021, что подтверждается реестром отправления заказной корреспонденции, заверенной почтовым отделением «Почта России».
Согласно отчету об отслеживании отправления указанное письмо с почтовым идентификатором <*****> принято в отделении связи 16.09.2021, прибыло в место вручения 18.09.2021, вручено адресату почтальоном 21.09.2021.
Изложенное в совокупности свидетельствует о том, что обращение Черноскутова С.А. в лице его представителя Барсукова С.А. рассмотрено уполномоченным лицом, в установленном законом порядке, дан мотивированный ответ в установленный законом срок. Права и законные интересы административного истца не нарушены.
Согласно положениям статей 5, 10, 22 - 25, 25.1, 27, 28 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования, дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права заявителя производится в судебном и ином предусмотренном законом порядке.
Тем самым, возможное несогласие административного истца с содержанием ответа от 16.09.2021, непринятие прокурором мер прокурорского реагирования, о которых указывалось в жалобе, поданной в прокуратуре, не свидетельствует о том, что административным ответчиком совершены незаконные действия либо допущено незаконное бездействие.
Доводы представителя административного истца о не получил ответа, направленного из прокуратуры почтой, не свидетельствует о неисполнении прокуратурой требований закона.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена. В силу изложенного требования административного иска Черноскутова С.А. надлежит оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил :
В удовлетворении административных исковых требований Черноскутова С.А. к прокурору города Каменска-Уральского Васильеву В.В., Прокуратуре Свердловской области о признании бездействия незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Синарский районный суд г.Каменска-Уральского Свердловской области.
Судья: О.А. Толкачева