Дело № 21-449/2021 судья Боев И.В.
УИД № 69RS0038-03-2021-004827-95
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тверь 10 ноября 2021 года
Судья Тверского областного суда Каширская Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Гуськова О.В., действующего в интересах ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, на решение судьи Московского районного суда города Твери от 25 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям, врио начальника отдела государственного экологического надзора Тверской области Титовой М.М. № от 23 июня 2021 года ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Московского районного суда города Твери от 25 августа 2021 года постановление должностного лица № от 23 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России изменено, снижен размер назначенного ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России штрафа до 100000 рублей, в остальной части решение оставлено без изменения, жалоба защитника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Тверской областной суд, защитник Гуськов О.В. просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что в соответствии с «Алгоритмом взаимодействия органов военного управления и войск в интересах обеспечения принятия решений по строительству, реконструкции (ремонту) объектов недвижимого имущества и их реализации», представителями ЖКС № 17 совместно с командиром войсковой части разработано ТТЗ на «Оборудование котельной № 123 площадкой для золошлаковых отходов», которое 23 июля 2020 года ЖКС № 17 было направлено в Филиал Учреждения. Считает, что они выполнили все необходимые меры, которые подтверждают отсутствие их вины, в связи, с чем привлечение их к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2. КоАП РФ необоснованно. Наложение на Учреждение крупного штрафа создает препятствия для осуществления предусмотренной уставом деятельности и тем самым нарушает права и законные интересы в данной сфере.
В судебное заседание не явились законный представитель учреждения, защитник Гуськов О.В. и представитель военной прокуратуры Тверского гарнизона, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, защитником Гуськовым О.В. заявлено ходатайство об отложении рассмотрения жалобы в связи с его нахождением в отпуске, в удовлетворении которого отказано протокольным определением, в связи с чем руководствуясь пунктами 2, 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, оценив обоснованность доводов жалобы, выслушав представителя Верхне–Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Григорьева А.Г., возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В силу статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно статье 1 Федерального закона № 89-ФЗ отходами производства и потребления (далее - отходы) признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным законом, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.
В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Как следует из материалов дела, 19 мая 2021 ода с 12 часов 20 минут до 12 часов 40 минут экспертом отдела государственного экологического надзора по Ярославской области Романенко И.В., при участии помощника военного прокурора Тверского гарнизона Шмалько В.Н., произведен осмотр территории котельной № с координатами №, расположенной по адресу: <адрес>.
В результате осмотра установлено, что площадка для временного накопления отходов не оборудована, складирование отходов осуществляется непосредственно на почву, а не на твердое покрытие, на площадке отсутствуют опознавательные знаки, площадка не имеет влаго и ветро защиты, не оборудована ливневой канализацией, обвалование отходов не проводится, журнал учета отходов не ведется, отсутствует контейнер для накопления твердых-коммунальных отходов. Золошлаковая смесь на котельных складируется на почву, одновременно задвигается в глубь лесного массива, перемешиваясь с большим количеством других отходов производства и потребления.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения 02 июня 2021 года заместителем военного прокурора Тверского гарнизона Рышляковым С.С. постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям, врио начальника отдела государственного экологического надзора Тверской области Титовой М.М. № от 23 июня 2021 года ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Судья районного суда, проверяя законность и обоснованность оспариваемого постановления должностного лица, пришел к выводу о наличии в действиях ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России состава вмененного административного правонарушения и о доказанности его вины в его совершении, при этом с учетом всех обстоятельств по делу счел возможным снизить назначенное учреждению наказание до минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда не имеется.
Фактические обстоятельства дела и вина ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в полном объеме подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 02 июня 2021 года (л.д. 4-6); тактико-техническим заданием от 31 января 2020 года (л.д. 13-15); фотоматериалами (л.д. 87-107); а также иными материалами дела об административном правонарушении, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Вопреки доводам заявителя жалобы, каких-либо противоречий в представленных доказательствах и сомнений относительно виновности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в совершении вмененного правонарушения судьей районного суда отмечено не было, таковых не имеется и при проверке законности и обоснованности принятого судьей решения.
Совершенное ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России деяние верно квалифицировано по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами КоАП РФ.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе и имеющие правовое значение, были предметом проверки в ходе производства по делу, обоснованно отвергнуты по мотивам, изложенным в решении судьи районного суда, установленные обстоятельства и выводы о виновности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в совершении вмененного административного правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемых актов.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судьей районного суда обстоятельств и имеющихся доказательств не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов.
Порядок и срок давности привлечения ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Судом первой инстанции с учетом всех обстоятельств по делу обоснованно снижено административное наказание ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России до минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, что соответствует содеянному и целям административного наказания, указанным в статьях 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенных должностным лицом постановления и решения судьи районного суда, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи районного суда сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областях, врио начальника отдела государственного экологического надзора Тверской области Титовой М.М. № от 23 июня 2021 года, решение судьи Московского районного суда г. Твери от 25 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России оставить без изменения, жалобу защитника Гуськова О.В., действующего в интересах ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, - без удовлетворения.
Судья Е.А. Каширская