Дело №2а-746/2021 г.
УИД: 05RS0039-01-2021-002651-25
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 декабря 2021 года с. Касумкент
Сулейман-Стальский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Айбатова М.М.,
при секретаре судебных заседаний Аминове И.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Дагестан (в порядке ст. 39 КАС РФ) о признании бездействие администрации СП «<адрес>» и МР «<адрес>», выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанностей по устранению допущенных нарушений земельного законодательства при предоставлении и использовании земельных участков с кадастровыми номерами 05:13:000047:187 и 05:13:000047:86,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> Республики Дагестан, в порядке ст. 39 КАС РФ, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании бездействие администрации СП «<адрес>» и МР «<адрес>», выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанностей по устранению допущенных нарушений земельного законодательства при предоставлении и использовании земельных участков с кадастровыми номерами 05:13:000047:187 и 05:13:000047:86, обязать администрацию СП «Орта-Стал» и МР «<адрес>» принять меры по устранению нарушений земельного законодательства, путем обращения в суд с исковым заявлением о расторжении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 05:13:000047:187 от 22.12.2009г., либо заключить дополнительное соглашение с уменьшением площади земельного участка с 40 га до 31,4 га, а также принять меры по устранению нарушений земельного законодательства, путем обращения в суд с исковым заявлением о расторжении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 05:13:000047:86 от 29.11.2006г., либо заключить дополнительное соглашение с указанием категории земли и вида разрешенного использования.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> по обращению директора ООО Санаторий-профилакторий «Кпул-Ятар» ФИО2 на незаконные действия должностных лиц администрации <адрес> при распоряжении земельными участками, а также по другим вопросам проведена проверка. Проведенной прокуратурой проверкой установлено, между ООО Санаторий-профилакторий «Кпул-Ятар» и Комитетом имущественных и земельных отношений 22.12.2009г. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 05:13:000047:187 площадью 40 га для использования после перевода в соответствии с действующим законодательством в категорию земель населенных пунктов в целях строительства санатория и парка отдыха в границах, указанных в проектном плане земельного участка.
При формировании и предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 05:13:000047:187 допущены накладки на земельные участки с кадастровыми номерами 05:13:000047:86, 05:13:000007:749, 05:13:000007:658, 05:13:000007:661, 05:13:000007:177, 05:13:000007:1475, 05:13:000007:659, 05:13:0000047:100.
По данным обстоятельствам состоялось судебное разбирательство и решением Сулейман-Стальского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований директора ООО «Санаторий- профилакторий «Кпул-Ятар» ФИО2 к ФИО3, Ярахмедовой 3.3. и ФИО4 и администрации сельского поселения село «Орта-Стал» <адрес> РД о признании недействительным и аннулировании записей в ЕГРПН и снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 05:13:000007:661, 05:13:000007:658, и 05:13:000007:749, отказано.
Основанием для вынесения данного решения является то, что кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 05:13:000047:187, находящийся в аренде у ООО «Санаторий-профилакторий «Кпул-Ятар» ДД.ММ.ГГГГ осуществлен с нарушением требований Федерального закона «О государственном кадастровом учете», то есть на момент постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 05:13:000047:187 уже имелись накладки с земельными участками с кадастровыми номерами 05:13:000007:661, 05:13:000007:658, и 05:13:000007:749, которые были поставлены на кадастровый учет ранее.
Аналогичная ситуация наблюдается и по другим земельным участкам с кадастровыми номерами 05:13:000047:86, 05:13:000007:177, 05:13:000007:1475, 05:13:000007:659 и 05:13:0000047:100.
На момент предоставления в аренду земельного участка, кадастровый учет администрацией МР «<адрес>» не был осуществлен, соответственно кадастровый номер не присвоен, что явилось причиной накладок.
Из акта согласования местоположения границы земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ предоставленного в аренду ООО Санаторий-профилакторий «Кпул-Ятар» усматривается, что в нем отсутствуют сведения (подписи) о согласовании границ земельных участков со смежными пользователями ФИО8, ФИО9 и ФИО10
Аналогичные нарушения администрацией МР «<адрес>» допущены при предоставлении земельного участка с кадастровым номером 05:13:000047:86, а именно земельный участок передан в аренду без присвоения кадастрового номера и определения его конкретных границ (в постановлении о предоставлении з/у отсутствует такой номер).
Администрацией МР «<адрес>» при предоставлении в аренду земельного участка площадью 40 га ООО Санаторий-профилакторий «Кпул-Ятар» и его формировании допущены нарушения требований земельного законодательства, тем самым произошли накладки на иные, ранее сформированные и предоставленные гражданам земельные участки.
Несмотря на это, ответственными должностными лицами МБУ «УМИЗ» администрации МР «<адрес>» меры, направленные на устранение нарушений закона своевременно не приняты.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № "О порядке осуществления органами местного самоуправления муниципального земельного контроля на территории Республики Дагестан и о внесении изменений в закон Республики Дагестан "О земле" должностные лица органов муниципального земельного контроля имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации.
Из пункта 4.3 положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля в МР «<адрес>», утвержденного Решением Собрания депутатов МР «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что инспектор по муниципальному земельному контролю обязан предотвращать, выявлять и пресекать земельные правонарушения, а также проводить профилактическую работу по устранению обстоятельств, способствовавших совершению земельных правонарушений и др.
По вышеизложенным нарушениям в адрес главы МР «<адрес>» 16.08.2021г. внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено, нарушения признаны обоснованными. Вместе с тем, фактические меры по устранению нарушений закона, как органом муниципального земельного контроля, так и собственником земельного участка администрацией СП «Орта-Стал» по настоящее время не приняты. Согласно ч. 9 ст. 22 ЗК РФ изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускаются. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим федеральным законом, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
Однако, администрация СП «Орта-Стал» выявив факт несоблюдения условий договора аренды земельного участка с кадастровым номером 05:13:000047:187 от 22.12.2009г., меры направленные на реальное устранение путем направления искового заявления о расторжении договора аренды, не приняты.
Бездействие должностных лиц администрации МР «<адрес>» и СП «<адрес>» способствуют к продолжению нарушений земельного законодательства, чем нарушаются права муниципальных образований.
Представитель административного истца-помощник прокурора <адрес> РД ФИО5 в судебном заседании административные исковые требования прокурора поддержал, и просил суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика АСП «<адрес>» по доверенности ФИО6 в судебном заседании исковые требования прокурора <адрес> РД признал законными и обоснованными, в связи с признанием иска просил суд их удовлетворить. Также не возразил против рассмотрения дела в отсутствие представителя административного ответчика МР «<адрес>» Республики Дагестан.
Представитель административного ответчика МР «<адрес>» Республики Дагестан, извещенный о времени, дате и месте рассмотрения дела в суд не явился, и возражений против удовлетворения иска суду не представил.
Суд, выслушав представителя административного истца ФИО5, представителя административного ответчика ФИО6, проверив и исследовав материалы дела, считает, что административное исковое заявление прокурора <адрес> Республики Дагестан, подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Статья 15 Конституции Российской Федерации закрепляет, что органы местного самоуправления обязаны соблюдать законы Российской Федерации.
Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, между ООО Санаторий-профилакторий «Кпул-Ятар» и Комитетом имущественных и земельных отношений ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 05:13:000047:187 площадью 40 га для использования после перевода в соответствии с действующим законодательством в категорию земель населенных пунктов в целях строительства санатория и парка отдыха в границах, указанных в проектном плане земельного участка.
При формировании и предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 05:13:000047:187 допущены накладки на земельные участки с кадастровыми номерами 05:13:000047:86, 05:13:000007:749, 05:13:000007:658, 05:13:000007:661, 05:13:000007:177, 05:13:000007:1475, 05:13:000007:659, 05:13:0000047:100.
Решением Сулейман-Стальского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований директора ООО «Санаторий- профилакторий «Кпул-Ятар» ФИО2 к ФИО3, Ярахмедовой 3.3. и ФИО4 и администрации сельского поселения село «Орта-Стал» <адрес> РД о признании недействительным и аннулировании записей в ЕГРПН и снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 05:13:000007:661, 05:13:000007:658, и 05:13:000007:749, отказано.
Кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 05:13:000047:187, находящийся в аренде у ООО «Санаторий-профилакторий «Кпул-Ятар» 15.09.2010г. осуществлен с нарушением требований Федерального закона «О государственном кадастровом учете», то есть на момент постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 05:13:000047:187 уже имелись накладки с земельными участками с кадастровыми номерами 05:13:000007:661, 05:13:000007:658, и 05:13:000007:749, которые были поставлены на кадастровый учет ранее.
Аналогичная ситуация наблюдается и по другим земельным участкам с кадастровыми номерами 05:13:000047:86, 05:13:000007:177, 05:13:000007:1475, 05:13:000007:659 и 05:13:0000047:100.
На момент предоставления в аренду земельного участка, кадастровый учет администрацией МР «<адрес>» не был осуществлен, соответственно кадастровый номер не присвоен, что явилось причиной накладок.
Из п. 1.1 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 40 га с кадастровым номером 05:13:000047:187 передается в аренду для использования после перевода в соответствии с действующим законодательством в категорию земель населенных пунктов в целях строительства санатория и парка отдыха в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка. Такие условия в договоре являются недопустимыми.
Кадастровый номер земельному участку площадью 40 га присвоен ДД.ММ.ГГГГ, при этом в договоре аренды земельного участка от
то есть заключенного до присвоения кадастрового номера, уже имеются сведения о кадастровом номере.
Из акта согласования местоположения границы земельного участка от
предоставленного в аренду ООО Санаторий-профилакторий «Кпул-Ятар» усматривается, что в нем отсутствуют сведения (подписи) о согласовании границ земельных участков со смежными пользователями ФИО8, ФИО9 и ФИО10
Администрацией МР «<адрес>» допущены нарушения при предоставлении земельного участка с кадастровым номером 05:13:000047:86, а именно земельный участок передан в аренду без присвоения кадастрового номера и определения его конкретных границ (в постановлении о предоставлении з/у отсутствует такой номер).
Согласно ч. 2 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Частями 4-6 данной статьи установлено, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Таким образом, администрацией МР «<адрес>» при предоставлении в аренду земельного участка площадью 40 га ООО Санаторий-профилакторий «Кпул-Ятар» и его формировании допущены нарушения требований земельного законодательства, тем самым произошли накладки на иные, ранее сформированные и предоставленные гражданам земельные участки.
Ответственными должностными лицами МБУ «УМИЗ» администрации МР «<адрес>» меры, направленные на устранение нарушений закона своевременно не приняты.
В соответствии с ч. 1 ст. 72 ЗК РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Согласно ч. ч. 2, 3 ст. 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.
Согласно п. 35 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также двусторонним соглашениям, заключенным между сельскими поселения и МР «<адрес>», к вопросам местного значения муниципального района относятся вопросы осуществления муниципального земельного контроля.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № "О порядке осуществления органами местного самоуправления муниципального земельного контроля на территории Республики Дагестан и о внесении изменений в закон Республики Дагестан "О земле" должностные лица органов муниципального земельного контроля имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации.
Из пункта 4.3 положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля в МР «<адрес>», утвержденного Решением Собрания депутатов МР «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что инспектор по муниципальному земельному контролю обязан предотвращать, выявлять и пресекать земельные правонарушения, а также проводить профилактическую работу по устранению обстоятельств, способствовавших совершению земельных правонарушений.
В адрес главы МР «<адрес>» 16.08.2021г. внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено, нарушения признаны обоснованными. Вместе с тем, фактические меры по устранению нарушений закона, как органом муниципального земельного контроля, так и собственником земельного участка администрацией СП «Орта-Стал» по настоящее время не приняты.
Согласно ч. 9 ст. 22 ЗК РФ изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускаются. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим федеральным законом, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
Однако, администрация СП «Орта-Стал» выявив факт несоблюдения условий договора аренды земельного участка с кадастровым номером 05:13:000047:187 от 22.12.2009г. меры, направленные на реальное устранение путем направления искового заявления о расторжении договора аренды, не приняты.
Согласно ст. 70 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
Бездействие должностных лиц администрации МР «<адрес>» и СП «<адрес>» способствуют к продолжению нарушений земельного законодательства, чем нарушаются права муниципальных образований.
При таких обстоятельствах требования административного истца являются обоснованными, с учетом признания их представителем административного ответчика, суд полагает необходимым их удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> Республики Дагестан – удовлетворить.
Признать бездействие администрации СП «<адрес>» <адрес> и МР «<адрес>» Республики Дагестан, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанностей по устранению допущенных нарушений земельного законодательства при предоставлении и использовании земельных участков с кадастровыми номерами 05:13:000047:187 и 05:13:000047:86.
Обязать администрацию СП «Орта-Стал» и МР «<адрес>» принять меры по устранению нарушений земельного законодательства, путем обращения в суд с исковым заявлением о расторжении договора аренды земельного участка с кадастровым номером05:13:000047:187 от ДД.ММ.ГГГГ, либо заключить дополнительное соглашение с уменьшением площади земельного участка с 40 га до 31,4 га.
Обязать администрацию СП «Орта-Стал» и МР «<адрес>» принять меры по устранению нарушений земельного законодательства, путем обращения в суд с исковым заявлением о расторжении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 05:13:000047:86 от 29.11.2006г., либо заключить дополнительное соглашение с указанием категории земли и вида разрешенного использования.
Резолютивная часть решения суда объявлена ДД.ММ.ГГГГ, мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД через Сулейман-Стальский районный суд в течение месяца с момента принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись М.М.Айбатов