УИД 10RS0011-01-2021-013540-48
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88 –10294/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 13 июля 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Стешовиковой И.Г.
судей Ирышковой Т.В., Смирновой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного казенного учреждения социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 4 февраля 2022 г. по делу № 2-6042/2021 по иску ФИО1 к государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» о возложении обязанности по предоставлению государственной социальной помощи в виде региональной социальной доплаты к пенсии.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» (далее также - Центр) о возложении обязанности по предоставлению государственной социальной помощи в виде региональной социальной доплаты к пенсии.
В обоснование иска указано, что истец является инвалидом второй группы и получателем пенсии по инвалидности. По его заявлению от февраля 2021 г. с марта 2021 г. к пенсии была ему назначена предусмотренная Законом Республики Карелия региональная социальная доплата (далее также- РСД).
По мнению истца, данная доплата была ему положена к назначению с 1 января 2020 г., то есть с момента вступления в силу Закона Республики Карелия от 19 октября 2019 г. №-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О государственной социальной помощи», установившего данную меру социальной поддержки. ФИО1 просил возложить на ответчика обязанность предоставить ему государственную социальную помощь в виде региональной социальной доплаты к пенсии в сумме 7000 руб.
В последующем исковые требования истцом увеличены, он просил возложить на ответчика обязанность установить региональную социальную доплату к пенсии с января 2020 года в размере 537,13 руб., возложить на ответчика обязанность установить доплату к вышеуказанной региональной доплате, размер которой, согласно доведенной до истца информации, составляет 184,39 руб. в месяц, взыскать с ответчика судебные расходы, включая почтовые расходы, расходы на ксерокопирование документов в общем размере 1472 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Министерство социальной защиты Республики К.. и Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия (ОПФР по Республике Карелия).
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22 октября 2021 г. требования ФИО1 удовлетворены частично. На Государственное казенное учреждение социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» возложена обязанность установить истцу с 1 января 2020 г. региональную социальную доплату к пенсии по инвалидности в размере, установленном п. 3 Порядка установления региональной социальной доплаты к пенсии и пересмотра ее размера, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 19 декабря 2019 г. №492-П, с учетом положений ч. 8.2 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». В удовлетворении иска в остальной части отказал. В пользу истца с ответчика взысканы судебные расходы в размере 1472 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 4 февраля 2022 г. решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22 октября 2021 г. оставлено без изменения. С государственного казенного учреждения социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» в пользу ФИО1 взысканы судебные расходы в сумме 362 руб.
В кассационной жалобе государственного казенного учреждения социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, вынесении решения об отказе истцу в иске.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, не находит оснований для отмены или изменения в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1, 20 мая 1994 года рождения, является инвалидом 2 группы по общему заболеванию и получателем социальной пенсии по инвалидности с 18 июня 2015 г. в соответствии с Федеральным законом № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении Российской Федерации».
В период с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2019 г. (включительно) ФИО1 являлся получателем федеральной социальной доплаты к пенсии, установленной Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
По сообщению пенсионного органа выплата ФСД ФИО1 была фактически приостановлена ПФР с 1 января 2017 г. в связи с тем, что общая сумма материального обеспечения пенсионера, которому установлена федеральная социальная доплата к пенсии, достигла величины прожиточного минимума пенсионера в Республике Карелия. Приостановление выплаты федеральной социальной доплаты осуществлено в автоматизированном режиме без вынесения соответствующего решения. 1 января 2020 г. ПФР вынесено решение о прекращении выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии в связи с тем, что величина материального обеспечения пенсионера превысила размер прожиточного минимума в Российской Федерации.
Также судом установлено, что 9 февраля 2021 г. ФИО1 обратился в подразделение ответчика, расположенное в г. Беломорске, с заявлением о назначении ему региональной социальной доплаты к пенсии. Решением Центра от 12 февраля 2021 г. № 04325/2021 истцу назначена региональная социальная доплата к пенсии, начиная с марта 2021 года.
Суд первой инстанции, разрешая спор, принял во внимание положения п. 3 ст. 9 Закона Республики Карелия от 09.03.1998 № 270-ЗРК «О государственной социальной помощи», постановление Правительства Республики Карелия от 19.12.2019 № 492-П, которым утвержден Порядок установления региональной социальной доплаты к пенсии и пересмотра ее размера, признал установленным, что поскольку по состоянию на 31 декабря 2019 г. ФИО1 была установлена ФСД к пенсии в соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ, РСД к пенсии в силу прямого указания п. 9 Порядка подлежала установлению в беззаявительном порядке с 1 января 2020 г.
Тот факт, что выплата ФСД с 1 января 2017 г. истцу была приостановлена, суд не признал основанием для отказа истцу в иске, указав, что в силу п. 9 Порядка право на установление РСД в беззаявительном порядке обуславливается не фактом получения пенсионером по состоянию на 31 декабря 2019 г. ФСД, а фактом её установления пенсионеру на указанную дату.
Суд апелляционной инстанции согласился с приведенными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами судов о частичном удовлетворении требований истца.
В целях обеспечения минимального материального обеспечения пенсионеров, проживающих на территории Российской Федерации, не осуществляющих работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, положениями ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрена возможность назначения данной категории граждан социальных доплат к пенсии (федеральной и региональной) в случае, если сумма их материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации,
Согласно ч. 6 ст. 12.1 указанного ФЗ (действующей до 01.01.2022) социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия. При этом для определения денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в части 3 настоящей статьи, в целях подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера представление документов не требуется.
В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона Республики Карелия от 09.03.1998 №270-ЗРК «О государственной социальной помощи» установление региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» в порядке, определяемом Правительством Республики Карелия.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 19.12.2019 №492-П утвержден Порядок установления региональной социальной доплаты к пенсии и пересмотра ее размера.
В п. 2 Порядка установлено, что региональная социальная доплата к пенсии устанавливается ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» гражданам (пенсионерам), не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия (пенсии) которым установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет, которым установлена страховая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» или пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с п. 3 Порядка региональная социальная доплата к пенсии устанавливается гражданину (пенсионеру) по месту его жительства или по месту его пребывания в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в Республике Карелия, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Республике Карелия.
По общему правилу региональная социальная доплата к пенсии устанавливается с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 Порядка), но не ранее дня возникновения права на региональную социальную доплату к пенсии на срок, на который установлена соответствующая пенсия (п. 8 Порядка).
При этом в п. 9 Порядка установлено, что региональная социальная доплата к пенсии гражданам (пенсионерам), которым на 31 декабря 2019 г. установлена федеральная социальная доплата к пенсии в соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ, устанавливается в беззаявительном порядке с 1 января 2020 г.
Исходя из того обстоятельства, что на 31 декабря 2019 г. истцу была установлена федеральная социальная доплата к пенсии в соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ, суды, в силу приведенного п. 9 Порядка, пришли к правомерному выводу об обязанности ответчика по установлению истцу РСД к пенсии в беззаявительном порядке с 1 января 2020 г.
С приведенными в судебных актах мотивами отклонения доводов ответчика, что выплата истцу ФСД с 1 января 2017 г. пенсионным органом была приостановлена в автоматическом режиме, а потому в отношении истца предусмотрен заявительный порядок установления спорной выплаты, судебная коллегия оснований не согласиться не находит, при том, что само право на установление истцу РСД к пенсии с 1 января 2020 г. ответчиком не осрпаривалось.
Все доводы и доказательства, приводимые ответчиком в обоснование своей позиции по делу, оценены судами обеих инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями части 4 статьи 198, пунктов 5 и 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судами обстоятельства и мотивы, по которым суды отдали предпочтение одним доказательствам перед другими.
По существу доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию ответчика, заявленную в суде первой инстанции и поддержанную в апелляционной жалобе, были предметом подробного изучения и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в целом они направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
С учетом изложенного предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы государственного казенного учреждения социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» не имеется. Кассационная жалоба, рассмотренная в пределах заявленных в ней доводов, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 4 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу государственного казенного учреждения социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи