Дело № 2-451/2018
Решение
именем Российской Федерации
22 мая 2018 года с. Пестрецы
Пестречинский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Фасхутдинова Р.Р.,
с участием представителя истца и третьего лица – СНТ «Шигалеевское» Гилязетдинова И.К.,
представителя ответчика – Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Баландиной Э.Ф.,
при секретаре Кулагиной А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алиуллин Р.К. к Исполнительному комитету Пестречинского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным отказ изменить вид разрешенного использования земельных участков и обязании изменить вид разрешенного использования земельных участков,
установил:
Алиуллин Р.К. обратился в суд с иском в вышеуказанной формулировке, мотивируя свои требования тем, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>, которые находятся в границах СНТ «Шигалеевское». Данные земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения. В письменном заявлении об изменении вида разрешенного использования земельных участков, расположенных в СНТ «Шигалеевское», на «садоводство», ответчиком было отказано, с чем он не согласен, поэтому истец просил суд признать незаконным отказ Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ изменить вид разрешенного использования земельных участков и обязать ответчика изменить вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> на «садоводство».
В судебном заседании представитель истца Гилязетдинов И.К., действующий также в интересах СНТ «Шигалеевское», поддержал исковые требования в полном объеме и просил суд удовлетворить иск, а также ходатайствовал о проведении экологической экспертизы на предмет соответствия земель его виду разрешенного использования, так как на землях отсутствует плодородный слой.
Представитель ответчика – Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Баландина Э.Ф. с исковыми требованиями не согласилась, просила суд в иске отказать.
Представитель третьего лица – Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился, поэтому и при отсутствии возражений явившихся лиц суд счел возможным рассмотреть дело без его участия.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно п. 6 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно п. 7 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации пункт 6 настоящей статьи не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» действие настоящего Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Пункт 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» содержит запрет на процедуру изменения вида разрешенного использования земельных участков в случае изменения одного вида разрешенного использования на другой вид разрешенного использования земельных участков, если он предусматривает жилищное строительство.
Системное толкование вышеуказанных правовых норм свидетельствует о том, что изменение разрешенного использования земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, невозможно без изменения категории земель, в составе которых находятся данные участки.
Как установлено в судебном заседании, Алиуллин Р.К. на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>, расположенные соответственно по адресам: <адрес>, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – сельскохозяйственное производство, что подтверждается делами правоустанавливающих документов и выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ председатель правления СНТ «Шигалеевское» обратился в Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан с просьбой изменить вид разрешенного использования в отношении земельных участков, находящихся в составе СНТ «Шигалеевское», на «садоводство».
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Исполнительным комитетом Пестречинского муниципального района Республики Татарстан отказано в изменении вида разрешенного использования в отношении земельных участков, находящихся в составе СНТ «Шигалеевское».
Учитывая, что изменение разрешенного использования земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, невозможно без изменения категории земель, в составе которых находятся данные участки, изменение вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> не основано на законе, поскольку они относятся к земельным участкам сельскохозяйственного назначения, оборот которых основывается, в том числе на принципе сохранения их целевого использования, поэтому требования истца удовлетворению не подлежат.
Кроме того, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд обращает внимание на следующее.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам.
Согласно п. 4 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации раздел земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Согласно п.п. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).
Поскольку согласно материалам дел правоустанавливающих документов и выпискам из Единого государственного реестра недвижимости земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> не предоставлялись для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства гражданам и их объединениям, они не находятся в составе такого объединения, в связи с чем требования истца не подлежат удовлетворению и по этому основанию.
При этом, с учетом достаточности доказательств для принятия решения по существу необходимость в назначении судебной экологической экспертизы по делу отсутствует, поскольку каких-либо вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, для разрешения спора не имеется.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении иска Алиуллин Р.К. к Исполнительному комитету Пестречинского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным отказ изменить вид разрешенного использования земельных участков и обязании изменить вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Татарстан через районный суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий: