Дело № 2-3093/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08.12.2017 года город Балаково
Балаковский районный суд Саратовской области в составе
судьи Курцевой И.А.,
при секретаре судебного заседания Бучарском И.А.,
с участием истца Голобоковой С.В.,
её представителя адвоката Липатовой А.П.,
представителя ответчика администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Решетникова А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Голобоковой С.В. к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности произвести очистку земельного участка от остатков фундамента и строительного мусора, произвести рекультивацию земельного участка,
установил:
Голобокова С.В. обратилась в суд с иском к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее администрация БМР), в котором просила обязать ответчика осуществить уборку остатков фундамента и строительного мусора (фрагментов кирпичной кладки строений) на земельном участке, площадью * кв.м, расположенном по адресу: *, с кадастровым номером *, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу и произвести рекультивацию указанного земельного участка в срок до 31.12.2017 года.
В обоснование иска указано, что постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 09.11.2015 года № 4368 истцу, как члену многодетной семьи, выделен земельный участок, площадью * кв.м, расположенный по адресу: *, с кадастровым номером * для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества.
Данный земельный участок образован путем выделения из земельного участка площадью * га, расположенного по адресу: *, с кадастровым номером *. Выделенный земельный участок представляет собой часть поля, на котором находится полуразрушенное здание бывшей воинской части, в том числе фундаменты различных строений, асфальтированные дороги, котлованы, насыпи, строительный мусор и заросли деревьев.
Кроме того, согласно разработанному по заказу администрации Балаковского муниципального района, проекту рекультивации земель бывшей воинской части по *, земельный участок площадью * га подлежит рекультивации.
Таким образом, на выделенном администрацией Балаковского муниципального района Саратовской области земельном участке невозможно в соответствии с законом осуществлять индивидуальное жилищное или дачное, вести личное подсобное хозяйство, заниматься садоводством и огородничеством.
По данному факту истец и другие собственники аналогичных земельных участков, выделенных из земельного участка с кадастровым номером *, обращались в администрацию Балаковского муниципального района с просьбой принять меры для приведения выделенных земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в соответствие законодательству и их назначению, однако до настоящего времени ответчик не принимает никаких мер по данным обращениям.
В судебном заседании истец и её представитель поддержали исковые требования по основаниям, указанным в иске. Голобокова С.В. дополнительно объяснила, что администрация БМР запланировала работы по очистке от строительного мусора земельных участков, выделенных многодетным семьям в районе 4 «Б» микрорайона, однако, работы по очистке принадлежащего ей земельного участка до настоящего времени не начаты, несмотря на то, что должны были закончиться в третьем квартале этого года.
Представитель истца дополнила, что сроки проведения очистки спорного земельного участка нарушены. Участок захламлен строительным мусором, требуется его рекультивация в связи с повышенным содержанием в грунте марганца и магния. Данные работы обязана выполнить администрация БМР, которая предоставила истице земельный участок, непригодный для использования по назначению, то есть для индивидуального жилищного строительства.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление (л.д. *), из которых следует, что 22.04.2013 года Министром обороны РФ был издан приказ № 350 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования город Балаково», в соответствии с которым из федеральной собственности в собственность муниципального образования города Балаково подлежали передаче объекты недвижимого имущества военных городков, в том числе земельный участок с кадастровым номером *, общей площадью * кв.м. По акту приема-передачи недвижимого имущества, закрепленного за ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, в собственность муниципального образования город Балаково передан земельный участок с кадастровым номером *, общей площадью * кв.м, местонахождение: *, о чем в ЕГРП 19.09.2013 года сделана запись регистрации № 64-64-03/108/2013-419. При передаче земельного участкам в муниципальную собственность на нем находились разрушенные, непригодные для эксплуатации здания, строения, которые подлежали сносу и демонтажу. Кадастровые паспорта на объекты недвижимости, расположенные на указанном земельном участке, отсутствовали.
17.09.2014 года на основании постановления администрации БМР № 4420 из земельного участка площадью * кв.м. с кадастровым номером * образовано *земельных участков, в том числе земельный участок площадью *кв.м. с кадастровым номером *. 09.11.2015 года администрацией БМР издано постановление о предоставлении в собственности бесплатно истцу земельного участка с кадастровым номером *2, 23.11.2015 года произведена государственная регистрация права собственности истца на спорный земельный участок. 13.11.2014 года ООО «Центр медицины труда», имеющее аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.21ЭП89, выдано экспертное заключение, в соответствии с которым земельный участок под квартал жилой застройки с кадастровым номером * соответствует требованиям СанПин 2.1.2.2645-10, СанПин 2.1.7.1287-03 с учетом изменений № 1, введенных СанПин 2.1.7.2197-07.
На основании муниципального контракта от 13.05.2015 года ООО «Научно-исследовательский и проектный институт «Саратовзапсибниипроект-2000» разработан проект рекультивации земель бывшей воинской части по Саратовскому шоссе, 4 «б» микрорайона города Балаково, площадью * га. 08.05.2015 года администрацией БМР издано постановление № 2859, которым утвержден Проект планировки территории квартала индивидуальной жилой застройки для многодетных семей на территории бывшей воинской части по Саратовскому шоссе, 4 «б» микрорайона города Балаково. В соответствии с проектом рекультивации до её начала на территории необходимо выполнить работы по разборке зданий и сооружений, асфальтобетонных проездов, дорожек и площадок, вывозу строительного мусора, выравниванию технологических насыпей, засыпке котлованов, вырубке самосевной древесно-кустарниковой растительности в два этапа – технический и биологический. Площадь технической и биологической рекультивации в границах участков составляет * га и включает в себя земли с превышением ПДК тяжелых металлов под разрушенными зданиями и сооружениями, под стоянками автомобилей, плацами, пешеходными переходами, проездами, находящимися под технологическими насыпями. К основным мероприятиям по выбранному направлению биологического этапа рекультивации согласно ГОСТ 17.5.1.01-83 относятся: раскисление земель путем внесения извести, внесение минеральных удобрений, посев многолетних трав.
Администрацией БМР разработан план мероприятий по рекультивации в отношении земельных участков, расположенных в 4 «б» микрорайоне города Балаково Саратовской области и предоставленных гражданам, имеющих трех и более детей для ИЖС. Согласно плану земельные участки разделены на три группы, земельный участок истца входит во вторую группу, соответственно выполнение мероприятий по демонтажу и вывозу железобетонных конструкций, вывозу грунта запланировано на 3 квартал 2017 года силами ООО «Автотрасса» при участии МКУ «УДХБ», МБУ «БалАвтоДор», завоз грунта для плодородного слоя земли запланирован на 2-3 квартал 2018 года.
Поскольку действующее законодательство в сфере рекультивации нарушенных земель возлагает обязанность по восстановлению нарушенного почвенного слоя земли и восстановлению его свойств от негативного воздействия различного вида использования на лиц, деятельность которых непосредственно привела к ухудшению состояния и загрязнению земель. Указанные лица обязаны за свой счет осуществить мероприятия по рекультивации нарушенных земель. Поскольку негативное воздействие на состояние почвенного покрова земельного участка с кадастровым номером * было вызвано использованием данной территории под размещение военного объекта, находящегося в собственности РФ, следовательно, администрация БМР является ненадлежащим ответчиком по делу, учитывая, что органы местного самоуправления администрации БМР не осуществляли какую-либо деятельность, повлекшую ухудшение состояния спорного земельного участка.
Кроме того, истец не предоставил допустимые, достаточные доказательства состояния, в котором находится спорный земельный участок
Также представитель администрации БМР в судебном заседании указал, что в срок до 31.12.2017 года провести работы по очистке земельного участка и его рекультивации не представляется возможным. Возобновление указанных работ возможно не ранее 2018 года, окончание не ране второго квартала 2018 года.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства обороны РФ, Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельным ресурсам администрации БМР, ООО «Автотрасса», МБУ МО «БалАвтоДор», МКУ МО «Управление дорожного хозяйства и благоустройства», извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, заслушав объяснения сторон и их представителей, исследовав письменные доказательств, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает в качестве способов защиты прав восстановление положения, существовавшего до нарушения права и присуждение к исполнению обязанности в натуре (ст. 12 ГК РФ).
В соответствии с п. п. "в", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Саратовской области от 30 сентября 2014 года N 119-ЗСО "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства или огородничества однократно предоставляются в собственность бесплатно имеющим трех и более детей гражданам, семьи которых признаются многодетными в соответствии с Законом Саратовской области от 01 августа 2005 года N 74-ЗСО "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области".
Пунктами 1, 3 статьи 2 Закона Саратовской области от 30 сентября 2014 года N 119-ЗСО предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются гражданам в собственность бесплатно органами местного самоуправления муниципальных районов, городских поселений, а также органом местного самоуправления муниципального образования "Город Саратов" (далее - органы местного самоуправления).
Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в целях жилищного строительства органом исполнительной власти области, осуществляющим управление и распоряжение данными земельными участками в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - уполномоченный орган исполнительной власти области).
Статьей 3 Закона регламентирован порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в собственность бесплатно.
В соответствии с п. 35 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Минрегиона России от 09 сентября 2013 года N 372 "Об утверждении методических рекомендаций", при установлении порядка отбора земельных участков в целях их предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства рекомендуется принимать во внимание, что для целей жилищного строительства, в первую очередь, необходимо рассматривать земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, установленный вид разрешенного использования которых позволяет осуществлять индивидуальное жилищного строительство или которые могут быть использованы для такого строительства в соответствии с документами территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования, в том числе после изменения вида их разрешенного использования.
Согласно п. 36 указанным Методических рекомендаций, в случае передачи органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществления полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, в целях предоставления для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, рекомендуется учитывать, что согласно части 1.1 статьи 14 Федерального закона N 161-ФЗ принятие органом государственной власти решений о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, допускается только после обеспечения указанных земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки в границах земельных участков, осуществление полномочий по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъекта Российской Федерации. Принимая во внимание, что безвозмездная передача земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, для жилищного строительства является формой государственной поддержки таких семей, в закон субъекта Российской Федерации, регулирующий указанные правоотношения, рекомендуется включить норму, согласно которой предоставление земельных участков таким гражданам допускается только после обеспечения указанных земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков, осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных норм предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства является одной из мер социальной поддержки, направленной на реализацию жилищных прав.
В судебном заседании установлено следующее.
22.04.2013 года Министром обороны РФ был издан приказ № 350 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования город Балаково», в соответствии с которым из федеральной собственности в собственность муниципального образования города Балаково подлежали передаче объекты недвижимого имущества военных городков, в том числе земельный участок с кадастровым номером *, общей площадью * кв.м (том * л.д. *).
По акту приема-передачи недвижимого имущества, закрепленного за ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, в собственность муниципального образования город Балаково передан земельный участок с кадастровым номером 64:40:030101:15, общей площадью 256390 кв.м, местонахож* Саратовская область, город Балаково, Саратовское шоссе, микрорайон 4 «б» (том * л.д. *), о чем в ЕГРП 19.09.2013 года сделана запись регистрации № 64-64-03/108/2013-419.
17.09.2014 года на основании постановления администрации БМР № 4420 из земельного участка площадью * кв.м. с кадастровым номером *, с разрешенным использованием: под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения, жилые дома, образовано * земельных участков, в том числе земельный участок площадью * кв.м. с кадастровым номером *(том *).
08.05.2015 года администрацией БМР издано постановление № 2859, которым утвержден Проект планировки территории квартала индивидуальной жилой застройки для многодетных семей на территории бывшей воинской части по *.
09.11.2015 года администрацией БМР издано постановление о предоставлении в собственности бесплатно истцу земельного участка с кадастровым номером *, категория земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения, жилые дома (том *), 23.11.2015 года произведена государственная регистрация права собственности истца на спорный земельный участок (том *).
На основании муниципального контракта от 13.05.2015 года ООО «Научно-исследовательский и проектный институт «Саратовзапсибниипроект-2000» разработан проект рекультивации земель бывшей воинской части по *, площадью * га (том *). В соответствии с проектом рекультивации до её начала на территории необходимо выполнить работы по разборке зданий и сооружений, асфальтобетонных проездов, дорожек и площадок, вывозу строительного мусора, выравниванию технологических насыпей, засыпке котлованов, вырубке самосевной древесно-кустарниковой растительности в два этапа – технический и биологический. Площадь технической и биологической рекультивации в границах участков составляет * га и включает в себя земли с превышением ПДК тяжелых металлов под разрушенными зданиями и сооружениями, под стоянками автомобилей, плацами, пешеходными переходами, проездами, находящимися под технологическими насыпями. К основным мероприятиям по выбранному направлению биологического этапа рекультивации согласно ГОСТ 17.5.1.01-83 относятся: раскисление земель путем внесения извести, внесение минеральных удобрений, посев многолетних трав.
Администрацией БМР разработан план мероприятий по рекультивации в отношении земельных участков, расположенных в 4 «б» микрорайоне города Балаково Саратовской области и предоставленных гражданам, имеющих трех и более детей для ИЖС. Согласно плану земельные участки разделены на три группы, земельный участок истца входит во вторую группу, соответственно выполнение мероприятий по демонтажу и вывозу железобетонных конструкций, вывозу грунта запланировано на 3 квартал 2017 года силами ООО «Автотрасса» при участии МКУ «УДХБ», МБУ «БалАвтоДор», завоз грунта для плодородного слоя земли запланирован на 2-3 квартал 2018 года (том *).
Таким образом, земельный участок предоставлен истцу для индивидуального жилищного строительства в рамках реализации государственных социальных гарантий в сфере поддержки материнства и детства, предусмотренных действующим законодательством: Федеральным законом N 161-ФЗ от 24 июля 2008 года "О содействии развитию жилищного строительства", Законом Саратовской области от 01 августа 2005 года N 74-ЗСО "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области", Законом Саратовской области от 30 сентября 2014 года N 119-ЗСО "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
Однако, предоставленный истцу органом местного самоуправления земельный участок не соответствует требованиям, предъявляемым к земельным участкам, предназначенным для индивидуального жилищного строительства.
Данное обстоятельство подтверждается протоколом испытаний почвы (грунта) № 51, составленного ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому Федеральному округу (ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО) 15.09.2016 года по результатам отбора проб почвы на земельном участке с кадастровым номером * (том *.). По результатам испытаний установлено, что в пробе № 195 содержание нефтепродуктов составляет 1780 мг/кг, что согласно «Порядку определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами» относится к 2-му (низкому) уровню загрязнения, (до 2000 мг/кг); меди – 778 мг/кг, что относится к 5-му (очень высокому) уровню загрязнения (свыше 500 мг/кг). Превышение норм ОДК (ГН 2.1.7.25-11-09) установлено в пробе № 195 в 5,9 раза, по кадмию в 1,9 раз.
Факт загрязнения почвы на земельном участке истца химическими веществами в концентрации, превышающей предельно допустимую, подтверждается также лабораторно-инструментальным исследованием территории бывшей воинской части по *, площадью * га на рН и содержание нефтепродуктов, свинца, кадмия, мышьяка, ртути, никеля, кобальта, меди, цинка, радиологическим исследованием, проведенными ООО «Цент медицины труда» (том *). Согласно выводам составленных по результатам исследований экспертных заключений, земельный участок с кадастровым номером * не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, в том числе по превышению ПДК металлов. С целью обеспечения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов рекомендуется в местах обнаружения превышений ПДК металлов, с учетом высокого уровня суммарного показателя загрязнения, соответствующих нормам проб №№ 7, 10, 13, 14, предусмотреть рекультивацию почвы с предварительным снятием верхнего слоя и замещением его чистой почвой.
Земли с превышением ПДК тяжелых металлов отражены на схеме, подготовленной и представленной администрацией БМР, из которой следует, что земельный участок с кадастровым номером 64:40:030101:702 входит в указанный перечень (том *).
Подготовленный по заданию администрации БМР проект рекультивации земельного участка, разработанный администрацией план мероприятий по рекультивации в отношении земельных участков, расположенных * и предоставленных гражданам, имеющих трех и более детей для ИЖС, также подтверждает необходимость проведения работ очистке земельного участка истца от строительного мусора и по рекультивации почвы.
Факт загрязнения земельного участка истца остатками фундамента и строительным мусором подтверждается также представленными истцом в судебном заседании фотографиями земельного участка (том *), показаниями свидетеля *Т.В., из которых следует, что Голобокова С.В. приходится ей родной сестрой. Она вместе с истцом неоднократно посещала спорный земельный участок с номером * (там стоит соответствующая табличка с указателем номер), расположенный в районе *, на территории бывшей воинской части. В настоящее время на земельном участке имеются плиты, камни, врытые в землю трубы, спиленные деревья. Фотографирование земельного участка 30.11.207 года производилось с её участием.
В соответствии с частями 5, 6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Вместе с тем, из приведенного выше законодательства следует, что в обязанности органа местного самоуправления входит предоставление многодетной семье земельного участка, пригодного для индивидуально жилищного строительства.
Поскольку ответчик приобрел в собственность муниципального образования город Балаково земельный участок не пригодный для указанных целей, сформировал и предоставил истцу земельный участок, который она не имеется возможности использовать по назначению, нельзя считать исполненной установленную законом обязанность органа местного самоуправления предоставить земельный участок истцу как многодетной матери пригодный для индивидуально жилищного строительства.
При таких обстоятельствах, на администрацию БМР следует возложить обязанность по очистке земельного участка истца от остатков фундамента и строительного мусора и произвести рекультивацию указанного земельного участка. Учитывая, что производство работ по рекультивации земельного участка возможно начать только весной 2018 года, суд считает необходимым установить срок для выполнения всего объема работ до 30.06.2018 года.
На основании изложенного и руководствуясь 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:удовлетворить исковые требования Голобоковой С.В.
Обязать администрацию Балаковского муниципального района Саратовской области уборку остатков фундамента и строительного мусора (фрагментов кирпичной кладки строений) на земельном участке, площадью * кв.м, расположенном по адресу: *, с кадастровым номером *, принадлежащем на праве собственности Голобоковой С.В., и произвести рекультивацию указанного земельного участка в срок до 30.06.2018 года.
В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд Саратовской области.
Судья И.А. Курцева