УИД 11RS0001-01-2022-003189-97 Дело № 2а-5643/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Койковой Т.А.,
при секретаре Дикгаут К.В.,
с участием административного истца Шустова Р.А.,
рассмотрев 21 июня 2022 года в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи в г.Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Шустова Романа Андреевича к Управлению по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, Российской Федерации в лице ФСИН России о взыскании компенсации за ненадлежащие условия этапирования,
установил:
Шустов Р.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за ненадлежащие условия этапирования в размере 80 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец 23.03.2018 этапирован из ИВС г. Печора в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми в ненадлежащих условиях, так как была маленькая площадь купе в котором он перевозился, личные вещи создавали огромную тесноту, .... В вагоне отсутствовала вентиляция, в связи с запретом открывать окна, спать было невозможно из-за отсутствия постельных принадлежностей, тогда как этапирование производилось ночью. Не было никаких условий для приема пищи. Указанное причиняло ему нравственные страдания и неудобства, в связи с чем полагал, что были нарушены его права.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Российская Федерация в лице ФСИН России, в качестве заинтересованного лица УФСИН России по Республике Коми.
В судебном заседании административный истец Шустов Р.А. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административных ответчиков ФСИН России, ФКУ Управления по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, заинтересованного лица УФСИН России по Республике Коми в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суд в известность не поставил.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Выслушав административного истца, изучив материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из требований положений п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, КАС РФ в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Так, в соответствии со ст. 12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1).
Частью 2 указанной нормы установлено, что компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.
В соответствии с ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации установлено, что допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец Шустов Р.А. с 22.03.2018 на 23.03.2018 года конвоировался караулами, назначенными от ФКУ УК УФСИН России по Республике Коми от жедезнодорожной станции ... до станции ... плановым караулом по железнодорожному маршруту «...» в специальном вагоне, где Шустов Р.А. размещался в большой камере №4, на всем пути следования загрузка камеры не превышала 2 человек.
В судебном заседании административный истец указал, что этапирование происходило 23.03.2018, так как в вагон их посадили ночью, в связи с чем нарушение было в указанный день.
В соответствии с ч.ч. 1 и 6 ст. 76 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденные к лишению свободы, направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем. Порядок перемещения осужденных определяется нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с данным Кодексом.
Статьей 12 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» закреплено, что порядок конвоирования лиц, заключенных под стражу, устанавливается законодательством Российской Федерации и совместными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Такими федеральными органами, в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 и Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248, являются Министерство юстиции Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации, которые своим приказом от 24 мая 2006 г. N 199дсп/369дсп утвердили Инструкцию.
Инструкция определяет порядок организации конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирования граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случаях их экстрадиции, а также порядок действий караулов и должностных лиц при происшествиях (пункт 1).
Частью 3 ст. 76 УИК РФ установлено, что при перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия.
Для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по железнодорожным маршрутам используются вагоны, которые представляют собой модификацию стандартного пассажирского вагона.
Согласно приказу Минюста России и МВД России от 09.02.2018 № 2бдсп/85дсп «О внесении изменений в приказ, Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.05.2006 № 199дсп/369дсп «Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию» нормы размещения конвоируемых лиц в специальных вагонах определены до 10 человек в большие камеры и до 4 человек в малые.
Из указанного следует, что административный истец перевозился не в стесненных условиях, как на это указывает в своем иске, так как перевозился в большой камере, при общем количестве этапируемых 2 человека на протяжении всего следования в пути.
В части доводов административного искового заявления о нарушении ночного сна, в связи с необеспечением постельными принадлежностями, суд приходит к следующему.
Установлено, что большие камеры специального вагона, в которых конвоировался Шустов Р.А. имеет следующие размеры: ширина - 163 см, длина - 214 см, высота - 287 см, оборудована 6 полками, рассчитанными на 4 места для лежания и 8 мест для сидения по 4 человека на каждую из 2 нижних полок, нижние полки могут так же использоваться как спальные места. Кроме того, в камере имеется откидное место для лежания, расположенное между двумя нижними полками для сидения. Таким образом, высота больших камер специальных вагонов позволяет осужденным беспрепятственно встать в полный рост, имеется возможность разместиться для отдыха и сна на полках камеры. Под нижними полками камеры спецвагона (габариты свободного пространства для личных вещей составляют: длина - 214 см, высота - 40 см, ширина - 60 см, объем - 0511 куб. м с каждой стороны), что позволяет использовать пространство для размещения личных вещей.
Нормами действующих нормативных правовых актов не предусмотрена выдача конвоируемым лицам постельного белья и матрацев, при этом пользоваться личными спальными принадлежностями не запрещается.
Заводом-изготовителем специальных вагонов в камерах для конвоируемых лиц не предусмотрены столики для приема пищи. Непосредственно в камерах специального вагона окон нет. От общего коридора с окнами камеры отделены металлической решеткой с решетчатой дверью, образуя с коридором единое воздушное пространство, что не препятствует циркуляции воздуха. Кроме того, спецвагон оборудован системой принудительной вентиляции, что соответствует требованиям Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03.
Все системы жизнеобеспечения специального вагона, в которых следовал Шустов Р.А., а именно отопление, освещение, вентиляция, водоснабжение были в исправном состоянии, что подтверждается отметками начальника караула и записями проверяющих должностных лиц в путевой ведомости караула.
С жалобами на условия его содержания во время конвоирования в заявленный период Шустов Р.А. не обращался.
Вывод конвоируемых лиц в туалет в пути следования осуществлялся согласно пункта 229 Инструкции по первому требованию, в порядке очередности. Факт отказа вывода в туалет административного истца не установлен. При этом инструкцией не предусмотрено фиксация вывода в туалет.
Принимая во внимание изложенное, нарушение действиями административных ответчиков конкретных требований правовых норм и прав административного истца в период его перевозки и содержания не нашло своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Проанализировав доводы административного истца и представленные по делу доказательства в их совокупности, суд находит, что условия содержания при конвоировании Шустова Р.А. в заявленный период соответствовал установленным требованиям. Те неудобства, которые, по мнению административного истца, причинили ему страдания в связи с его перевозкой и содержанием не превышали тот неизбежный уровень страданий, который связан с отбыванием наказания в виде лишения свободы.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что доказательств того, что истец перевозился и содержался в заявленный период в бесчеловечных условиях, нарушающих его права и унижающих достоинство человека, материалы дела не содержат. Доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий от действий должностных лиц, а также вины государственных органов и их должностных лиц, нарушающих личные неимущественные права или нематериальные блага, судом не установлено.
Оснований для удовлетворения требований административного истца о признании условий этапирования 23.03.2018 года из ИВС г. Печора в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми ненадлежащими, нарушающими его права, не имеется.
руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление Шустова Романа Андреевича к Управлению по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, Российской Федерации в лице ФСИН России о взыскании компенсации за ненадлежащие условия этапирования 23.03.2018 года оставить без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А. Койкова
Мотивированное решение изготовлено 04.07.2022 года.