Решение по делу № 2-55/2021 от 05.03.2021

57RS0013-01-2021-000065-04 Дело № 2-55/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 апреля 2021 года г. Малоархангельск

Малоархангельский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Соколова Р.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савриловой О.В.,

с участием помощника прокурора Малоархангельского района Орловской области Громова В.В., представителя ответчика администрации Малоархангельского района Орловской области по доверенности от 11.02.2021 года Фалеевой О.И., представителя ответчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Малоархангельская средняя общеобразовательная школа №2» директора Горохова И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Малоархангельского районного суда Орловской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Малоархангельского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Малоархангельского района Орловской области, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Малоархангельская средняя общеобразовательная школа №2» о понуждении к совершению действий,

установил:

прокурор Малоархангельского района Орловской области обратился в суд с иском к администрации Малоархангельского района Орловской области, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Малоархангельская средняя общеобразовательная школа №2» (далее по тексту – МБОУ «Малоархангельская СОШ №2») о понуждении к совершению действий.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере антитеррористической защищенности МБОУ «Малоархангельская СОШ №2», которому присвоена третья категория опасности в соответствии с паспортом безопасности, в ходе которой установлено, что в нарушение положений действующего законодательства в учреждении не обеспечена охрана сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; не оборудовано на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); основные входы в здание учреждения не оборудованы контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); учреждение не оснащено стационарными или ручными металлоискателями.

По данному факту прокуратурой района 24.08.2020 года в адрес администрации Малоархангельского района Орловской области, являющейся учредителем учреждения, было внесено представление об устранении нарушений законодательства, однако соответствующих мер к устранению выявленных нарушений принято не было в связи с отсутствием необходимых денежных средств.

Данные обстоятельства отрицательно сказываются на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности пребывающих в учреждении лиц, нарушают их права в части защищенности объекта от угрозы террористических актов.

По изложенным основаниям, просил суд обязать администрацию Малоархангельского района Орловской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для обеспечения в МБОУ «Малоархангельская СОШ №2» охраны сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудования на 1-м этаже МБОУ «Малоархангельская СОШ №2» помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудования основных входов в здание МБОУ «Малоархангельская СОШ №2» контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); оснащения МБОУ «Малоархангельская СОШ №2» стационарными или ручными металлоискателями. Обязать МБОУ «Малоархангельская СОШ №2» в течение 3 месяцев с момента выделения администрацией Малоархангельского района Орловской области денежных средств обеспечить в МБОУ «Малоархангельская СОШ №2» охрану сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать на 1-м этаже МБОУ «Малоархангельская СОШ №2» помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудовать основные входы в здание МБОУ «Малоархангельская СОШ №2» контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); оснастить МБОУ «Малоархангельская СОШ №2» стационарными или ручными металлоискателями.

В судебном заседании помощник прокурора Малоархангельского района Орловской области Громов В.В. исковые требования поддержал в полном объёме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Малоархангельского района Орловской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Фалеева О.И. исковые требования признала и пояснила, что выявленные прокуратурой в ходе проведения проверки нарушения требований антитеррористической защищенности имеют место в связи с дефицитом бюджетных средств. В связи со сложной финансовой ситуацией в районе просила установить срок для исполнения требований к администрации района о выделении денежных средств - 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика МБОУ «Малоархангельская СОШ №2» директор Горохов И.И. в судебном заседании исковые требования прокурора признал. Пояснил, что по результатам проведенного обследования и категорирования МБОУ «Малоархангельская СОШ №2» присвоена третья категория опасности в соответствии с паспортом безопасности. В настоящее время в образовательном учреждении обучается 274 учащихся и трудоустроен 41 сотрудник, включая совместителей. Собственником имущества МБОУ «Малоархангельская СОШ №2» является администрация Малоархангельского района Орловской области. Денежные средства на содержание имущества образовательного учреждения поступают из бюджета района. По мере поступления денежных средств от учредителя выявленные прокуратурой в ходе проведения проверки нарушения требований антитеррористической защищенности будут образовательным учреждением устранены. Просил установить срок для исполнения требований - 6 месяцев с момента выделения администрацией района необходимых денежных средств.

Выслушав помощника прокурора Малоархангельского района Орловской области и представителей ответчиков, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), суд считает, что исковые требования следует удовлетворить по следующим основаниям.

В пункте 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года, указано, что государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Положениями статей 2, 20, 38, 41 Конституции Российской Федерации гарантировано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.

В силу пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (пункт 6 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона).

В силу статьи 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

Согласно пункту «д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Как следует из пункта 2 части 6 и части 7 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно статье 41 названного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 года № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее по тексту – Требования).

Указанные Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

Пунктом 25 Требований предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.

Пунктом 32 Требований предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими функции и полномочия учредителей в отношении образовательных организаций, являющимися правообладателями объектов (территорий), в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов.

На основании пунктов 3, 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансовому обеспечению деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовому обеспечению выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями (пункт 3 части 1 статьи 17 вышеуказанного Федерального закона).

В силу абзаца 1 пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Как установлено судом и следует из материалов дела, МБОУ «Малоархангельская СОШ №2» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии, является муниципальным бюджетным учреждением, в соответствии с актом обследования и категорирования от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного в целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), а также паспортом безопасности, утвержденным главой Малоархангельского района ДД.ММ.ГГГГ, относится к третьей категории опасности (л.д.10-16).

В соответствии с Уставом МБОУ «Малоархангельская СОШ №2» образовательное учреждение является некоммерческой организацией, учредителем и собственником имущества которой является муниципальное образование Малоархангельский район Орловской области. От имени муниципального образования Малоархангельский район выступает администрация Малоархангельского района. Отдельные права и функции учредителя осуществляет отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Малоархангельского района. От имени муниципального образования Малоархангельский район права и функции собственника имущества осуществляет отдел по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации Малоархангельского района. Учредитель обеспечивает правовые, финансовые и материально-технические условия, необходимые для сохранности, целостности закрепленного на праве оперативного управления за учреждением муниципального имущества Малоархангельского района, а также его деятельности в качестве муниципального образовательного учреждения (л.д.17-42).

Также из материалов дела видно, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности в МБОУ «Малоархангельская СОШ №2», проведенной прокуратурой Малоархангельского района Орловской области, было установлено, что в данном образовательном учреждении в нарушение подпункта «б» пункта 25 Требований не обеспечена охрана сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; в нарушение подпункта «в» пункта 25 Требований не оборудовано на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); в нарушение подпункта «г» пункта 25 Требований основные входы в здание не оборудованы контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); в нарушение подпункта «д» пункта 25 Требований учреждение не оснащено стационарными или ручными металлоискателями. Данные обстоятельства подтверждаются справкой по результатам проверки от 02.03.2021 года и не оспариваются ответчиками (л.д.48-50).

По фактам выявления нарушений подпунктов «б, д» пункта 25 Требований ранее прокурором района 24.08.2020 года в адрес главы администрации Малоархангельского района Орловской области было внесено представление (л.д.43-45). На представление 11.09.2020 года дан ответ о принятии администрацией района мер к обеспечению антитеррористической безопасности образовательных организаций района, поэтапном их выполнении в соответствии с разработанной и утвержденной постановлением администрации района 07.04.2020 года №140 Дорожной картой по реализации мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных организаций Малоархангельского района (л.д.46-47).

Таким образом, из материалов дела следует и представителями ответчиков в судебном заседании подтверждено, что до настоящего времени в МБОУ «Малоархангельская СОШ №2» не осуществляются мероприятия, предусмотренные подпунктами «б, в, г, д» пункта 25 Требований, что снижает антитеррористическую защищенность данного объекта, способствует несанкционированному доступу в образовательное учреждение посторонних лиц, тем самым, отрицательно сказывается на комплексной безопасности неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних и их законных представителей, педагогов и иных лиц, находящихся в образовательном учреждении и на его территории, и чем грубо нарушаются права неопределенного круга лиц, обучающихся в образовательном учреждении, а также работников учреждения на охрану здоровья и жизни в период их нахождения в образовательном учреждении.

При этом суд также принимает во внимание, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является не только обязанностью образовательного учреждения, но и обязанностью органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего ее финансирование.

При указанных обстоятельствах, а также принимая во внимание факт признания представителями ответчиков исковых требований, которое не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц, суд находит требования прокурора Малоархангельского района Орловской области к администрации Малоархангельского района Орловской области, МБОУ «Малоархангельская СОШ №2» о понуждении к совершению действий подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии частью 2 статьи 206 ГПК РФ суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда для администрации Малоархангельского района Орловской области в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, для МБОУ «Малоархангельская СОШ №2» - в течение 3 месяцев после выделения администрацией района денежных средств на указанные цели.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора Малоархангельского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Малоархангельского района Орловской области, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Малоархангельская средняя общеобразовательная школа №2» о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Обязать администрацию Малоархангельского района Орловской области в течение 10 (десяти) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на цели:

- обеспечения в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Малоархангельская средняя общеобразовательная школа №2» охраны сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

- оборудования на 1-м этаже муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Малоархангельская средняя общеобразовательная школа №2» помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

- оборудования основных входов в здание муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Малоархангельская средняя общеобразовательная школа №2» контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);

- оснащения муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Малоархангельская средняя общеобразовательная школа №2» стационарными или ручными металлоискателями.

Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Малоархангельская средняя общеобразовательная школа №2» в течение 3 (трех) месяцев с момента выделения администрацией Малоархангельского района Орловской области денежных средств на указанные цели:

- обеспечить в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Малоархангельская средняя общеобразовательная школа №2» охрану сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

- оборудовать на 1-м этаже муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Малоархангельская средняя общеобразовательная школа №2» помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

- оборудовать основные входы в здание муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Малоархангельская средняя общеобразовательная школа №2» контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);

- оснастить муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малоархангельская средняя общеобразовательная школа №2» стационарными или ручными металлоискателями.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Малоархангельский районный суд Орловской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированный текст решения суда изготовлен 08 апреля 2021 года.

Судья Р.Ю. Соколов

2-55/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Помощник прокурора Малоархангелського района Орлвоской области Громов В. В.
Ответчики
Администрация Малоархангельского района Орловской области
МБОУ "Малоархангельтская СОШ №2"
Другие
Фалеева Олеся Ивановна
Горохов Игорь Иванович
Суд
Малоархангельский районный суд Орловской области
Судья
Соколов Роман Юрьевич
Дело на странице суда
maloarhangelsky.orl.sudrf.ru
05.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.03.2021Передача материалов судье
09.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2021Подготовка дела (собеседование)
17.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2021Судебное заседание
08.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее